Организация финансового контроля в РФ и его принципы

Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации финансового контроля к которым стремятся все цивилизованные государства. Они изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ. К ним относятся следующие базовые принципы: независимость, объективность, компетентность, гласность. Их дополняют принципы, имеющие более прикладной характер: результативность, четкость и логичность, неподкупность, обоснованность и доказательность и другие.

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль, который включает аудиторский, внутрихозяйственный и общественный контроль.

Деятельность органов финансового контроля в РФ осуществляется в соответствии с установленными нормами права, основными источниками которого являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, законодательные акты органов местного самоуправления, подзаконные нор­мативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.).

В ст. 265 и 266 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляют: законодательные (представительные) органы и представительные органы местного самоуправления; органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Представительные органы власти имеют право на создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты или др.).

В системе государственного финансового контроля постоянно действующим органом является Счетная палата РФ. В своей деятельности Счетная палата РФ руководствуется Конституцией РФ, Федеральным законом от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», другими федеральными законами.

Важнейшим органом государственного финансового контроля в системе органов исполнительной власти является Министерство финансов РФ. Министерство финансов РФ и Федеральные службы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В своей деятельности они руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Министерства финансов РФ, соответствующими Положениями.

Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб, осуществляющих контроль за выполнением законодательства РФ в конкретных областях финансовой деятельности:

· Федеральной налоговой службы;

· Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;

· Федерального казначейства (федеральной службы).

Государственный финансовый контроль осуществляют также главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

В соответствии с Указом Президента РФ от 08.06.2004 № 729 «О контрольном управлении Президента Российской Федерации» функцию обеспечения контрольных полномочий Президента РФ в сфере государственных финансов имеет Контрольное управление Президента РФ.

Таможенный контроль в РФ осуществляется Федеральной таможенной службой, находящейся в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ.

Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля, которыми являются Центральный банк РФ и Правительство РФ (система федеральных органов исполнительной власти, например Министерство финансов РФ).

Аудиторский контроль в РФ (аудиторская деятельность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Внутрихозяйственный контроль в РФ осуществляется по решению участников (собственников) субъекта хозяйствования или исполнительного органа (руководителя), кроме банковской сферы, где организация внутреннего контроля обязательна для коммерческих банков.

Общественный контроль в РФ осуществляется в различных сферах деятельности, например в сфере образования, сфере социального страхования и пенсионного обеспечения.

Результативность финансового контроля зависит как от его организации, гак и от санкций, применяемых в отношении финансовых нарушений.

В мировой практике сложились две основные модели финансового контроля:

1. англосаксонская;

2. французская.

В англосаксонской модели контролирующие финансовые органы лишь осуществляют различные виды контроля и подготавливают по ним отчет, а вопрос о санкциях является прерогативой административных и судебных органов власти;

Французская модель предусматривает возможность предоставления определенным контрольным органам некоторых судебных функций Они имеют право определять степень виновности лиц в финансовых нарушениях и требовать возмещения финансового ущерба.

Наши рекомендации