Тема : СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нормативное регулирование бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:

Система регулирования бухгалтерского учета в России

Уровень Документы Органы, принимающие документы
I - правовой Федеральные законы, указы, постановления Федеральное собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ
II - нормативный Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
III - методический Нормативные акты (иные, чем положения), методические указания Министерство финансов РФ, Федеральные органы исполнительной власти, консультационные фирмы
IV - организационно-распорядительный (уровень фирмы) Организационно-распорядительная до кументация (приказ, распоряжение и т.п.) в рамках учетной политики хозяйствующего субъекта организации, консультационные фирмы

Основным актом 1-го уровня является Федеральный закон «О БУ» от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, который определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести БУ и предоставлять финансовую отчетность.

К первому уровню системы следует отнести также федеральные законы, которыми утверждены Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др. нормативные документы

Учетный стандарт (2-й уровень) можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности.

Учетные стандарты (положения) призваны конкретизировать Закон о БУ и отчетности.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н) определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.

Кроме общего Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, в России разработано и утверждено 24 положений по БУ и отчетности.

ПБУ обычно включает следующие элементы:

  • название и номер ПБУ;
  • общие положения (сфера применения ПБУ и условия признания соответствующего объекта учета);
  • основные определения и понятия по соответствующему объекту учета;
  • оценка;
  • порядок учета;
  • раскрытие информации

Отечественные ПБУ в отличие от международных стандартов носят не рекомендательный, а обязательный характер.

Методические рекомендации и инструкции (3-й уровень) призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разработаны Минфином РФ.

Документы четвертого уровня утверждаются руководителем организации. Они содержат, с учетом специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности, структуры и размеров организации и других факторов, внутренние регламентирующие документы БУ организации, носящие обязательный характер для системы внутреннего регламентирования ХД организации и формирующие учетную политику организации.

Основными рабочими документами организации являются:

  • приказ об учетной политике;
  • утвержденные руководителем формы первичных учетных документов, по которым не предусмотрены типовые формы;
  • графики документооборота;
  • утвержденный руководителем Рабочий план счетов БУ;
  • утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Наши рекомендации