Особенности и преимущества технико-экономических характеристик видов транспорта
Железнодорожный транспорт:
- ведущее место в транспортной системе страны, собственности государства;
- регулярность грузовых и пассажирских перевозок, не зависящая от климатических условий, времени года и суток;
- высокая пропускная и провозная способность, измеряемая миллионами тонн грузов и пассажиров и скорость доставки;
- невысокая себестоимость перевозок, более короткий путь движения по сравнению с речным и морским транспортом и высокая эффективность.
Автомобильный транспорт:
- более высокая маневренность и скорость доставки грузов, чем на железнодорожном, речном и морском транспорте;
- возможность доставлять грузы от склада отправителя до склада получателя, минуя перепогрузочные операции;
- требует небольших по сравнению с железнодорожным транспортом капитальных вложений;
- отличается высокой себестоимостью, выгоден для транспортировки грузов на короткие расстояния (до 300-500 км) небольшими партиями.
Речной транспорт:
- невысокая себестоимость и большая провозная способность на глубоководных реках;
- невысокие капитальные затраты, расход топлива и металла;
- доставка массовых грузов (леса, строительных, зерновых, нефтепродуктов);
-эффективность при совмещении с железнодорожным транспортом;
- недостатки: несовпадение направления течения реки с грузопотоками, нерегулярность перевозок в течение года, меньшая скорость доставки.
Морской транспорт:
- обеспечение массовых межконтинентальных перевозок грузов внешнеторгового оборота, межбассейновых и внутри бассейновых перевозок грузов и пассажиров между портами;
- низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния и высокая скорость движения по сравнению с речным транспортом;
- меньшие капитальные затраты по сравнению с речным и железнодорожным транспортом при массовых перевозках на дальние расстояния.
Нефтепроводный транспорт:
- самая низкая себестоимость (в 2-3 раза) перекачки нефти и нефтепродуктов;
- наименьшие капитальные вложения по сравнению с другими видами транспорта;
- большая протяженность трубопроводов (200-300 тыс. км).
Воздушный транспорт:
- большая скорость, малые сроки доставки грузов и пассажиров;
- наибольшая эффективность для перевозки пассажиров и скоропортящихся грузов на дальние расстояния;
- использование в районах, где отсутствует наземный и водный транспорт.
Особенности планирования себестоимости транспортных услуг связаны с высоким удельным весом в ней заработной платы, затрат на топливо, электрическую энергию, амортизацию, ремонт, что обусловлено постоянным движением транспортных средств.
К снижению себестоимости приводит:
- использование мощных и экономичных локомотивов, судов и автомашин;
- автоматизация и электрификация железных дорог;
- улучшение состояния шоссейных дорог и условий судоходства;
- механизация погрузочно-разгрузочных работ;
- внедрение передовых методов организации перевозок и труда.
Основными показателями себестоимости перевозок являются:
- общая сумма расходов по основным видам затрат на весь
объем перевозок по видам транспорта;
- экономия от снижения себестоимости;
- себестоимость десяти приведенных тонно-километров (тонно-миль).
Расчеты себестоимости осуществляются по статьям затрат, аналогичным затратам по промышленным предприятиям, но дополнительно включаются следующие статьи:
- на автомобильном и железнодорожном транспорте - текущий ремонт и техническое обслуживание;
- на морском и речном (водном) - расходы на текущий ремонт флота, платежи в бюджет по инвалютным расходам;
- на воздушном - текущий ремонт самолетного парка, аэропортовые расходы;
- на трубопроводном - потери газа и нефти в газо-, нефтепроводах.
Выручка предприятий транспорта включает доходы, полученные:
- от перевозок;
- выполнения погрузочно-разгрузочных операций;
- экспедирования и прочих работ и услуг.
Доходы от перевозок зависят от объема оказываемых услуг, тарифа и договорных цен. В основе транспортного тарифа лежит вид транспорта; тип, класс и масса перевозимого груза; расстояние; время использования транспортного средства (в автоперевозках). Цены зависят от спроса и предложения конкретного вида подвижного состава.
Тарифы в зависимости от степени регулирования классифицируют на:
- фиксированные;
- регулируемые(устанавливаются самостоятельно с учетом системы налогового регулирования доходов предприятий транспорта);
- договорные(устанавливаются по соглашению с заказчиками исходя из необходимых затрат на перевозки и уровня рентабельности, регулируемого и утвержденного государственными органами (около 35 % расходов));
- свободные(устанавливаются самостоятельно с учетом
спроса и предложения на рынке транспортных услуг).
В зависимости от условий перевозки и вида услуг грузовые тарифыподразделяются на: сдельные, из покилометрового расчета, на условии платных автотонно-часов, времени использования, за перегон подвижного состава и др.
Прибыль транспортных предприятий отражает результаты эксплуатации транспорта, вспомогательных производств и хозяйств и прочих хозяйственных операций. Прибыль от эксплуатации транспорта определяется как разность между доходами от транспортной работы и эксплуатационными расходами. Прибыль, остающаяся в распоряжении транспортных предприятий, используется на развитие производственной базы, социальное развитие и материальные выплаты.
Организация оборотных и основных средств автотранспортных предприятий имеет следующие особенности:
- нормативы собственных оборотных средств предприятий автомобильного транспорта определяются раздельно по активам, зависящим от роста производственных затрат (ГСМ, запасные части, агрегаты, автошины), и по активам, запасы которых не связаны с ростом производственной программы (инструменты, инвентарь, оборудование и др.);
- основным источником формирования оборотных средств транспортных предприятий являются собственные средства и устойчивая кредиторская задолженность в виде предоплаты перевозок;
- в составе устойчивых пассивов на автомобильном транспорте кроме источников финансирования прироста норматива собственных оборотных средств планируются статьи: «Резерв на восстановление износа и ремонт автомобильных шин», «Расчеты в порядке плановых платежей», «Доходы будущих отчетных периодов»;
- финансовые результаты деятельности транспортных предприятий зависят от эффективности использования основных производственных фондов - транспортных средств, показателями которой являются: коэффициент технической готовности транспортных средств, коэффициент использования пробега на перевозку, уровень доходности подвижного состава и др.