Анализ и управление объемом производства и продаж
В условиях постоянной рыночной конкуренции организации стараются не только расширять собственную сеть сбытовых и торговых предприятий, занимающихся продвижением товара по рыночным нишам, но и сохранять длительные связи с покупателями и заказчиками. С изменением конъюнктуры рынка меняются условия и характер поставок продукции, особенно в части номенклатуры, ассортимента и качества товара. Поэтому не случайно анализу показателей выпуска и продажи продукции уделяется особое внимание в системе комплексного экономического анализа. Основными задачами анализа выполнения бизнес-плана производства и продаж продукции являются следующие:
- анализ продаж с учетом выполнения обязательств по поставкам;
- оценка выполнения плана, и контроля объемов поставок в установленные сроки;
- изучение динамики выпуска продукции, а также ее продажи в натуральном и денежном измерении;
- оценка ритмичности поставок по договорам в соответствии с номенклатурой и ассортиментом выпускаемой продукции;
- комплексное изучение факторов, оказывающих влияние на выполнение бизнес-плана;
- выявление резервов дальнейшего увеличения выпуска и продажи продукции и разработка мероприятий по их использованию.
Источниками информации для осуществления анализа производства и продажи продукции в организациях являются формы бухгалтерской финансовой отчетности, сведения оперативного учета по внутренним подразделениям, формы статистической отчетности, расшифровки по отдельным счетам бухгалтерского учета и другие сведения.
Формирование портфеля заказов на планируемый период осуществляется на основе заключенных договоров на поставку всей номенклатуры продукции. Невыполнение обязательств поставщиками вынуждает потребителей работать с перебоями и, в свою очередь, не выполнять договорные обязательства перед своими заказчиками. Поэтому в ходе анализа следует выявить причины невыполнения договоров, нарушения сроков поставок (несвоевременный ввод и освоение мощностей, нарушение технологии, отсутствие транспортных средств, недопоставка сырья, материалов, энергетических ресурсов и др.). При этом отдельно анализируются внутренние и внешние факторы. В процессе анализа устанавливается степень выполнения обязательств по всей номенклатуре. Перевыполнение заданий по поставкам продукции другим заказчикам вне договоров в расчет не принимается. Поэтому при недопоставке продукции показатель выполнения плана продаж с учетом договоров будет ниже 100%.
Важным моментом в анализе является оценка выполнения плана по объему производства в ассортименте. Если имеет место невыполнение плана по ассортименту, но при этом выполнены обязательства по договорам в целом, то необходимо установить, за счет каких позиций достигнуто такое выполнение. Анализируются суммы санкций, взысканных за невыполнение договоров, а также возможные штрафные санкции в результате невыполнения договорных обязательств. При этом необходимо иметь ввиду, что размер штрафных санкций и условия их оплаты должны быть отражены в договоре и подписаны обеими сторонами.
Процент выполнения бизнес-плана по договорам за отчетный период определяется по следующей формуле.
ВПд
ПВ = -------- * 100%
ВПпл
Где, ПВ – процент выполнения бизнес-плана по договорам, %
ВПд – фактическая выручка от продажи продукции отчетного периода с учетом выполнения договоров, т.р.,
ВПпл – плановая сумма выручки от продажи по заключенным договорам отчетного периода, т.р.
Рассмотрим анализ выпуска продукции на конкретном примере (см. табл.6.1)
Таблица 6.1 – Анализ выпуска продукции по договорам за отчетный период
№ | Номенклатура, ассортимент | План по договорам | Факт за отчетный период | Тизм., % | В зачет выполнения по договорам |
Двигатели - всего | 127,0 | ||||
1.1 | В т.ч. двигатели типа А | 260,0 | |||
1.2 | В т.ч. двигатели типа Б | 93,8 | |||
Трансформаторы - всего | 97,0 | ||||
2.1 | В т.ч. трансформаторы типа С | 53,3 | |||
2.2 | В т.ч. трансформаторы типа Д | 115,7 | |||
Итого продукции по всей номенклатуре | 112,0 |
ПВ = -------- * 100% = 90,5 %
В данном примере общее выполнение плана составило 112,0%, в основном, за счет производства двигателей типа А сверх заказа. Однако процент выполнения бизнес-плана по договорам составил 90,5% и это свидетельствует о том, что предприятию следует принять неотложные меры по выполнению договорных обязательств, т.к. возможны штрафные санкции, потеря постоянных покупателей и снижение имиджа организации.