Двухсложные слова из закрытых слогов. (6-й тип слоговой структуры)

(6-й тип слоговой структуры)

61. Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

Цель:

1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование:мяч.

Ход игрового упражнения

Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребе­нок, возвращая мяч, называет его «ласково».

Логопед: Ребенок: л о г о п е д: Р ебе н ок
бант — бантик   лист __ листик
бинт — бинтик   зонт зонтик
фант — фантик   мост мостик
куст — кустик   болт болтик
дождь — дождик*   холм холмик
шарф — шарфик*        
62. Упражнение «ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ» Цель: 1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование:предметные картинки: метла, губка, игла, нитка, булка, халва, вилка, ложка, масле, бинт. Ход игрового упражнения Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточ­няя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать». а) с окончанием -ОЙ Логопед: Двор метут чем? Моются чем? Шьют чем? Угощают чем? Едят чем?   б) с окончанием -ОМ Хлеб намазывают чем? Рану бинтуют чем?  
63. Упражнение «ЧЕГО (КОГО) НЕТ?» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры б-го типа при образовании имен существительных множественного числа родительного падежа. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: предметные картинки: винты, болты, банты, кусты, листы, зонты, волки, катки, куски, комки, узлы, козлы, дятлы, мосты. Ход игрового упражнения Логопед, показывая ребенку картинку, называет пред­мет, изображенный на ней. Затем убирает картинку и про­сит ответить на вопрос: «Чего (кого) нет?»  
Л о г о п ед: Ребенок: Логопед: Р е б е н о к:
Винты. Ч его нет? — Винтов. Куски. Чего нет? — Кусков.
Болты.   — « — — Болтов. Комки. - « - — Комков.
Банты.   — « — — Бантов. Узлы. - « - — Узлов.
Бинты.   — « — —Бинтов. Мосты. - « - — Мостов.
Кусты.   — << — —Кустов. Козлы. Кого нет? — Козлов.
Листы.   — « — — Листов. Дятлы. - « - — Дятлов.
Зонты.   — « — — Зонтов. Волки. - «- — Волков.
Катки.   — « — — Катков.    
64. Упражнение «ОДИН — ПЯТЬ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при согласовании числительного «пять» с именами существительными. 2. Расширять и активизировать словарный запас. 3. Развивать слуховое внимание. Оборудование: мяч. Ход игрового упражнения Логопед говорит ребенку: «Я буду называть один пред­мет, а ты пять таких предметов». а) с нулевым окончанием б) с окончанием -ЕЙ Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок: одна комната — пять комнат один огонь — пять огней одна конфета — пять конфет один уголь — пять углей одни колготы—пять колгот один камень — пять камней одна яблоня —пять яблонь один ливень — пять ливней одна котлета — пять котлет один бивень — пять бивней одно яблоко — пять яблок один парень — пять парней* один корень — пять корней*  

65. Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА»

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имен прилагательных от имен существительных.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

Ход игрового упражнения

Логопед произносит словосочетание и дает образец обра­зования относительного прилагательного. Затем просит ре­бенка изменить словосочетания по предложенному образцу.

а) с суффиксом -Н- и окончанием -ЫЙ

Логопед: Ребенок:

котел из меди — медный котел

бульон из рыбы — рыбный бульон*

костюм из ваты — ватный костюм

  пузырь из мыла мыльный пузырь*
  палас в пыли пыльный палас
  лоб в поту потный лоб
  поток из воды водный поток
  запах дыма дымный запах
б) с суффиксом -Н- и окончанием -ИЙ
  день летом летний день
  день зимой " зимний день
66. Упражнение «КТО ЭТО?» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа. 2. Упражнять в словообразовании. 3. Расширять и активизировать словарный запас.     Ход игрового упражнения Логопед предлагает ребенку ответить на вопросы. Логопед: Ребенок: Кто мелет муку? Мельник. Кто кладет печи? Печник*. Кто ухаживает за лесом? Лесник. Кто много шутит? Шутник*. Кто рубит и продает мясо? Мясник. Как называется спортсмен, • который катается на лыжах? Лыжник*. Кто пасет коней и коров? Пастух. Кто кует цепь? Кузнец. Кто много ленится? Лентяй. Кто много болтает? Болтун. Кто лечит больных? Доктор*. Кто управляет самолетом? Летчик*. (Лексический материал упражнения рекомендуется раз делить на два занятия. Существительные с суффиксом -НИК-используются на первом занятии.)  
67. Упражнение «ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при употреблении имен существительных множественного числа предложного падежа с пред­логом «НА». 2. Расширять и активизировать словарный запас. 3. Развивать слуховое и зрительное внимание. Оборудование: сюжетные картинки. Ход игрового упражнения Логопед, показывая ребенку сюжетные картинки, пред­лагает внимательно рассмотреть их и ответить на вопросы. Логопед: Ребенок: На чем люди передвигаются по воде? На лодках, на яхтах. На чем катаются дети зимой? На санках, на коньках. На чем лежит снег зимой? На ветках, на кустах, на елках, на окнах, на холмах, на соснах, на шапках*, на лавках.   68. Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры б-го типа при употреблении антонимов. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование:мяч. Ход игрового упражнения Логопед, бросая ребенку мяч, произносит слово. Ребе­нок, возвращая мяч, называет слово с противоположным значением. а) подбор антонимов к именам прилагательным. Логопед: Ребенок: Толстый тонкий Высокий низкий Здоровый больной Глупый умный Светлый темный Холодный теплый Слабый сильный Богатый бедный Пустой полный Жидкий густой Глубокий мелкий Сладкий кислый   б) подбор антонимов к глаголам бросить — поднять проснуться — уснуть отдохнуть — устать опоздать — успеть сохнуть — мокнуть зажигать — гаснуть (Лексический материал упражнения рекомендуется раз­делить на два занятия.)  
69. Упражнение «ПРЯТКИ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа с пред­логом «ЗА». Оборудование: настольный театр. Ход игрового упражнения Логопед говорит ребенку, что животные играют в прят­ки, а затем предлагает внимательно посмотреть и сказать, кто где спрятался. Ребенок: Зайчик за окном. Медведь за кустом. Индюк за углом. Павлин за елкой. Барбос за.будкой*.  

70. Упражнение «УЗНАЙ СЛОВО»

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

3. Развивать слуховое внимание.

Оборудование: сюжетные и предметные картинки: хоккей, футбол, индюк, компас, магнит, павлин, дельфин, костюм, балкон, каблук, медведь, пастух.

Ход игрового упражнения

Логопед раскладывает перед ребенком 5—6 картинок и говорит: «Я буду произносить часть слова. Догадайся, какое это слово, выбери подходящую картинку и назови предмет, который я загадала».

Логопед: Ребенок: Л о г о п е ддд: Ребенок
хок — - хоккей   фин — дельфин
фут — футбол   тюм — костюм
ин — индюк   кон — балкон
ком — компас   лук — каблук
маг — магнит   ведь — медведь
пав — павлин   тух — пастух
71. Упражнение «ПОДБЕРИ КАРТИНКУ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа в словосочетаниях. 2. Расширять и активизировать словарный запас. 3. Развивать слуховое внимание и память. Оборудование: предметные картинки: ельник, костюм, дельфин, бублик, медведь. Ход игрового упражнения Логопед раскладывает перед ребенком 5 картинок, од­новременно проговаривая словосочетания: дальний ельник, модный костюм, умный дельфин, мягкий бублик, сильный медведь. Затем предлагает ребенку послушать прилагательные, вспомнить предметы, к которым они относились, подобрать соответствующие картинки и назвать словосочетания. Логопед: Ребенок: дальний — дальний ельник сильный — сильный медведь умный — умный дельфин мягкий — мягкий бублик модный — модный костюм (Аналогичная работа проводится со словосочетаниями: теплый компот, тонкий каблук, пустой карман, низкий тюльпан, Костин альбом, мясной бульон.)   72. Упражнение «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Цель: 1. Продолжать учить четко произносить слова слого-1 вой структуры 6-го типа. 2. Учить понимать семантическое значение приставоч­ных глаголов и правильно употреблять их. 3. Активизировать глагольный словарный запас.   Ход игрового упражнения Логопед предлагает ребенку закончить предложение; словом, подходящимпо смыслу. Логопед: Ребенок: Пальто с пола нужно (поднять, отнять, занять)... поднять Мальчик стул из комнаты (занес, поднес, отнес)... отнес Антон маме букет (выдал, отдал, сдал)... отдал Павлик руки от грязи (умыл, замыл, отмыл)... отмыл Папа летом всю семью на дачу (подвез, отвез, завез)... отвез Вратарь из ворот мяч (забил, отбил, побил)... отбил  
ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 6-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ Тюльпан не пахнет. Не могу достать магнит. Павлик отнес бублик. Умный дельфин уплыл. Антон пойдет на балкон. За мостом темный ельник. За окном сильный дождик. Максим выпил мясной бульон. Антон достал билет на футбол. Максим должен отдать компас. Демьян поднял Костин альбом. Антон пойдет за маслом.   7. ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ (7-й тип слоговой структуры)   73. Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: мяч. Ход игрового упражнения Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребе­нок, возвращая мяч, называет его «ласково». а) с суффиксом -ИК- Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок: Пакет -- пакетик халат -- халатик Букет -- букетик канат -- канатик Билет -- билетик завод -- заводик Буфет -- буфетик комод -- комодик Салат -- салатик   б) с суффиксом -ОК-    
голос - голосок колос — колосок
коготь - - коготок город - городок*
локоть - - локоток ветер — ветерок*
узел - узелок петух — петушок
угол - уголок пирог - пирожок*
обод - ободок сапог — сапожок
холод - холодок берег — бережок*
волос - волосок ремень - - ремешок*
ноготь - - ноготок ,    
74. Упражнение «НАЗОВИ ДЕТЕНЫШЕЙ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: предметные картинки: кошка, корова, лоси­ха, лисица, ежиха, гусыня, утка; котенок, те­ленок, лосенок, лисенок, ежонок, гусенок, утенок. Ход игрового упражнения Логопед раскладывает перед ребенком картинки с изоб­ражением детенышей животных (птиц). Затем, показывая картинку с изображением взрослого животного (птицы), произносит начало предложения. Ребенок заканчивает пред­ложение словом, подходящим по смыслу и подбирает соот­ветствующую картинку. Логопед: Ребенок: У кошки... котенок. У коровы... теленок. У лосихи... лосенок. У лисицы... лисенок. У ежихи... ежонок. У гусыни... гусенок. У утки... утенок.   75. Упражнение «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа. 2. Расширять и активизировать глагольный словар­ный запас. Ход игрового упражнения Логопед предлагает ребенку закончить предложение словом, подходящим по смыслу.   Л о го п е д: Ребенок: Ворона каркает, а кукушка... кукует Петух кукарекает, а гусь- гогочет Корова мычит, а ласточка- щебечет Собака лает, а филин... ухает Змея ползает, а птица... летает Курица клюет, а кошка... лакает  
76. Упражнения «ОДИН - ПЯТЬ» Цель:
  1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при образовании имен существительных множественного числа родительного падежа.
  Оборудование: мяч. Ход игрового упражнения Логопед говорит ребенку: «Я брошу тебе мяч и назову один предмет, а ты, возвращая мяч, назовешь пять таких предметов».  
а) с окончанием -ОВ  
Логопед: Ребенок:
один кубик — пять кубиков
один лимон — пять лимонов
один петух — пять петухов
один вагон пять вагонов
один домик пять домиков
один паук пять пауков
один пион — пять пионов
один банан пять бананов
один диван — пять диванов
один букет . пять букетов
один веник — пять веников
один пакет — пять пакетов
один гамак — пять гамаков
один батон — пять батонов
один билет — пять билетов
один буфет — пять буфетов
б) с окончанием -ЕЙ Л
один лебедь — пять лебедей
одна метель — пять метелей
один олень — пять оленей
один тюлень — пять тюленей
один тополь — пять тополей
одна лошадь — пять лошадей
один окунь — пять окуней
       
77. Упражнение «ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ» ЦЕЛЬ: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при употреблении имен существительных j единственного числа творительного падежа. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: предметные картинки: топор, лопата, утюг, веник, пирог, молоко, помада, машина. Ход игрового упражнения Логопед раскладывает перед ребенком картинки и зада­ет вопросы. Ребенок однословно отвечает на вопросы и нахо­дит соответствующие картинки. Логопед: Ребенок: Чем рубят дрова? Топором*. Чем копают яму? Лопатой. Чем гладят белье? Утюгом. Чем подметают пол? Веником. Чем мама угощает детей? Пирогом*. Чем Катя кормит кошку? Молоком. Чем мама красит губы? Помадой. Чем доволен папа? Машиной.  
78. Упражнение «В ЗООПАРКЕ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа с пред­логом «ЗА». 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование:предметные картинки: тюлень, кабан, хомяк, олень, енот, удод, филин, лебедь, макака. Ход игрового упражнения Логопед рассказывает, что в зоопарке живет много зве­рей и птиц. За ними ухаживают работники зоопарка. Затем логопед показывает картинки, называя предметы, изобра­женные на них, и просит ребенка ответить на вопрос: «За кем ухаживают работники зоопарка?» Логопед: Ребенок: Это тюлень. За кем ухаживают работники зоопарка? За тюленем. Это кабан. - « - За кабаном. Это хомяк. -«- За хомяком. Это олень. - « - Заоленем. Это енот. - « - Заенотом. Это удод. - « - Заудодом. Это филин. - « - За филином. Это лебедь. - « - За лебедем. Это макака. - «'- За макакой.   79. Упражнение «В ДЕРЕВНЕ» Цель: 1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при употреблении имен существительных множественного числа предложного падежа с пред­логом «О» («ОБ»). 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование:сюжетная картинка. Ход игрового упражнения Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинку с изображением деревенского хозяйства, просит перечислить предметы иживотных исказать, о ком и о чем заботятся люди в деревне. Ребенок: о коровах* о лошадях о баранах* об утятах о гусятах о собаках о телятах о котятах о лилиях о пионах об овощах  
80. Упражнение «НАЗОВИ И СДЕЛАЙ» Цель: 1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при образовании приставочных глаголов. 2. Учить понимать и различать лексическое значение приставочных глаголов. 3. Расширять и активизировать глагольный словарный запас. 4. Развивать слуховое внимание. Ход игрового упражнения Ребенок произносит приставку, а логопед договаривает слово. Затем ребенок называет слово полностью, выполняет действие или имитирует движение. Ребенок: Логопед Ребенок ЗА бегать забегать Носить заносить Ходить заходить Водить выходить Катить закатить   У Бегать убегать Носить уносить Ходить уходить Водить уводить Катить укатить 81. Упражнение «НАЗОВИ СЛОВО ПРАВИЛЬНО» Цель 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа. 2. Расширять и активизировать словарный запас. 3. Развивать слуховое внимание и память   Оборудование: предметные картинки: самовар, шоколад, са­молет, пулемет, сарафан, колобок, бегемот, молоток. Ход игровогоупражнения Логопед показывает картинку, а затем медленно и чет­ко произносит звукосочетания. Ребенок должен поднять руку, когда услышит правильное название предмета, изоб­раженного на картинке, и повторить слово. Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок: масовар самовар расафан сарафан самовар сарафан вамосар фасаран   шоколад шоколад колобок коболок кошолад коболок лашокад локобок   мосалет самолет бегемот бегемот ломасет гебемот самолет мегебот Ребенок: Логопед Ребенок   Бегать выбегать ВЫ носить выносить Ходить выходить Водить выводить Катить выкатить   Ходить находить Ехать наехать НА ливать наливать Мылить намылить Сыпать насчпать   (На одном занятии целесообразно отработать глаголы с одной приставкой и обобщить ее лексическое значение.)    
82. Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВО» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при употреблении приставочных глаголов. 2. Учить понимать и различать семантическое значе­ние глаголов с разными приставками. 3. Расширять и активизировать глагольный словар­ный запас. Оборудование: сюжетные картинки. Ход игрового упражнения Логопед показывает ребенку сюжетные картинки и предлагает закончить предложения словами, подходящими по смыслу. Логопед Ребенок Утята по поляне (что делают?) ... ходят Утята в речку (что делают?) ... заходят Утята из речки (что делают?) ... выходят Утята корм себе (что делают?) ... находят Утята вечером с поляны (что делают?) ... уходят   Саня в солонку соль (что сделал?) ... насыпал Дворник дорожки песком (что сделал?) ... посыпал Малыш из ведра песок (что сделал?) ... высыпал Снег весь город зимой (что сделал?) ... засыпал   Червей для рыбалки надо (что сделать?) ... накопать Буратино на Поле Чудес свои деньги (что сделал?) ... закопал Для посадки дерева надо яму (что сделать?) выкопать   (Аналогичная работа проводится с глаголами «летать», «катать».) 83. Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при образовании имен прилагательных от имен существительных с помощью различных суф­фиксов. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Ход игрового упражнения Логопед произносит словосочетание и дает образец обра­зования относительного прилагательного. Затем просит ре­бенка изменить словосочетания по предложенному образцу. а) с суффиксом -ОВ- и окончанием -ЫЙ Логопед: Ребенок мед из липы липовый мед пол из дуба дубовый пол лес из елей еловый лес жакет из пуха пуховый жакет напиток из меда медовый напиток пирог из мака маковый пирог б) с разными суффиксами и разными окончаниями василек с поля полевой василек тулуп из меха меховой тулуп ботинок из кожи кожаный ботинок домик изо льда ледяной домик поток воды водяной поток  

84. Упражнение «ЧТО КАК ЕДИМ?»

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при образовании отглагольных прилага­тельных.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

  Ход игрового упражнения
Логопед произносит словосочетание и дает образец об-
разования отглагольного прилагательного. Затем просит ре-
бенка изменить словосочетания по предложенному образцу.
  Логопед: Ребенок:
  кабачок жарили — жареный кабачок*
  патиссон тушили — тушеный патиссон
  огурец солили соленый огурец*
  кабачок пекли — печеный кабачок
  патиссон парили — пареный патиссон*
  кабачок вялили — вяленый кабачок
_____ помидор варили — вареный помидор*
85. Упражнение «ЧЕЙ ХВОСТ?» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при образовании притяжательных прила­гательных. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: картинки. Ход игровогоупражнения Логопед, показывая ребенку картинку, произносит предложение и.задает вопрос. Ребенок отвечает, используя притяжательные прилагательные. Логопед: Ребенок: Это хвост зайца. Он чей? Заячий. Это хвост собаки. - « - Собачий. Это хвост овцы. - « - Овечий. Это хвост белки. -«- Беличий. Это хвост кошки. -«- Кошачий. След лося. -« - Лосиный. Клюв вороны -«-- Вороний*. Хвост мыши. - « - Мышиный. Логопед: Ребенок: Клюв гуся. Он чей? Гусиный. Жир барана. - « - Бараний. Клюв утки. - « - Утиный. (Материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия.)  
86. Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при подборе антонимов к разным частям речи. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Ход игрового упражнения Логопед предлагает ребенку подбирать слова с противо­положным значением. А) подбор антонимов к именам прилагательным Логопед: ребенок: легкий чемодан тяжелый чемодан дешевый подарок дорогой подарок грустный человек веселый человек сырой помидор вареный помидор близкий путь далекий путь низкий дом высокий дом трудолюбивый человек- ленивый человек   б) подбор антонимов к глаголам Логопед: ребенок:
помогают — мешают
выздоровел — заболел
насыпать — высыпать  
выкопать — закопать
найти   — потерять  

Терять находить

Молчать говорить

Входит выходить

Вспоминать забывать

Взять положить

(Упражнение можно проводить в виде игры с мячом. Материал упражнения рекомендуется разделить на два за­нятия.)

   
87. Упражнение «СЛОЖНЫЕ СЛОВА» Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа.  
2.Упражнять в образовании сложных слов путем сложения основ по данному образцу.  
3. Расширять и активизировать словарный запас 4. запас.запасупражнения  
Логопед дает образец правильного ответа, затем предлагает
ребенку закончить предложения.  
.Логопед: Р е б е н о к:
Воду носит... водонос.
Воду возит... водовоз.
С высоты вода падает — водопад.
Работает под водой... водолаз.
Место, куда животные приходят пить, — водопой.
Сказочное существо, которое живет в воде, — водяной.
Воду льет... водолей.
Сам катит... самокат
Сам летит... самолет.
Сам варит... самовар.
Сам ходит... самоход.
Логопед: Ребенок:
Лес разводит ... лесовод Лес возит... лесовоз  
Лес рубит... . лесоруб  

(Материал упражнения рекомендуется разделить на три занятия.)

88. Упражнение «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»

Цель:

1. Продолжать учить четко произносить слова слого­вой структуры 7-го типа.

2. Упражнять в словообразовании имен существительных путем сложения основ по аналогии.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: предметные картинки: самолет, пылесос, са­мовар, луноход, самокат, пароход, паровоз, пулемет, полотер.

Ход игрового упражнения

Логопед, показывая ребенку картинку, обращает внимание на действие, которое выполняет предмет, изображенный на ней. Затем обращается к ребенку с вопросом: «Как называется этот предмет?»

Логопед:   Ребенок:
Сам летает. Как называется этот предмет? Самолет.
Пыль сосет. - « -   Пылесос.
Сам варит. - « -   Самовар
По Луне ходит. - « -   Луноход.
Сам катит. – « -   Самокат.
Ходит при помощи пара. - « -   Пароход
Возит при помощи пара. - « -   Паровоз
Пули мечет. - « -   Пулемет.
Пол трет. - «.-   Полотер
89. Упражнение «ПРОФЕССИИ» Цель: 1. Продолжать учить четко произносить слова слого­вой структуры 7-го типа при словообразовании имен существительных, обозначающих профессии людей по их занятиям. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: сюжетные картинки по теме «Профессии». Ход игрового упражнения Логопед, показывая ребенку картинки, называет занятия людей и просит ребенка назвать их профессии Логопед: Ребенок: Рыбу ловит. Рыболов Лес рубит. Лесоруб Лес разводит. Лесовоз Водит машину. Водитель Учит детей. Учитель Пишет книги. Писатель Командует кораблем. Капитан  

Наши рекомендации