Государственный бюджет. Бюджетный федерализм
Изучаемые вопросы
Федеральный (государственный) бюджет как ведущее звено бюджетной системы РФ. Основные налоговые доходы федерального бюджета. Основные расходы федерального бюджета. Принципы бюджетного федерализма. Развитие бюджетного федерализма.
Теоретические положения
Бюджет как таковой представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств с целью наиболее полного и эффективного финансового обеспечения деятельности, выполнения задач и функций государства и органов местного самоуправления.
Государственный бюджет как экономическая категория выражает собой совокупность экономических отношений, которые возникают в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств.
С правовой точки зрения государственный бюджет – это основной финансовый план государства (роспись доходов и расходов), который принимается по особой процедуре представительным органом власти в форме закона.
Можно выделить следующие особенности бюджета как особой экономической категории:
1. Государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений.
2. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода.
3. Пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансовой системы, определяются задачами, стоящими перед обществом в целом.
4. Бюджетное перераспределение занимает ключевое место в финансовой системе.
Государственный бюджет как особая экономическая категория выполняет следующие функции: распределительную и контрольную.
1. Распределительнаяфункция предполагает концентрацию денежных средств в государстве и их использование для выполнения государственных целей и функций.
2. Контрольная функция проявляется в проведении контрольных мероприятий за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики.
Государственный бюджет образуют государственный доходы и государственные расходы.
Доходы бюджета служат базой деятельности государства, а расходы бюджета – удовлетворению общегосударственных потребностей. Расходная часть бюджета характеризует направления и цели бюджетных ассигнований для развития и регулирования экономических процессов. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер.
Безвозвратное представление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием.
В настоящее время более 20 государств имеют различные типы федеративного устройства, в том числе США, Германия, Канада, Россия, Австралия, Австрия, Мексика, Бразилия, Индия, Эфиопия, Малайзия.
Федеративные системы характеризуются рядом признаков:
- наличием иерархии;
- определенными законодательством полномочиями каждого из уровней управления;
- установленной автономией и регламентированным суверенитетом каждого из уровней.
Во всех федеративных государствах используются различные формы отношений между его субъектами, имеющие целью бюджетное выравнивание для обеспечения гражданам страны примерно равного уровня государственных услуг независимо от места проживания.
Под бюджетным федерализмом понимается форма бюджетного устройства в федеративном государстве, которая предполагает учет интересов всех участников бюджетного процесса на основе достижения компромисса и самостоятельного управления функционированием всех звеньев бюджетной системы.
Бюджетный федерализм предполагает самостоятельность в нахождении средств для финансирования децентрализовано принимаемых решений и региональных программ субъектами федерации. В то же время во многих случаях финансовой базы для формирования бюджетных источников недостаточно. При недостаточности средств для реализации бюджетной самостоятельности субъектов федерации используются различные формы
межбюджетных отношений, имеющие целью реализовать общегосударственные интересы на территории субъекта федерации, и, прежде всего, обеспечить гражданам права, гарантированные конституцией государства.
Поскольку Россия является федеративным государством с трехуровневой бюджетной системой, то бюджетное устройство основано на принципах бюджетного федерализма. Бюджетный федерализм – это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов РФ и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.
Одной из центральных проблем бюджетного федерализма является бюджетное выравнивание, которое подразделяется на вертикальное и горизонтальное.
Вертикальное выравнивание – это процесс достижения баланса между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с потенциалом его доходных ресурсов (налоговых поступлений). На вышестоящий уровень накладываются обязательства: в случае, если потенциальные возможности по обеспечению доходной части на нижестоящем уровне недостаточны для финансирования возложенных на него функций, центральное правительство обязано предоставить этому региональному или местному органу власти недостающие бюджетные ресурсы.
Вертикальное выравнивание непременно должно сочетаться с горизонтальным, означающим пропорциональное распределение налогов и дотаций между субъектами Федерации для устранения неравенства в возможностях различных территорий, вызванных территориальным фактором. Таким образом, получается, что к расходам федерального бюджета на решение социально-экономических задач федерального масштаба добавляются еще и расходы на достижение сбалансированности бюджетной системы.
Бюджетные правоотношения между органами государственной власти (федерального и регионального уровней), а также органами местного самоуправления по поводу реализации бюджетного федерализма, в том числе по поводу распределения и перераспределения доходов и расходов между различными уровнями бюджетной системы и бюджетами различных уровней бюджетной системы образуют межбюджетные отношения.