Информация для преподавателей
Седьмое издание включает в себя обширное онлайновое руководство по ресурсам для преподавателей, составленное Джимом Простом (Jim Prost) и представленное на веб-сайте www.wiley.com/college/aaker. Данное руководство содержит несколько кратких планов курсов; список практических примеров, которые следует рассмотреть; тестовые вопросы; перечень дополнительных источников; презентацию, выполненную в соответствии с делением по главам, в формате «Power Point»; набор указаний по проведению лекций для каждой главы; комментарии к обсуждению в рамках разделов «Темы для обсуждения», завершающих каждую главу.
Благодарности
Данная книга не смогла бы увидеть свет без помощи моих друзей и коллег. На предлагаемое читателям издание оказали благотворное влияние полезные замечания множества студентов, посещавших мой курс по стратегическому рыночному управлению, и работа ряда талантливых исследователей, в числе которых Сатоши Акутсу, Николас Лурье, Хизер Хонеа и Эндрю Шварц, а также нескольких проницательных студентов МВА: Эни Луна Капелл, Айрис М. Карденас, Роберта Б. Спирса,
Предисловие
Кевина Стоунлейка, Лесли Тригг, Пабло Валенсиа, Кевина А. Йена, Т. Джейсона Янга и Хосе Ризо-Патрона. Среди тех, кто прочитал большую часть ранних изданий, были Норм Смотерс, Грегори Гундлач, Роберт Хедэн, Чонси Берк, Том Гилпатрик, Франк Акито, Джордж Джексон, Сид Дадли, Р. Вишуонатан, Эндрю Форман, Патриция Хопкинс, Брюс МакНаб, Джон Б. Лорд, Йама Йелкур, Джин Лакзняк, Дон Лимон, Барух Лев, Рей Майлз, Стив Пенман, Чарльз О'Рейли и Дэвид Тис. Я очень обязан всем этим людям.
Я особенно благодарен ряду сотрудников компании Nestle, которые помогли мне при создании примера с кормом для дохмашних животных, использованного в формах для планирования. Ли Портер помогал мне в изложении практикумов и корректировал его на протяжении нескольких изданий, а Джон Кармайкл внес свой вклад при подготовке этих материалов для данного издания. Важным источником идей и поддержки были мои коллеги из «Prophet», в особенности Тревор Уэйд. Моя дочь Дженифер помогает мне сохранять остроту мышления. Ряд полезных предложений был внесен Энди Смитом и Брайаном Крюгом.
Я хочу выразить особую благодарность своему другу и коллеге Джиму Просту, выдающемуся преподавателю в области стратегии, который дал мне множество советов по поводу данной книги и создал прекрасное руководство по источникам для преподавателей.
Я очень рад, что мне посчастливилось работать с издателем Джоном Уили, его отличной организацией и ее замечательными редакторами — Риком Эспозито (который помог появиться на свет первой редакции этой книги), Джоном Вудсом, Тимом Кентом, Эллен Форд, Джеффом Маршалом и Джудит Джозеф (которая была руководителем данного проекта). Я также хочу поблагодарить Синди Роудс и Кевина Оддса, которые следили за тем, чтобы все происходило вовремя. Ты получаешь истинное удовольствие, когда тебе оказывают поддержку опытные профессионалы, работа с которыми приносит радость. Крис Келли, великолепный художественный редактор, помог сделать текст этой книги более доступным для чтения, что, впрочем, он делал и раньше для многих моих книг.
Эта книга посвящается моим родителям, Иде и Оскару, которые прожили жизнь, полную энергии и любви, а также Саманте, Мейл, Девону и Куперу, чья жизнь и сейчас наполнена энергией и надеждой.
Дэвид А. Лакер Январь 2004 г.
Часть I ВВЕДЕНИЕ И ОБЗОР
Глава 1
Стратегия бизнеса: концепция
и тенденции
Планы — ничто, планирование — все. Дуайт Эйзенхауэр
Даже если вы встали на правильный путь, не останавливайтесь,
иначе вас затопчут.
Уилл Роджерс
Если абсолютного превосходства достичь невозможно, вы,
умело используя имеющиеся ресурсы, должны добиться
относительного перевеса в наиболее важной точке.
Карл фон Клаузевиц
В 1930-х гг. сети американских универмагов Sears и Montgomery Ward обладали примерно равными возможностями и потенциалом, имели сопоставимые показатели объемов продаж и прибыльности. Но через два десятилетия Sears почти в три раза превосходила своего беспечного и бездеятельного конкурента. Интересно, что одна из основных причин отставания универмагов Ward от конкурента была связана с убеждением главы компании, Сьюэла Авери, в том, что за войнами неминуемо следуют экономические депрессии. Исходя из этих соображений в период 1941-1957 гг. Ward не открыла ни одного нового универмага. Другая причина заключалась в том, что осознавшее возрастающую роль автомобиля в совершении покупок руководство компания Sears приняло в 1946 г. решение о необходимости агрессивного и дорогостоящего шага, а именно — о начале строительства пригородных торговых центров с огромными автостоянками. Но ни Sears, ни Ward не обратили внимания на появление таких новых конкурентов, как магазины сниженных цен, с одной стороны, и специализированные торговые предприятия — .с другой, и не удосужились скорректировать свои страте-
Глава 1. Стратегия бизнеса: концепция и тенденции
гии. В конечном итоге универмаги Montgomery Ward были «вычеркнуты из списков живых», а компания Sears выжила во многом благодаря своим сильным маркам (таким как торговые марки инструментов «Craftsman» и бытовых приборов «Kenmore»), а также преобразованию в сеть торговых предприятий, специализирующихся на продаже одежды, товаров для дома и бытовых приборов.
Сети супермаркетов Kmart, Wal-Mart и Target появились примерно в 1962 г. и использовали во многом схожие стратегии. Но если Target процветает, а Wal-Mart стала крупнейшей компанией в Соединенных Штатах, то Kmart объявила о своем банкротстве. Торговая марка Target определила себя как магазин, торгующий высококачественными товарами по сниженным ценам, а название Wal-Mart стало синонимом ценности. Компания Kmart делала все, чтобы найти предложение ценности; но она так и не смогла развить те компетенции, которые необходимы в данном конкурентном пространстве.
• В конечном итоге судьбы Sears, Kmart, Wal-Mart и других игроков определяются тем, сумели ли они проанализировать конкурентную среду, сделать правильный стратегический выбор и поддержать его стратегическими же инициативами. Анализ исторического опыта позволяет сделать вывод о том, что практически каждая организация находится в зависимости от принимаемых ее руководством стратегических решений (верных или ошибочных).
Предлагаемая вашему вниманию книга призвана помочь менеджерам в определении, выборе и реализации стратегии бизнеса. Мы хотели бы представить читателям концепции, методы и процедуры, используя которые они смогут повысить качество принимаемых решений.
Глава 1 и глава 2 выполняют несколько задач. Во-первых, в них рассматривается подход к стратегии и к управлению ею. Во-вторых, описывается и позиционируется ряд концепций и методов. Кроме того, в данных главах содержится вводный обзор и резюме книги, а также приводится объяснение структуры других частей и глав. Таким образом, в дальнейшем, для того чтобы освежить в памяти пройденный материал, мы рекомендовали бы читателям обращаться к первым двум главам.
Глава 1 начинается с определения концепции стратегии бизнеса, а затем в ней рассматриваются основные стратегические направления и ключевая концепция стратегической бизнес-единицы, анализируется развитие стратегии как одной из составляющих бизнеса и в заключение подвергаются разбору некоторые причины появления, характеристики и тенденции стратегического рыночного управления.
Часть I. Введение и обзор
Что такое стратегия бизнеса?
Прежде чем приступать к рассказу о разработке стратегий, зададим себе два вопроса: что такое бизнес-единица? И что же такое стратегия бизнеса? В данном случае наиболее интересным и полезным представляется получить ответы на эти вопросы от групп менеджеров. Подобный эксперимент быстро поможет понять, что эти вопросы нельзя назвать простыми и что ответы на них вряд ли будут однозначными.
Понятие бизнес-единицы
Под стратегической бизнес-единицей (СБЕ) понимается любая организационная единица, имеющая свою стратегию бизнеса и менеджера, отвечающего за обеспечение продаж и получение прибыли. Таким образом, организация может иметь множество бизнес-единиц, которые связаны друг с другом горизонтально и вертикально. Например, компания HP должна определять стратегические направления для многочисленных товарных рынков, на которых она конкурирует, и каждый из них, как правило, требует своей собственной бизнес-стратегии. Так, может существовать отдельная бизнес-стратегия для товарной линии «LaserJet», но в ее рамках можно говорить о стратегиях для ассортиментных линий, представляющих вспомогательные материалы для «LaserJet», для самостоятельных сегментов, таких как крупные компании в Соединенных Штатах, или для таких географических регионов, как Южная Америка.
Выбор того, с каким количеством бизнес-единиц следует работать, требует компромиссов как в организационном, так и стратегическом плане. С одной стороны, непреодолимо хочется иметь большое количество бизнес-единиц, поскольку каждая из них имеет возможность разрабатывать оптимальную для ее рынка стратегию. Следовательно, стратегия для каждой страны, каждого региона или каждого крупного сегмента может обладать своими выгодами. С другой стороны, наличие слишком большого количества бизнес-единиц может привести к снижению эффективности программ, отсутствию масштабности и неспособности использовать стратегические навыки лучших менеджеров. Эти рассуждения подводят к мысли о необходимости объединения бизнес-единиц в более крупные организации.
Бизнес-единицы могут быть агрегированы для создания критической массы, координации стратегий и управления присущими рынкам и стратегиям сходствами. Те бизнес-единицы, которые слишком малы для того, чтобы соответствовать стратегии, должны быть объединены с це-
Глава 1. Стратегия бизнеса: концепция и тенденции
лью оказания поддержки структуре менеджмента. Более крупные бизнес-единицы обладают соответствующим штатом и программами, повышающими шансы на успех. Конечно, ради экономии издержек у двух бизнес-единиц могут быть общие элементы, например общий торговый персонал или оборудование.
Еще одним преимуществом крупных бизнес-единиц является синергизм, при котором происходит более тесное стратегическое взаимодействие между субединицами. Так, корпорация Procter & Gamble объединяет марки «Head & Shoulders», «Pert» и «Pantene» в категорию товаров по уходу за волосами, с тем чтобы упростить стимулирование сбыта, оптимизировать применение товарных инноваций и обеспечить розничных торговцев указаниями по размещению данного товара на полках магазинов. Компания HP может упростить семейство принтеров «LaserJet», потому что часть из них, предназначенная для дома и для офиса, имеет схожие функции. Это дает ей возможность сократить издержки за счет частичного совпадения компонентов товара и покупательской базы. Корпорация Mobil объединяет страны в регионы, другие компании делят мир на глобальные СБЕ. Здесь стоит отметить, что выбор между ведением операций в некоей стране, регионе и глобальной агрегацией является одним из важнейших стратегических решений, которые должны принимать многие компании.
Последним аргументом в пользу агрегации является использование сходства рынков и стратегий. Так, на рынке Восточной Европы компания Coca-Cola может рассматривать вариант объединения таких своих марок, как «Соке» и «Diet Соке», но не «Fanta» и «Sprite». A HP может в некоторых странах провести агрегирование своих принтеров «LaserJet» и «InkJet», так как они имеют дело с очень сходными рыночными условиями, что ведет к частичному совпадению стратегий этих торговых марок.
Понятие бизнес-стратегии
Бизнес-стратегия, которую иногда еще называют конкурентной стратегией или просто стратегией, определяется четырьмя элементами или направлениями: стратегия товарно-рыночного инвестирования, предложение потребительской ценности (или ценности для покупателя), активы и компетенции, функциональные стратегии и программы. Первый элемент определяет то, где должна конкурировать фирма, а оставшиеся три указывают на то, как это следует делать, чтобы добиться победы (рис. 1.1).
Часть I. Введение и обзор
Рис.1.1. Стратегия бизнеса
Стратегии товарно-рыночного инвестирования — где конкурировать
Основным компонентом стратегии является сфера бизнеса и происходящие внутри нее динамические процессы. Какие же секторы должны получать инвестиции и внимание руководства?
Сфера бизнеса определяется товарами, которые компания планирует предложить и от производства которых она отказывается; рынками, которые она стремится или не желает обслуживать; конкурентами, с которыми она будет соперничать; конфликтами, от которых она стремится уклониться; а также уровнем вертикальной интеграции. Иногда важнейшим бизнес-решением становится выбор товаров или сегментов, которых компании следует именно избегать, потому что такого рода выбор — если его, конечно, строго придерживаются — позволяет сэкономить необходимые ресурсы для успешной конкуренции на других рынках. В некоторых случаях подобные оценки могут привести к достаточно болезненным решениям о продаже или ликвидации компании.
Многие организации демонстрируют преимущества четкого определения своей сферы деятельности. Так, компания Williams-Sonoma предлагает товары для дома и кухни. Dell — сопутствующие товары для компьютера. P&G предоставляет широкий ассортимент упакованных потребительских товаров. Wal-Mart и Amazon охватывают широкую сферу бизнеса, предлагая ценность, одновременно экономящую денежные средства и дающую возможность совершения всех покупок в одном месте.
Глава 1. Стратегия бизнеса: концепция и тенденции 23
Еще более важное значение, чем сама сфера бизнеса, имеют динамические процессы внутри нее. На какие рынки следует выйти в предстоящие годы, а какие покинуть? Какие из них ждет подъем или падение? На основании подобных решений происходит аллокация генерируемых внутри или вне организации финансовых ресурсов, а также нефинансовых ресурсов, таких как заводы, оборудование и люди. Какие секторы бизнеса должны получить инвестирование в связи с повышением их значимости в будущем? Даже в небольшой организации решение о распределении ресурсов играет ключевую роль в стратегии бизнеса.
Схема инвестирования определяет будущее направление деятельности фирмы. Применяемые варианты и подходы очевидны; и тем не менее целесообразно перечислить имеющиеся возможности.
• Инвестиции в рост (или вход на товарный рынок).
• Инвестиции в укрепление занятых позиций.
• Эксплуатация («доение») бизнеса посредством минимизации инвестиций.
• Возвращение максимально возможного объема активов от ликвидации или дивестиции (продажи) бизнеса.
В середине 2000 г., за шесть месяцев до прихода А. Дж. Лафли на должность генерального директора P&G, стоимость акций корпорации понизилась вдвое. Это произошло из-за того, что слишком значительные суммы вкладывались в новые бизнес-инициативы, такие как «Olay Cosmetics» и «Fit Wash», которые не оправдали ожиданий или потерпели неудачу.1
Через два года компания вернула большую часть потерянного, даже несмотря на то, что за этот период времени общая стоимость котировок фондовой биржи уменьшилась на треть. Сделать это помогла стратегия фокусирования на двенадцати крупных брендах, таких как «Tide»,«Arial» (в Европе), «Always»/«Whisper», «Crest», «Folgers», «lams», «Pampers», «Charmin», «Bounty», «Pantene», «Downy»/«Lenor» и «Pringles». Так, после того как прекратилось «распыление» ресурсов, группа товаров по уходу за волосами смогла сфокусироваться на оживлении торговой марки «Pantene». Менее крупные торговые марки стали получать меньше внимания, а те, которые не соответствовали стратегическим планам компании (например, «Jif» и «Crisco»), были ликвидированы.