Принципы деятельности Парижского клуба

В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами:

1) наличие непосредственной угрозы прекращения платежей;

2) обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику;

3) равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов.

Первые два принципа - это условия, которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и требования.

1. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности.

Для того чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Как правило, наличие задолженностей больших размеров по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекращены. Кроме того, Парижский клуб может проанализировать степень серьезности проблем данной страны с помощью прогноза МВФ о состоянии платежного баланса страны на будущий год.

Такие договорные обязательства по платежам, как правило, относятся к кредитам или особым финансовым условиям, предоставленным либо непосредственно правительству страны-должника, либо его уполномоченным учреждениям и ведомствам (долг государственного сектора), либо частным юридическим лицам, если они поместили сумму в местной валюте, равную сумме задолженности, в отечественный коммерческий банк или центральный банк этой страны, и перевод средств иностранному кредитору в конвертируемой валюте не был осуществлен из-за нехватки иностранной валюты (долг частного сектора).

Неспособность частного должника привлечь достаточные средства в национальной валюте для приобретения необходимой суммы в иностранной валюте (чтобы потом выплатить долг иностранному кредитору) не считается наличием непосредственной угрозы прекращения выплат по погашению задолженности. Такая ситуация реализацией коммерческих рисков и не несет никакой ответственности со стороны государства.

2. Условия погашения для должников.

Смягчение условий погашения задолженности путем отсрочки платежей направлено на то, чтобы должнику восстановить кредитоспособность через осуществление многосторонних реформ и преобразований. Поэтому государства-кредиторы идут на пересмотр графиков погашения задолженностей лишь при условии принятия страна-ми-должниками программ макроэкономических преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ. Данному факту государства-кредиторы придают большое значение.

У должников, испытывающих финансовые трудности, часто накапливаются большие суммы неплатежей по погашению задолженности не только перед официальными и частными кредиторами, но и перед МВФ. Устав МВФ запрещает предоставлять таким странам новые кредиты и займы и, следовательно, заключать с ними соответствующие дополнительные договоренности. А это, в свою очередь, лишает стран-кредиторов Парижского клуба возможности урегулировать финансовые отношения с такими странами.

Чтобы вырваться из этого "порочного круга", Парижский клуб разработал специальную стратегию, по которой страна-должник должна осуществлять программу макроэкономических преобразований в соответствии с требованиями, которые предъявляются к получателям дополнительных ссуд от МВФ. Во время успешного внедрения такой программы страна постепенно завоевывает право на получение финансовой помощи фонда. 1 тогда эти права используются для погашения имеющихся задолженностей. К моменту завершения указанной программы страна-должник должна полностью рассчитаться с долгами и приобрести право на получение кредитов от МВФ в обычном порядке.

Обусловленность кредитов обязательствам должников проводить определенную экономическую политику не является жестким юридическим процессом. Определения этого принципа нет даже в Договорах о Международном валютном фонде и о Всемирный банк.

План преобразований МВФ, который выражается в письме-обязательстве страны-заемщика, включает, как правило, следующие требования:

- Ограничение роста денежной массы;

- Сокращение дефицита государственного бюджета;

- Контроль над предоставлением кредитов, совершенствование политики обменного курса национальной валюты (речь идет об устранении искусственного завышения курса путем девальвации);

- Устранение контроля над ценами, совершенствование торгового баланса;

- Ограничение вмешательства государства в экономику.

Однако практически программы преобразований МВФ связаны с сокращением расходов на социальные нужды (образование, здравоохранение и т.п.) и отменой государственных дотаций на производство продуктов питания, а также других товаров и услуг первой необходимости.

Бывают исключения: если страна-должник не является членом МВФ. она обсуждает необходимые преобразования непосредственно с кредиторами. Как правило, страны-кредиторы направляют в эту страну группу экспертов для оценки реального экономического положения. Такие группы были направлены в 1994 году в Польше и Мозамбика до того, как эти государства вступили в МВФ. Такой подход был применен и в отношении Кубы, но эта страна так и не стала членом МВФ. Кроме того, кредиторы утверждают, что страны-должники неохотно идут на такие условия, ведь в отличие от МВФ Парижский клуб не в состоянии предоставить новые кредиты в качестве стимула к проведению экономических реформ.

3. Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств среди кредиторов.

Данное правило называют еще принципом равных условий. Оно обеспечивает равномерное распределение среди кредиторов бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения долговых обязательств. С целью упрощения этой работы кредиторы Парижского клуба, как правило, договариваются о том, что для всех кредитов, предоставленных данной стране до определенного срока, установлен одинаковый льготный период, а также срок погашения.

Указанный принцип распространяется и на кредиторов, не участвующих в переговорах в рамках Парижского клуба. Официальные кредиторы не хотят, чтобы компромиссы, предоставляемые Парижским клубом, использовались должниками для покрытия долговых обязательств перед другими категориями кредиторов. Поэтому в протоколе о пересмотре условий погашения задолженностей содержится требование в адрес страны-должника о необходимости добиваться аналогичных уступок по условиям погашения внешних задолженностей и от других кредиторов.

Переговоры в Парижском клубе не требуют больших затрат. Как правило, переговоры в нем завершаются в течение одного дня, но иногда бывают продолжительными. Кратчайшие за всю историю клуба переговоры были в октябре 1983 p., Когда для достижения договоренностей с делегацией Малави была нужна всего один час. Случается, что переговоры занимают довольно много времени, а иногда - заходят в тупик.

Наши рекомендации