Понятие контролинга в современных условиях хозяйствования

Тема 2. Контролинг

Понятие "контролинг" происходит от английского глагола "to control", которое имеет разнообразные значения. В экономическом понимании это управление и наблюдения. Но, поскольку эффективное управление и наблюдение невозможное без постановки целей и планирование мероприятий по реализации этих целей, то контролинг включает комплекс задач по планированию, регулированию и наблюдению, т.е. представляет собой совокупность задач, целей, инструментов, субъектов и организационных структур.

В работе известного научный работника Е. А. Уткина, посвященной вопросом антикризисного управления, дается следующее определение контролинга - это совокупность методов оперативного и стратегического менеджмента, учета, планирование, анализа и контроля на качественно новом этапе развития рынка, единая система направления и достижение стратегических целей предприятия" [48].

Э. А. Ананькина, С. В. Данилочкин и Н. Г. Данилочкина под контролингом понимают - функциональное обоснованное направление экономической работы на предприятии, связанный с реализацией финансово-экономической функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений [25].

О. О. Терещенко дает следующее определение контролинга - это специальная система методов и инструментов, которая направлена на функциональную поддержку менеджмента предприятия (в частности финансового менеджмента), что охватывает информационное обеспечение, планирование, координацию, контроль и внутренний консалтинг; система, ориентированная на будущее развитие предприятия; основной его целью является ориентация управленческого процесса на максимизацию прибыли и стоимости капитала при минимизации риска и сохранении ликвидности и платежеспособности предприятия [42].

Как показало исследование, контролинг находясь на сечении учета, анализа, планирование, информационного обеспечения, контроля и координации, занимает особое место в управлении предприятием: он соединяет в одно целое все эти функции, интегрирует и координирует их, причем не подменивая собой управление предприятием, а лишь переводит его на качественно новый уровень. Контролинг (руководство управлением) представляет собой своеобразный механизм саморегулирования на предприятии, которое обеспечивает обратная связь в контуре управления.

Проблемы разработки и усовершенствование контролинга в системе управления предприятием находит свое отображение в многочисленных работах зарубежных исследователей. Среди отечественных научный работников исследованием составных частей контролинга занимаются много исследователей, тем не менее их публикации больше касаются стратегических планов развития - диверсификации, реструктуризации, изменения формы собственности, формирование конкурентоспособности и одновременно практически отсутствуют методические подходы к созданию и использованию контролинга в конкретных условиях деятельности отечественных предприятий.

Необходимость контролинга на современных предприятиях можно объяснить такими причинами:

1. Нестабильность как внешних (интернационализация экономической жизни, обострение конкуренции на внутренних и мировых рынках), так и внутренних (объемы производства, поиск надежных партнеров) факторов предъявляет дополнительные требования к системе управления предприятием.

2. Необходимость поиска более новых и усовершенствование уже существующих систем управления, которые обеспечивают гибкость и надежность функционирования предприятия.

3. Важные изменения в организации и методологии системы информационного обеспечения.

Объектами контролинга выступают:

-ресурсы предприятия (материальные, средства предприятия, персонал, информационные);

-хозяйственные процессы (инвестиционная деятельность, снабжение, производство, сбыт, научно-исследовательские и эксперементальные работы);

-финансовая деятельность предприятия;

-показатели эффективности работы предприятия.

Основные концепции контролинга Таблица 1

Ориентация концепции Суть и основные задачи контролинга в рамках данной концепции
На систему учета Переориентация системы учета с прошлого в будущее, создание на базе учетных данных информационной системы поддержки управленческих решений, связанных с планированием и контролем деятельности предприятием
На управленческую информационную систему   Создание общей информационной системы управления (management іnformatіon system). Разработка концепции единой информационной системы, ее внедрение. Координация функционирования информационной системы, оптимизация информационных потоков.
На систему правления: - с акцентом на планирование и контроль - с акцентом на координацию Планирование и контроль деятельности структурных подразделов предприятия Координация деятельности системы управления предприятием (управление управлением)

Эти концепции появились в разное время: первая возникшая концепция, ориентированная на систему учета (в 1930- х гг.); концепция, ориентированная на управленческую информационную систему, стала популярной в 1980- х гг. (совпадает по времени с бушующим развитием компьютерной техники); концепция ориентирована на систему управления, непосредственно связанная с развитием проектного менеджмента, появлением матричных организационных структур.

Функции контролинга

Основная цель контролинга - ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, которые поставлены перед предприятием. Для этого контролинг обеспечивает выполнение следующих функций:

· информационная (обеспечение информацией, необходимой для текущего планирования, контроля и принятие оперативных управленческих решений руководителей во всех уровнях управления предприятием);

· коммуникационная (формирование информации, которая является средством внутренней коммуникационной связи между уровнями управления и разнообразными структурными подразделами одного уровня);

· контрольная (оперативный контроль и оценка результатов деятельности в пределах отдельных подразделов и предприятия в целом в достижении поставленной цели предприятия проявляется при сопоставлении плановых и фактических показателей для измерения и оценки степени достижения цели, установление допустимых границ отклонений от заданных параметров, интерпретация причин отклонений и разработка предложений относительно их устранений или уменьшение);

· аналитическая (разработка основных подконтрольных показателей, определение степени влияния разных факторов на величины конечного результата, разработка мероприятий по устранению отклонений, которые имели место, или которые могут иметь место в будущему, расчет и целесообразность того или другого коммерческого соглашения);

· прогнозная (перспективное планирование и координация развития предприятия в будущем на основе анализа и оценки фактических результатов деятельности).

Существует несколько подходов к определению места контролинга в организационной структуре предприятия. Главная разность между ними заключается в характере подчиненности службы контролинга: непосредственно директору предприятия или финансовому директору.

В работе отечественные исследователи определены следующую роль контролинга в системе управления предприятием (рис, 2) [24];

Процесс управления     Роль контролинга в управленческом процессе
  Планирование     - координация разных планов и разработка консолидированного плана в целом по предприятию; - разработка методики планирования; - разработка графику составления планов; - предоставление информации для составления планов; - проверка планов, которые составляются; подразделами предприятия.
  Организационная работа     - учет и контроль затрат и результатов по подразделам.
  Стимулирование     - стимулирование выполнения планов по подразделам.
  Контроль и регулирования     - сравнение плановых и фактических величин для измерения и оценка степени достижения целей; - установление допустимых границ отклонений от плана; - анализ отклонений, интерпретация причин отклонений от факта и разработка предложений для уменьшения отклонений.
    Анализ решений, Информационные потоки     - участие в разработке архитектуры управленческой информационной системы; - сбор наиболее важных для принятия управленческих решений данных; - консультация по выбору корректируя мероприятий и управленческих решений; - разработка инструментария для планирования, контроля и принятие управленческих решений.  

Рис. 2. Роль контролинга в процессе управления

Учитывая круг функций и задач, которое их выполняет контролинг, соответствующий отдел имеет, на мысль О. Терещенко, войти в структуру финансово-экономических служб предприятия, которые подчиняются заместителю директора из финансов (или из экономической работы). Место контролинга в системе функций финансовый менеджмент представлен на рис. 3.

Согласно функциям финансов предприятий (формирование финансовых ресурсов; распределение и использования; контроль за формированием и использованием финансовых ресурсов) можно выделить три основные функциональные блока финансового менеджмента: финансирование; вложение средства в инвестиционную и операционную деятельность и контролинг. Указанные функциональные блоки тесно связаны между собой и образовывают целостную систему функций финансового менеджмента. От эффективности выполнения этих функций зависит санационная способность и жизнеспособность предприятия.

Финансовый менеджмент
  Финансирование     Финансовый контролинг   Инвестиционная и операционная деятельность  
     
-привлечение капитала -связь с инвесторами -связь с кредиторами -финансовая структура капитала -обеспечение текущей ликвидности и платежеспособности -управление распределением и использование прибыли -управление кредиторской задолженностью -дивидендная политика     -финансовая стратегия - прогнозирование - планирование - бюджетирование - финансовый анализ - координация - внутршіній консалтинг - методологическое обеспечение - внутренний аудит - финансовый контроль, ревизия - оценка рисков - система раннего предупреждения и реагирование -прогнозирование и предупреждение банкротства     -формирование активов -оценка инвестиционной привлекательности -оценка эффективности инвестиций -формирование инвестиционного портфеля -управление оборотными активами -управление формированием прибыли -управление дебиторской задолженностью
                   

Рис. 3. Контролинг в системе функций финансового менеджмента

Оптимизация финансовых результатов за гарантированной ликвидности и платежеспособности предприятия может рассматриваться как главная цель финансового менеджмента, для достижения которой контролинг решает такие основные задачи:

· сбор и анализ внутренней и внешней информации, которая касается объекта контролинга;

· выявление и ликвидация "узких мест" на предприятии;

· своевременное реагирование на появление новых шансов и возможностей (выявление и развитие сильных сторон);

· обеспечение постоянного анализа и контроля рисков в финансово-хозяйственной деятельности, а также разработка мероприятий по их нейтрализации;

· выявление резервов снижения себестоимости продукции;

· оценивание полноты и надежности ведения бухгалтерского учета, операционного и административного контроля;

· разработка стратегии развития предприятия и координация работы по планированию финансово-хозяйственной деятельности;

· анализ отклонений фактических показателей деятельности от запланированных и изготовление на этой основе предложений относительно коррекции планов или устранение препятствий на пути их выполнения;

· обеспечение постоянного контроля за соблюдением сотрудниками установленного документообороту, процедур проведения операций, функций и полномочий согласно а возложенными на них обязанностями;

· предоставление рекомендаций структурным подразделам предприятия в процессе планирования, разработка и внедрение новых продуктов, процессов, систем;

· проведение внутреннего консалтинга и разработка методического обеспечения деятельности отдельных структурных подразделов;

· проведение внутреннего аудиту.

Из приведенных задач контролингу вытекает необходимость его внедрения на предприятиях, которые находятся в финансовому кризису. На таких предприятиях деятельность служб контролингу должны сосредоточиваться на рассмотренных дальше трех направлениях.

1) внедрение (или повышение эффективности функционирования) системы раннего предупреждения и реагирование, которые имеет целью ускорить выявление кризисных явлений и обеспечить употребление адекватных мер по их преодолению.

2) разработка эффективной санационной концепции и плана санации, которая может осуществляться в тесном сотрудничестве с внешними экспертами.

3) контроль за реализацией плана санации и своевременное выявление отклонений, дополнительных рисков шансов с соответствующим корректированием плана.

Наши рекомендации