З.11 Исследование слоговой структуры слова

Исследуется умение воспроизводить звуко-слоговую структуру слова. Выявляется степень и уровень нарушения слоговой структуры слова.

Методические рекомендации.

Детям 3 лет предлагается воспроизвести вслед за логопедом слова, состоящие из I -3 слогов. Отмечается общее количество правильно воспроизведенных слогов.

Для детей 4-5 лет виды заданий варьируются:

- назвать предметные картинки;

- повторить слова за логопедом;

- ответить на вопросы (Где подстригают волосы?) При выявлении трудностей в воспроизведении слов, предлагается:

- повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных зву­ков (па-ту-ко); из разных согласных, но одинаковых гласных (та-ка-ма);

- отстучать ритмический рисунок слова.

После 5 лет дается задание повторить предложения с большой концентрацией сложных слов, самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.

Задание 1. Изучение слоговой структуры слов Цель: выявить уровень развития слоговой структуры слов. Материал: предметы, предметные картинки.

Ход выполнения задания. Ребёнок называет выкладываемые перед ним пред­метные картинки. В случае затруднений ребёнку прелагается повторить сказанные педагогом слова.

Инструкция: «Назови картинки (предметы)»; «Повтори то, что скажу».

волк градусник

стол пирамида

буквы сковорода

квадрат велосипед

панама милиционер

Этапы формирования слоговой структуры слова приводятся в таблице.

Этапы Возраст Формирование слоговой структуры
1г. 3 мес. – 1 г. 8 мес. Ребёнок часто воспроизводит один слог услы­шанного слова (ударный) или два одинаковых слога: га-га, ту-ту.
1 г. 8 мес. – 1 г. 10 мес. Воспроизводятся два сложные слова; в 3-сложных словах часто опускается один из слогов: мако (молоко).
1 г. 10 мес.-2 г. 1 мес. В 3-сложных словах иногда всё ещё опускается слог, чаще предударный; кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в 4-сложных словах.
2 г. 1 мес. - 2 г. 3 мес В многосложных словах часто опускаются предударные слоги, иногда приставки: ципилаь (зацепилась).
2 г. 3 мес. - 3 г. Слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.

Выводы: трудности в воспроизведении слоговой структуры слова, его звуконаполняемости (сокращение или увеличение количества слогов, перестановки, уподобления, замены слогов; сокращение стечений согласных звуков в начале, середине или в конце слова), ритмический рисунок слова воспроизводит правильно (ие воспроизводит, с ошибками).

Исследование словарного состава языка

При исследовании объема и качества активного словаря:

а) для изучения состояния словаря существительных предлагается:

- называние предметных картинок по лексическим темам (в соответствии с программными требованиями обучения и воспитания ребенка);

- обобщение картинок одним словом (проверяется знание обобщающей функции слова);

- называние целого предмета и его частей;

б) для изучения состояния словаря прилагательных предлагается:

- называние цвета и качества предмета;

- подбор определений к слову (дополнение тематического ряда);

- подбор антонимов (с 6 лет);

- подбор синонимов (с 6 лет)

в) для изучения состояния глагольного словаря предлагается:

- называние действий по картинкам или по демонстрации;

- называние профессиональных действий (с использованием наименований профессий)

Отметить:

- объем словарного запаса;

- соотношение пассивного и активного словаря;

- наличие в словаре различных частей речи (глаголов, наречий, местоимений, прилагательных и др.);

- точность употребления слов;

- характер трудностей.

Возрастные особенности словаря даны в Приложениях 3.12.1.,3.12.2

Выводы: объем словаря (ограниченность, бедность, соответствие словаря возрастной норме); резкое расхождение объема пассивного и активного словаря; неточность употребления слов, многочисленные вербальные парафазии (смешения слов по родовидовым отношениям, замена обобщающих понятий словами конкретного значения); несформированность семантических полей; трудности актуализации слов (особенно предикативного - глаголов, прилагательных); трудности классификации слов на основе семантических признаков (семантически далеких и близких).

Наши рекомендации