Проверка операций по прочим счетам в банках.

Для учета движения денежных средств аудитор проверяет правильность ведения учета с использованием счета 55 «Специальные счета в банках».

В ходе аудиторской проверки проверяется:

• правильность и законность применения аккредитивной формы расчетов (применяется при условии, что она установлена договором, для расчетов с одним поставщиком, срок действия устанавливается в договоре, выплата с аккредитива наличными деньгами запрещена действующим законодательством);

• правильность оформления документов по закрытию аккредитива, наличие выписок банка и подтверждающих документов к ним;

• правильность документального оформления операций, оплаченных чеками из чековых книжек;

• полнота и правильность документального оформления операций по движению средств целевого финансирования, поступивших на содержание социальных учреждений (детского сада, яслей и т.п.) от родителей и из прочих источников;

• законность и правильность открытия текущих счетов структурным подразделениям, не выделенным на самостоятельный баланс по месту их нахождения; соответствие записей в выписках банка по этим счетам, первичным документам;

• наличие балансов и других необходимых документов от структурных подразделений, выделенных на самостоятельный баланс;

• обоснованность включения затрат структурных подразделений, не выделенных на самостоятельный баланс, в состав расходов основного производства или издержек обращения (для предприятий торговли и общественного питания);

• наличие депозитных сертификатов, приобретенных у банка (если такие операции имели место).

Когда на специальном счете учитывается иностранная валюта, то операции по ней осуществляются в таком же порядке, что и по валютному счету.

Ошибки, выявляемые при аудите кассовых и банковских операций:

• отсутствие первичных кассовых документов или оформление их с нарушением установленных требований;

• выплаты подотчетным лицам на основании документов, подтверждающих расходы, без оформления авансовых отчетов;

• несоблюдение лимита расчета наличными деньгами между юридическими лицами;

• проведение расчетов с населением без применения контрольно-кассовых машин;

• некорректное отражение кассовых операций в учетных регистрах;

• арифметические ошибки при ручном ведении учета;

• отсутствие или ненадлежащее оформление платежных документов, подтверждающих факт совершения операций;

• отсутствие приложений к платежным документам, послуживших основанием для совершения операций;

• перечисление авансов по бестоварным счетам без предварительного оформления договора и по другим сомнительным операциям;

• несоответствие данных в платежных поручениях данным выписки банка;

• некорректная корреспонденция счетов по учету банковских операций.

14. Проверка операций с нематериальными активами: цели проверки и источники информации.

Цели:

-оценка достоверности данных бухгалтерского баланса, отраженных по строке «Нематериальные активы»;

-определение соответствия ведения учета операций с НМА нормативным документам.

При аудите учета НМА применяются правовые и нормативные акты:

• Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н;

• ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»;

• Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.06.1995 г. № 49;

• План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н.

Основные вопросы проверки:
1) возникновение и прекращение имущественных прав на объекты НМА;
2) формирование балансовой стоимости объектов НМА;
3) начисление амортизационных отчислений;
4) проведение переоценки;
5) отражение финансово-хозяйственных операций в бухучете;
6) применение норм НК РФ.

Источники информации.

· учетная политика;

· договоры приобретения объектов исключительных прав;

· платежно-расчетная документация;

· первичные учетные документы (ПУД);

· регистры бухучета по счетам 04 «НМА», 05 «Амортизация НМА», 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 83 «Добавочный капитал», 19 «НДС по приобретенным ценностям», 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

· счета-фактуры;

· книги покупок и продаж;

· налоговые декларации.

Аудиторские процедуры:
1) проверка документов;
2) наблюдение (отслеживание) отражения финансово-хозяйственных операций в бухгалтерской документации;
3) пересчет сумм амортизационных отчислений;
4) получение разъяснений внутри аудируемого лица;
5) получение подтверждений от правообладателей и правопользователей объектов исключительных прав;
6) привлечение экспертов;
7) аналитические процедуры.

Распространенные ошибки данного раздела учета:

– несвоевременное принятие НМА к учету; – неправильное определение первоначальной стоимости НМА; – неправильное определение срока полезного использования объекта НМА; – отсутствие форм первичных учетных документов по учету НМА или нарушение правил их оформления; – учет затрат на приобретение исключительных прав в составе текущих расходов; – неправомерное применение налогового вычета по НДС в отношении расходов, включаемых в стоимость приобретения НМА.

15. Проверка операций с основными средствами: цели проверки и источники информации.

Цель - установление соответствия применяемой на предприятии методики учета основных средств, отраженной в приказе руководителя «Учетная политика», нормативным и законодательным актам, действующим на территории РФ и регулирующим учет поступления, наличия и движения основных средств.

Программа аудиторской проверки:

•проверка правильности постановки на учет;

•оценка наличия основных средств и эффективности их сохранности;

•оценка состояния аналитического и синтетического учета собственных и арендованных основных средств в бухгалтерии и по материально ответственным лицам в местах эксплуатации основных средств;

•проверка соблюдения налогового законодательства по операциям, связанным с приобретением, выбытием и арендой основных средств у юридических и физических лиц;

•проверка правильности начисления амортизации;

•проверка результатов переоценки инвентарных объектов основных средств;

•проверка действующего порядка учета затрат на текущий и капитальный ремонт основных средств при подрядном и хозяйственном способах ремонтных работ;

•проверка учета капитальных вложений;

•проверка обоснованности произведенных затрат на ремонт основных средств и правильности отражения сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета;

•оценка эффективности использования основных средств в случаях, если это предусмотрено условием договора возмездного оказания аудиторских услуг.

Информационная база, используемая аудитором при проверке основных средств, включает:

· основные нормативные документы, регулирующие вопросы организации бухгалтерского учета и налогообложения основных средств;

· приказ об учетной политике организации;

· регистры синтетического и аналитического учета движения основных средств, используемые в организации;

· первичные документы по отражению операций по основным средствам;

· бухгалтерскую отчетность.

Основные виды нарушении:

§ несвоевременное оприходование объектов в учете;

§ неправильное исчисление первоначальной стоимости поступивших объектов основных средств:

§ некорректная корреспонденция счетов при отражении операций по движению основных средств;

§ неоприходование материальных ресурсов, остающихся при ликвидации основных средств;

§ отсутствие аналитического учета основных средств;

§ отсутствие учета за балансом организации и инвентарных карточек по арендованным объектам основных средств:

§ списание сумм амортизации по объектам основных средств, сданных в аренду, на себестоимость продукции по основному виду производственной деятельности;

§ не начисляется НДС с рыночной стоимости объекта при безвозмездной передаче основных средств.

16. Проверка операций с производственными запасами, материальными ценностями и товарами: цели проверки и источники информации.

Цель - подтверждение достоверности данных отчетности по наличию и движению товарно-материальных ценностей и установление соответствия оформленных хозяйственных операций действующим нормативным актам.

Источники информации:

договоры поставки, накладные, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, книга покупок, доверенности, приходные ордера, акты о приемке материалов, карточки складского учета материалов, инвентаризационные описи материально-производственных запасов, книга продаж, главная книга и т.д.

Аудит МПЗ можно разделить на:

· проверку их фактического наличия, которая осуществляется с помощью инвентаризации;

· проверку правильности оценки ценностей в учете и отчетности;

Наши рекомендации