Тема : СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Нормативное регулирование бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.
В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:
Система регулирования бухгалтерского учета в России
Уровень | Документы | Органы, принимающие документы |
I - правовой | Федеральные законы, указы, постановления | Федеральное собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ |
II - нормативный | Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету | Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ |
III - методический | Нормативные акты (иные, чем положения), методические указания | Министерство финансов РФ, Федеральные органы исполнительной власти, консультационные фирмы |
IV - организационно-распорядительный (уровень фирмы) | Организационно-распорядительная до кументация (приказ, распоряжение и т.п.) в рамках учетной политики хозяйствующего субъекта | организации, консультационные фирмы |
Основным актом 1-го уровня является Федеральный закон «О БУ» от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, который определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести БУ и предоставлять финансовую отчетность.
К первому уровню системы следует отнести также федеральные законы, которыми утверждены Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др. нормативные документы
Учетный стандарт (2-й уровень) можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности.
Учетные стандарты (положения) призваны конкретизировать Закон о БУ и отчетности.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н) определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.
Кроме общего Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, в России разработано и утверждено 24 положений по БУ и отчетности.
ПБУ обычно включает следующие элементы:
- название и номер ПБУ;
- общие положения (сфера применения ПБУ и условия признания соответствующего объекта учета);
- основные определения и понятия по соответствующему объекту учета;
- оценка;
- порядок учета;
- раскрытие информации
Отечественные ПБУ в отличие от международных стандартов носят не рекомендательный, а обязательный характер.
Методические рекомендации и инструкции (3-й уровень) призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разработаны Минфином РФ.
Документы четвертого уровня утверждаются руководителем организации. Они содержат, с учетом специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности, структуры и размеров организации и других факторов, внутренние регламентирующие документы БУ организации, носящие обязательный характер для системы внутреннего регламентирования ХД организации и формирующие учетную политику организации.
Основными рабочими документами организации являются:
- приказ об учетной политике;
- утвержденные руководителем формы первичных учетных документов, по которым не предусмотрены типовые формы;
- графики документооборота;
- утвержденный руководителем Рабочий план счетов БУ;
- утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.