Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год, анализ представлен в таблице 20.
При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный рынок роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.
Таблица 20 - Анализ динамики и состава прибыли
Показатель | Базовый период | Отчетный период | Темп роста прибыли, % | ||
Сумма, тыс.руб. | Доля, % | Сумма, тыс.руб. | Доля, % | ||
Прибыль от реализации продукции, услуг | 86,0 | 92,5 | 119,2 | ||
Операционные доходы | 16,8 | 11,0 | 73,0 | ||
Операционные расходы | -5,0 | -5,5 | 122,7 | ||
Внереализованные доходы | 17,6 | 16,7 | 105,1 | ||
Внереализованные расходы | -15,4 | -14,7 | 105,9 | ||
Общая сумма прибыли | 110,9 | ||||
Налоги из прибыли | 110,9 | ||||
Чистая (нераспределенная) прибыль | 110,9 |
Из таблицы 20 видно, что общая сумма брутто-прибыли за исследуемый период увеличилась на 10,9%.
Наибольшую долю в балансовой прибыли занимает прибыль от реализации продукции (92,5%). Чистая прибыль на конец периода на предприятии увеличилась на 10,9% (18620*100/16796). Это положительно сказывается на финансовом состоянии предприятия.
Данные таблицы 21 показывают, по каким видам продукции прибыль увеличилась, а по каким уменьшилась, и за счет каких факторов.
Таблица 21 - Факторный анализ прибыли от реализации продукции
Из- де- лие | Объем продаж, шт. | Цена изделия, тыс. руб. | Себестои- мость изде- лия, тыс.р. | Сумма прибыли, тыс. руб. | Изменение суммы прибыли, тыс. руб. | |||||||
t0 | t1 | t0 | t1 | t0 | t1 | t0 | t1 | Об- щее | В том числе за счет | |||
объе- ма про- даж | цены | себе- стои- мости | ||||||||||
А | 5,7 | 5,8 | 4,9 | 4,8 | +3700 | +800 | +1450 | +1450 | ||||
Б | 9,2 | 9,1 | 6,7 | 6,9 | -3230 | -500 | -910 | -1820 | ||||
Итого | - | - | - | - | +470 | +300 | +540 | -370 |
По проведённому факторному анализу в таблице 21, следует, что в целом по предприятию сумма прибыли увеличилась на 30,7%, за счёт изделия А, не повлияло даже то, что по изделию Б цена была снижена и увеличена сумма себестоимости.
Методика расчета влияния факторов на размер прибыли способом абсолютных разниц приведена в следующих формулах:
Таблица 22 - Факторный анализ рентабельности продукции
Вид продук- ции | Цена, руб. | Себестоимость, руб. | Рентабельность, % | Изменение рентабельности, % | ||||||
t0 | t1 | t0 | t1 | t0 | усл. | t1 | Общее | В том числе за счет | ||
цены | себе- стои- мости | |||||||||
А | 5,70 | 5,80 | 4,90 | 4,80 | 16,3 | 18,4 | 20,8 | 4,5 | 2,1 | 2,4 |
Б | 9,20 | 9,10 | 6,70 | 6,90 | 37,3 | 35,8 | 31,9 | -5,4 | -1,5 | -3,9 |
Из таблицы 22 видно, что изменения цены и себестоимости по изделию Б отрицательно повлияли на уровень рентабельности в целом по двум изделиям.
Расчёты влияния факторов на изменение уровня рентабельности изделия Б способом подстановки представлено ниже:
Общее изменение рентабельности по изделию Б:
в том числе за счет изменения:
а) среднего уровня отпускных цен
б) уровня себестоимости продукции