Организация кредитования юридических лиц
Для получения кредита необходимо обратиться в кредитный
отдел банка. Кредитный инспектор проводит интервью с заемщиком, в ходе которого выявляет потребности заемщика в кредите и составляет предварительное мнение о нем. В подготовке файла документов на выдачу кредита участвуют многие службы и отделы банка, между которыми осуществляется взаимодействие (табл. 20). В выполнении операций по кредитованию юридических лиц принимают участие следующие подразделения банка: кредитный отдел, бухгалтерия, юридический отдел, служба безопасности, операционный отдел, а при необходимости – подразделения, осуществляющие валютные операции и операции с ценными бумагами.
Кредитный работник (кредитный инспектор) принимает документы от заемщика, рассматривает их и подготавливает заключение. Он же подготавливает распоряжения бухгалтерии на выполнение операций по кредитованию, информирует об изменениях условий кредитования заемщика, в том числе процентной ставки, сроков, группы риска, обеспечения и др. Кредитный инспектор контролирует целевое использование кредита, принимает меры по своевременному погашению ссудной задолженности.
Бухгалтерия банка открывает и ведет ссудные счета заемщиков, начисляет проценты и неустойки, выносит неуплаченные суммы на счета просроченных ссуд и процентов, предоставляет выписки по всем счетам, связанным с кредитованием кредитному отделу и заемщику (не позднее следующего рабочего дня после совершения операции).
Юридический отдел банка анализирует правоустанавливающие документы заемщика, поручителя, гаранта, залогодателя с целью проверки полномочий должностных лиц, подписывающих договоры, контролирует соблюдение законодательства при оформлении документов, а также производит согласование документов, консультирует по юридическим вопросам.
Подразделение безопасности кредитной организации проводит проверки на предмет наличия негативной информации и подготавливает заключение относительно деятельности и деловой репутации заемщика, поручителя, гаранта, залогодателей и их руководителей, а также партнеров по контрактам, кредитной истории заемщика. В течение срока действия кредитного договора служба безопасности участвует в проверках наличия и сохранности заложенного имущества, а также принимает необходимые меры по возврату проблемных (просроченных) кредитов.
В обязанности операционного подразделения банка входит списание кредитных средств с расчетного (текущего валютного) счета заемщика при наличии визы кредитного работника на платежных
документах заемщика, в соответствии с соглашением о праве банка на безакцептное списание средств производит погашение просроченной ссудной задолженности на основании распоряжения кредитного отдела. Операционный отдел также хранит документарные ценные бумаги, принятые в залог в качестве обеспечения исполнения кредитного договора.
До принятия банком решения о целесообразности предоставления денежных средств клиенту банк-кредитор должен тщательно изучить все представленные заемщиком документы, среди которых копии учредительных документов, бухгалтерская финансовая отчетность, бизнес-план, планы маркетинга, производства и управления, прогноз денежных потоков заемщика с его контрагентами на период погашения предоставленных денежных средств, технико-экономи-ческое, обоснование, характеризующее сроки окупаемости и уровень рентабельности кредитуемой сделки.
Банк может также попросить представить аудиторское заключение аудита годовой бухгалтерской отчетности за последний финансовый год, расшифровки сумма остатков на забалансовых счетах, дебиторской и кредиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений и по полученным кредитам и ряд других сведений, характеризующих движение денежных средств по счетам предприятия.
Банк также должен провести проверку достоверности кредитуемых сделок, изучить кредитную историю клиента – заемщика, проанализировать вопрос о наличии или отсутствии задолженности по обязательствам клиента – заемщика, в том числе просроченной, проверить наличие и качество обеспечения (залога, банковской гарантии, поручительства, страхового полиса и др.), оценить полученную информацию.
До принятия решения о целесообразности предоставления денежных средств банк организует и проводит встречи – интервью с потенциальным заемщиком банка. Такие интервью с клиентом – заемщиком проводятся на регулярной основе и в дальнейшем в течение срока действия договора.
Таблица 20