Инвестиционные проекты и различные виды их эффективности

В настоящих Рекомендациях под инвестиционным проектом (ИП, проектом) понимается комплекс действий (работ, услуг, приобретений, управленческих операций и решений), направленных на достижение сформулированной цели и требующих для своей реализации осуществления инвестиций. Под инвестиционной программой понимается совокупность (обычно взаимосвязанных) инвестиционных проектов, ориентированных на достижение заданной общей цели. При оценке эффективности инвестиционная программа может рассматриваться как “большой” ИП.

Инвестиционные проекты условно подразделяются на реальные и финансовые. Реальные проекты предусматривают инвестиции в реальные активы (здания, сооружения, оборудование и т.п.), финансовые — вложения в инструменты финансового рынка (акции, облигации, опционы и т.п.). Рекомендации предназначены для оценки обоих типов проектов, однако основное внимание уделено оценке эффективности реальных проектов. Некоторые особенности оценки эффективности финансовых проектов отражены в Приложении 4.

Под участникамиИП понимаются субъекты, которые должны осуществлять действия, предусмотренные ИП. Одним из участников ИП является инвестор (участников-инвесторов может быть несколько). Кроме того, в необходимых случаях и в зависимости от типа ИП в число участников могут включаться поставщики, подрядчики, кредиторы, а также государство и общество (см. раздел П1.1 Приложения 1).

Эффективность ИП — категория, отражающая соответствие ИП целям и интересам его участников и выражаемая соответствующей системой показателей.

Осуществление эффективных проектов увеличивает благосостояние общества, в частности, поступающий в распоряжение общества внутренний валовой продукт (ВВП), который затем делится между участвующими в проекте субъектами (фирмами, их акционерами и работниками, банками, бюджетами разных уровней и пр.). Поступлениями и затратами этих субъектов определяются различные виды эффективности ИП.

Рекомендуется оценивать следующие виды эффективности:

· общественную эффективность проекта;

· коммерческую эффективность участия в проекте.

Общественная эффективность проектаоценивается с целью выявления соответствия проекта целям социально-экономического развития общества.

Показатели общественной[4] эффективностиучитывают социально-экономические последствия осуществления ИП для общества в целом, в том числе — как непосредственные результаты и затраты проекта, так и “внешние”: затраты и результаты в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внеэкономические эффекты. “Внешние” эффекты рекомендуется учитывать в количественной форме при наличии соответствующих нормативных и методических материалов. В отдельных случаях, когда эти эффекты весьма существенны, при отсутствии указанных документов допускается использование оценок независимых квалифицированных экспертов. Если “внешние” эффекты не допускают количественного учета, следует провести качественную оценку их влияния. Эти положения относятся также к расчетам региональной эффективности (см. ниже).

Показатели общественной эффективности проекта характеризуют с экономической точки зрения технические, технологические и организационные проектные решения.

Коммерческая эффективность участия в проекте оценивается с целью выявления соответствия проекта коммерческим целям и интересам его участников.

Коммерческая эффективность участия в проекте включает:

· коммерческую эффективность участия предприятий в проекте (эффективность ИП для предприятий-участников);

· коммерческую эффективность инвестирования в акции предприятия (эффективность для акционеров акционерных предприятий-участников ИП);

· коммерческую эффективность участия в проекте структур более высокого уровня по отношению к предприятиям-участникам ИП, в том числе:

* региональную и народнохозяйственную эффективность — для отдельных регионов и народного хозяйства РФ,

* отраслевую эффективность — для отдельных отраслей народного хозяйства, финансово-промышленных групп, объединений предприятий и холдинговых структур;

· бюджетнуюэффективность ИП (эффективность участия государства в проекте с точки зрения расходов и доходов бюджетов всех уровней).

Наши рекомендации