Состав и классификация оборотных средств организаций. Принципы их организации.

Оборотные средства производственного запаса составляют большую часть оборотных производственных фондов. Организация оборотных средств вкл.:

- определение состава и структуры оборотных средств,

- определение потребности в них,

- выявление источников их формирования,

- распоряжение ими, их эффективное использование.

Структура:

1. по функциональному назначению:

- оборотные производственные фонды,

- фонды обращения;

2. в зависимости от участия в производстве:

- средства в производственных запасах,

- средства в производственном процессе;

3. от участия в реализации:

- готовую продукцию на складе,

- отгруженные товары,

- денежные средства,

- дебиторская задолженность;

4. по степени нормирования и планирования:

- нормируемые,

- ненормируемые.

5. по ликвидности:

- быстрореализуемы,

- медленореализуемые.

Величина оборотных средств зависит от:

- отрасли,

- производственного цикла,

- условий поставки,

- порядка расчётов,

- выполнения обязательств.

17. Оборотные производственные фонды и фонды обращения, состав и назначение.

Оборотные производственные фонды обслуживают сферу производства и материализуются в предметах труда (сырье, материалы) и частично в средствах труда и воплощаются в производственных запасах и полуфабрикатах собственного изготовления. Оборотные производственные фонды обладают рядом особенностей:

1.полностью расходуются в производственном цикле;

2.притерпевают изменения своей натурально-вещественной формы и утрачивают потребительную стоимость;

3.переность свою стоимость целиком и сразу на готовый продукт;

4.кругооборот зависит от производственного цикла (может быть несколько кругооборота в год).

Фонды обращения не участвуют в процессе производства, и их назначение состоит в обслуживание кругооборота средств предприятия и достижение единства производства и обращения. Фонды обращения состоят из готовой продукции и денежных средств.

18. Нормируемые и ненормируемые оборотные средства предприятия. Методы нормирования.

Нормируемые оборотные средства– это собственные оборотные средства, авансируемые в оборотные производственные фонды и в отдельные элементы фондов обращения (сырьё, материалы, незавершённое производство, расходы будущих периодов и т.д.) Ненормируемые оборотные средства– товары отгружены, денежные средства, дебиторская задолженность.

Способы планирования потребности в оборотных средствах:

- Аналитический метод (опытно-статистический) предполагает укрупненный расчёт оборотных средств в размере их средне фактических остатков.

- Коэффициентный метод – основан на определение нового норматива на базе имеющегося с учётом поправок на изменение объёма продукции.

- Метод прямого счёта является наиболее точным, но и самым трудоёмким. Он базируется на определении научно-обоснованных норм запаса по отдельным элементам оборотных средств и норматива оборотных средств.

19. Методы расчета нормативов оборотных средств.

Норматив оборотных средств– минимально необходимая сумма денежных средств, обеспечивающая хозяйственную деятельность предприятия. Алгоритм расчёта норматива по отдельным элементам оборотных средств следующий: норма запаса (дни) * однодневный расход или выпуск по данному элементу оборотных средств. В свою очередь однодневный расход рассчитывается как частное от деления затрат на число дней в периоде.

Известны три метода расчета нормативов оборотных средств: аналитический, метод прямого счета, коэффициентный метод.

Аналитический, или опытно-статистический метод нормирования отражает сложившуюся практику организации производства, снабжения и сбыта. Сущность его состоит в том, что при анализе имеющихся товарно-материальных ценностей корректируются их фактический запасы и исключаются излишние и ненужные ценности.

Метод прямого счета предусматривает научно обоснованный расчет запасов по каждому элементу оборотных средств в условиях достигнутого организационно- технического уровня предприятий с учетом всех изменений, происходящих в развитии техники и технологий, в организации производства, транспортировке товарно-материальных ценностей в области расчетов.

При коэффициентном расчете в свободный норматив предшествующего периода вносятся поправки на планируемое изменение объема производства и на ускорение оборачиваемости средств. Применение дифференцированных коэффициентов по отдельным элементам оборотных средств допустимо, если нормативы периодически уточняются путем прямого счета.

20. Нормирование оборотных средств, вложенных в производственные запасы.

Норматив оборотных средств представляет собой плановый остаток материальных ценностей и затрат в денежном выражении, минимально необходимый для нормальной хоз.деятельности предприятия.

Например, норматив в запасах сырья, основных материалов и покупных полуфабрикатов Н исчисляется на основании среднедневного их расхода О и средней нормы запаса в днях N: Н = О*N. Определяется исходя из производственной программы и норм расхода сырья, материалов.

Норма оборотных средств (средняя норма запаса в днях) по каждому виду или однородной группе материалов учитывает время пребывания в текущем, страховом, транспортном, технологическом и подготовительных запасах.

Текущий запас – основной вид запаса, предназначен для обеспечения нормального хода производственной деятельности в период между двумя очередными партиями поставок. Норма текущего запаса зависит от интервала поставок. За неё обычно принимают половину продолжительности среднего интервала между поставками.

Страховой запас создаётся для обеспечения непрерывности производственного процесса при возникновении перебоев в снабжении из-за нарушения условий поставок по срокам и комплектности, задержки груза в пути и некоторых случаях. На величину запаса в днях оказывают влияние отдалённость поставщиков от потребителей, размер текущего запаса и др. Норма оборотных средств в днях по страховому запасу обычно устанавливается для каждой группы материалов в пределах 50% нормы текущего запаса.

Транспортный запас создаётся на период разрыва между сроком грузооборота и документооборота. В период между оплатой счёта и получением груза потребность предприятия в ресурсах должна покрываться за счёт транспортного запаса.

Технологический запас определяется конкретными условиями работы каждого предприятия по тем видам сырья и материалов, по кот. необходима предварительная подготовка. Создаётся на период времени для подготовки материалов к производству, вкл. время на анализ и лабораторные испытания.

Подготовительный запас необходим на период приёмки, разгрузки, сортировки и складирования материалов, принимаются также в расчёт нормы запаса по сырью, основным материалам и покупным полуфабрикатам. Нормы этого времени устанавливаются по каждой операции на средний размер поставки исходя из технологических расчётов или путём проведения хронометража.

21. Нормирование оборотных средств в незавершенном производстве и расходах будущих периодов

Размер норматива оборотных средств (Нн.п.), вложенных в незавершенное производство зависит от объёмов производства по каждому изделию, длительности производственного цикла (Тп.ц.) и интенсивности нарастания затрат в процессе производства (Кн.з.), т.е.

Нн.п. = Звал*Тп.ц.*Кн.з. / Д, где Звал – затраты на производство валовой продукции, Д – продолжительность планируемого периода, в днях.

Величина оборотных средств, вложенных в расходы будущих периодов (Нрбп), рассчитывается отдельно по затратам на освоение новых производств, разработку новых технологий, перепланировку цехов и переналадку оборудования и т.п. Потребность в оборотных средствах по этим расходам определяется по формуле: Нрбп = РБПн+РБПп-РБПвкл, где РБПн – расходы будущих периодов на начало планового года, РБПп – расходы будущих периодов в плановом году, РБПвкл – расходы будущих периодов, кот. будут включены в затраты на производство продукции в плановом году.

22. Показатели экономической эффективности использования оборотного капитала.

Эффективность системы управления процессами формирования и воспроизводства оборотных средств предприятия находит своё выражение в уровне и динамике показателей, характеризующих результативность деятельности организации и показателей, отражающих использования оборотных средств. В систему показателей, характеризующих использование оборотных средств включается: показатель оборачиваемости оборотных средств, длительность одного полного кругооборота средств с момента превращения оборотных средств в денежной форме в производственные запасы до выпуска готовой продукции и её реализации. Критерием оценки эффективности управления оборотными средствами является фактор времени, используются показатели, отражающие:

1. длительность одного оборота в днях

О=Д/Коб, Коб=В/С,

где Д – длительность периода в днях, В – выручка от реализации продукции, С – средние остатки оборотных средств за период, О – оборачиваемость. Коэффициент оборачиваемости (Коб) отражает число кругооборотов, совершаемых оборотными средствами предприятий за определённый период времени. Фактически он показывает величину реализованной продукции приходящийся на 1 рубль оборотных средств.

2. кол-во оборотов за период. Показатель, обратной коэффициенту оборачиваемости, называется коэффициентом загрузки (закреплением):

КЗ=С/В

Показатель характеризует величину оборотных средств, затрачиваемых на каждый 1 рубль реализованной продукции.

23. Источники формирования оборотных средств организаций.

Первоначальное формирование оборотных средств на предприятии осуществляется за счёт уставного капитала в момент его образования. Средства уставного капитала направляются на формирование производственных запасов и закупку других факторов производства вплоть до момента получения выручки от реализации продукции. Оборотные средства служат источником финансирования текущих производственных затрат. Величина потребностей их зависит от объёма производства, отраслевых особенностей, принятых форм расчёта и т.п. Главным источником пополнения оборотных средств, авансируемых на возобновление производственного цикла, являются:

1. собственные источники, важнейший из которых чистая прибыль предприятия. Предприятия также могут использовать средства, приравненные к собственным, – устойчивые пассивы. Они не принадлежат предприятию, но постоянно находятся в обороте и используется на вполне законных основаниях. Устойчивые пассивы являются источником покрытия собственных оборотных средств только в сумме прироста (разницей фактических значений на начало и конец отчётного периода).

2. заёмные средства, привлечение которых позволяет покрыть временные дополнительные потребности в оборотных средствах. Основу заёмных средств составляет краткосрочные кредиты коммерческих банков, а также других кредиторов. Так же источником финансирования дополнительных потребностей в оборотных средствах может служить кредиторская задолженность. Она означает фактическое использование в обороте предприятия средств, формально ему не принадлежащих.

24. Определение потребности в оборотном капитале.

Эффективность деятельности предприятия в значительной мере зависит от правильного определения потребности в оборотных средствах. Это в свою очередь способствует минимизации затрат, улучшению финансового положения предприятия в целом и ритмичности производства. Конкретные размеры оборотных средств определяются многими факторами:

1.технологическая сложность производства;

2.длительность производственного цикла;

3.сезонность производства;

4.условия производства и сбыта продукции;

5.темпы изменения объёма производства и реализации;

6.порядок и формы расчётов и т.д.

Для определения потребности предприятия в оборотных средствах применяются методы:

- прямого счёта – расчёт потребности в оборотных средствах по сырью и материалам. По каждому виду сырья и основных материалов, покупных полуфабрикатов рассчитывается общий запас в днях и однодневный расход.

- нормативный – предприятие разрабатывает для себя нормативы запасов по каждому виду товарно-материальных ценностей в днях и определяет потребность в оборотных средствах путём умножения этих норм на предусмотренные производственной программой среднедневные расходы по этим товарно-материальным ценностям.

- аналитический – потребность в оборотных средствах определяется исходя из планируемого роста выручки от реализации продукции и предусмотренного ускорения оборачиваемости оборотных средств. Расчёт: определяем коэффициент обеспеченности оборотными средствами в базовом году

Коб = ОСб / РПб,

где ОСб – среднегодовая стоимость оборотных средств в базовом году, РПб – объём реализованной продукции в базовом году. На основе оценки резервов сокращения длительности оборота оборотных средств определяем плановый коэффициент обеспеченности оборотными средствами Коп. Рассчитываем общую потребность в оборотных средствах в плановом году

Осп = Рпб*Jрп*Коп,

где Jрп – индекс роста объёма реализованной продукции в плановом году.

- метод оптимизации заказа – заключается в определении такой партии заказа, при которой затраты по выполнению и хранению заказа будут минимальны.

25. Классификация затрат по экономическим элементам.

1. По способу отнесения на себестоимость продукции:

- прямые – расходы, которые связаны с производством отдельных видов продукции и могут быть непосредственно включены в себестоимость;

- косвенные – затраты, которые связаны с производством различных видов продукции, в связи с чем их нельзя прямо отнести на себестоимость конкретного вида продукции.

2. По связи с объемом производства:

- условно-постоянные – затраты, существенным образом не зависящие от объема производства (амортизационные отчисления);

- условно-переменные – затраты, зависящие от объема производства, в связи с чем они растут (снижаются) пропорционально изменению его объема.

3. По степени однородности:

- элементные – имеют единое экономическое содержание, независимо от их назначения. Цель такого рода затрат – выявление всех затрат на производство продукции по их видам;

- комплексные – включают несколько элементов затрат, которые являются разнородными по своему составу и определяются по определенному экономическому назначению.

В настоящее время классификация по элементам затрат включает 5 групп:

1. материальные затраты. Отражается стоимость: сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих; работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями; топлива, энергии; затрат на приобретение тары и упаковки.

2. затраты на оплату труда: все расходы по оплате труда основного производственного персонала предприятия; премии по итогам производственных результатов; выплаты стимулирующего и конституционного характера.

3. отчисления на социальные нужды: отчисление в органы государственного пенсионного страхования, а также обязательное медицинское страхование; ЕСН и страхование от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве.

4. амортизация основных фондов: сумма амортизации основных фондов и нематериальных активов, рассчитывающие в соответствии с учредительными нормами в проценте первоначальной стоимости.

5. прочие денежные затраты: включают затраты, которые по своему характеру не могут быть отнесены ни к одному из вышеназванных элементов (налоги и сборы – водный, на имущество организаций).

26. Классификация затрат на производство и реализацию продукции.

1. Материальные расходы включают затраты на приобретение: сырья и материалов; инструментов, приспособлений, инвентаря и другого имущества, не являющегося амортизируемым имуществом; комплектующих изделий, подвергающихся монтажу и/или полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке; топлива, воды и энергии на технологические цели; работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предприятиями; др. материальных ресурсов, связанных с производством и реализацией.

2. Расходы на оплату труда: любые начисления работникам в денежной и/или натуральной формах, стимулирующих вычисления и надбавки; компенсационные начисления, связанные с режимом работы и условием труда; премии и единовременные поощрительные начисления; расходы, связанные с содержанием этих работников, предусматриваемые нормами законодательства РФ, трудовыми и коллективными договорами.

3. Сумма начисленной амортизации определяется ежемесячно как произведение стоимости объекта амортизируемого имущества и нормы амортизации, определенной для этого объекта.

4. Прочие расходы включают производственные затраты, не вошедшие в предыдущие элементы затрат: на НИОКР, обязательное и добровольное страхование и др.

27. Понятие себестоимости продукции, ее виды и основные показатели.

Совокупность затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) составляет ее себестоимость. Виды себестоимости:

- Цеховая (участковая) себестоимость продукции складывается из расходов на её изготовление в каждом цехе (участке). Рассчитывается на тех предприятиях, где цехи (участки) находятся на внутрихозяйственном расчете, имеют замкнутый цикл производства.

- Производственная себестоимость включает затраты на выпуск готовой продукции от начальной стадии производства до сдачи её на склад. Величина этих издержек учитывает затраты всех участков и цехов предприятия по выпуску продукции, общепроизводственные и административно-управленческие расходы.

- Полная себестоимость состоит из расходов на производство и реализацию продукции. Она больше производственной на величину внереализационных расходов, которые включают в основном затраты по сбыту готовой продукции.

Основные показатели:

1. Влияние производительности труда на уровень себестоимости продукции

Сз = (1 - Изппт)*Узп*100%,

где Изп – индекс зарплаты в планируемом периоде, Ипт – индекс роста производительности труда в планируемом периоде, Узп – удельный вес зарплаты с отчислениями на социальное страхование себестоимости продукции.

2. Влияние увеличения объема выпуска продукции на снижение себестоимости:

Су=(1 – Иупу)*Идуп*100%,

где Иуп – индекс изменения условно постоянных расходов, Иу – индекс изменения объема производства, Идуп – доля условно постоянных расходов в себестоимости продукции.

3. Влияние экономии материальных ресурсов на снижение себестоимости:

Снц = (1 – Инц)*Идм,

где Ин – индекс изменения норм расходов материальных ресурсов, Иц – индекс изменения цен на материальные ресурсы, Идм – доля материальных ресурсов в себестоимости продукции.

4. Влияние амортизации на снижение себестоимости продукции:

Са = (1 – Иод)*Уа*100%,

где Ио – индекс изменения стоимости основных средств, Ид – индекс изменения объема выпуска продукции, Уа – доля амортизации в себестоимости продукции в отчетном периоде.

28. Планирование затрат на производство и реализацию продукции.

Основными документами, по которым производится подсчет себестоимости, является смета затрат на производство и калькуляция себестоимости единицы продукции. Смета затрат на производство – это документ, фиксирующий суммарные издержки производства на выпуск продукции, производство работ и услуг промышленного характера за определенный промежуток времени. Калькуляция себестоимости определяет издержки производства на единицу конкретной продукции.

С точки зрения планирования и учета затрат различают:

1.нормативный метод;

2.метод калькулирования по фактическим затратам.

С точки зрения полноты включения затрат в себестоимость продукции различают:

1.метод полного включения затрат в себестоимость;

2.метод неполного/ограниченного включения затрат в себестоимость. Совокупность затрат составляет общий объем затрат на производство продукции. Полученная производственная с/с увеличивается на внепроизводственные расходы, т.е. расходы, связанные со сбытом и реализацией продукции. Объем реализуемой продукции рассчитывается следующим образом:

РП=Он+ТП-Ок,

где РП – объем реализуемой продукции в натуральном выражении; Он – остатки нереализованной продукции на начало планируемого периода; ТП – товарная продукция, планируемая к выпуску в предстоящем году; Ок – остатки нереализуемой продукции на конец планируемого периода. Плановые затраты на реализуемую продукцию могут быть определены с помощью следующей формулы:

Зрпнтпк,

где Зрп – затраты на реализуемую продукцию по полной плановой себестоимости на предстоящий период; Зн– фактически произведенная себестоимость остатков готовой продукции не реализованных на начало панируемого периода; Зтп – плановая полная себестоимость товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде; Зк – плановая производственная себестоимость остатков готовой продукции, которые не будут реализованы на конец планируемого периода.

29. Источники финансирования затрат на предприятии.

Различают собственные и заемные финансовые ресурсы. К собственным относится: прибыль организации и амортизационные отчисления. Финансовую базу развития производства также составляют средства, поступающие на предприятие в виде выручки от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, различные целевые поступления.

- Основным источником собственных средств любой организации является его уставный капитал, за счет которого формируются основные и оборотные фонды. Уставный капитал организации определяет минимальный размер его имущества, который гарантирует интересы его кредиторов.

- Добавочный капитал образуется за счет прироста стоимости имущества в результате переоценки основных фондов, эмиссионного дохода (разница между рыночной и номинальной стоимостью), безвозмездно полученных денежных средств или материальных ценностей на производственные цели. Средства этого фонда могут быть использованы на увеличение уставного капитала, погашение убытка, выявленного по результатам работы за отчетный период и другие цели.

- Резервный фонд (капитал) образуется на предприятии в соответствии с действующими законодательными и учредительными документами. Источником его формирования является отчисление от прибыли для АО в размере 5% от уставного капитала. Средства фонда предназначены для покрытия убытков отчетного периода, выплаты дивидендов в случае отсутствия или недостаточности прибыли отчетного года для этих целей.

- Фонд накопления – средства, предназначенные для развития производства. Формируется за счет чистой прибыли с учетом дивидендной политики организации.

- Фонд потребления – средства, направляемые на социальные нужды финансирования объектов непроизводственной сферы и т.п.

Если собственных средств предприятию оказывается недостаточно, то они прибегают к займам.

- Заемные средства привлекаются на условиях: срочности, платности, возвратности и обеспеченности.

30. Сущность ценообразования на предприятии, виды цен.

Ценапредставляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу в обмен на товар. Она выступает денежным выражением его стоимости. Задача ценовой политики предприятия состоит в нахождении оптимального соотношения возможно большого числа целей. Предприятию, прежде всего, необходимо решить, какие цели оно стремится достигнуть при реализации (продаже конкретного товара). Чаще всего предприятия с помощью ценовой стратегии может достигнуть следующих целей:

1.сохранение стабильного положения на рынке;

2.расширение доли рынка;

3.максимизация прибыли и повышение уровня рентабельности продаж;

4.поддержание и обеспечение платежеспособности предприятия;

5.завоевание лидерства на рынке;

6.расширение экспортных возможностей предприятия.

В зависимости от области применения различают следующие основные виды цен:

1.оптовые цены – используются при реализации продукции между юр лицами. Оптовая цена предприятия = себестоимость + прибыли.

2.закупочные цены – устанавливаются на с/х продукцию, приобретаемую у с/х товаропроизводителей.

3.розничные цены – цены, по которым товары реализуются населению. Состоит из оптовой цены и торговой надбавки.

4.сметные цены строительства – применяются при строительно-монтажных работах, их величина определяется на основе сметных расчетов и нормативной прибыли.

5.тарифы на услуги – как и оптовые цены состоят из себестоимости и прибыли.

6.мировые цены – применяются во внешней торговле. Различают мировые цены на импортную и экспортную продукцию.

31. Планирование выручки от реализации продукции (работ, услуг) Факторы, определяющие размер выручки предприятия

Выручка от реализации продукции– это денежные средства, поступающие на предприятие за отгруженную контрагентом продукцию, выполненной работы или предоставленной услуги. В процессе свой деятельности хозяйствующие субъекты могут осуществлять планирование выручки в расчете на год, квартал, месяц. Общая сумма выручки включает: выручку от реализации товарной продукции и полуфабрикатов собственного производства; выполнения работ промышленного и непромышленного характера.

Выручка от реализации продукции рассчитывается на основе объема реализуемой продукции исходя из действующих цен без НДС и акцизов в торговых и сбытовых скидок.

Выручка от выполненных работ и услуг определяется исходя их объема выполненных работ и услуг и соответствующих цен и тарифов. Существует 2 метода определения плановой выручки:

1.Метод прямого счета основан на гарантированном спросе и предполагает, что весь объем произведенной продукции обеспечен пакетом заказов. Основой расчетного метода является объем реализуемой продукции, корректируемый на входные и выходные остатки. Все составные части выручки выражены в ценах реализации: 1.остатки на начало года – в действующих ценах периода, предшествующего планируемому; 2.товарная продукция и остатки нереализованной продукции – в ценах планируемого периода. Нереализованной считается готовая продукция на складе.

2.Аналитический метод планирования может применяться в условиях стабильного развития экономики. С применением этого метода осуществляется оценка изменения объема выручки в зависимости от других факторов. Эластичность спроса:

Э=ΔВ/ΔЦ

В условиях, когда спрос эластичный – Э>1 (т.е. повышение цены приведет к большему снижению выручки) предприятие не может без отрицательных для него последствий повышать цены и вынужденно увеличить выручку за счет повышения объема производства. Если спрос неэластичен – Э<1, то имеется возможность увеличения цен на продукцию для максимизации выручки.

Факторы, оказывающие влияние на величину прибыли:

1) снижение себестоимости

2)улучшение ассортимента

3)повышение качества

4)рост производительности труда.

32. Состав и содержание внереализационных доходов и расходов организаций.

В состав внереализационных расходов, т.е. не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанные с производством и реализацией. К ним относятся:

1.расходы на содержание переданного по договору аренды имущества (2 вида лизинга: оперативный и финансовый);

2.расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, эмитированным организацией;

3.расходы на организацию выпуска собственных ценных бумаг, в частности на подготовку проспекта эмиссии ценных бумаг, изготовление и приобретение бланков, в том числе услуги посредников по их размещению;

4.расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках;

5.расходы, связанные с консервацией и реконсервацией производственных мощностей и объектов, а также затраты на их содержание;

6.судебные расходы и арбитражные сборы;

7.расходы на услуги банка, в том числе связанные с установкой и эксплуатацией электронных систем документооборота между банком и клиентом;

8.прочие внереализационные расходы.

Внереализационные доходы организации:

1.от долевого участия в других организациях за исключением дохода, направляемого на оплату дополнительных акций (долей), размещаемых среди акционеров;

2.в виде положительной курсовой разницы;

3.в виде признанных должником штрафов, пеней и иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумма возмещения убытков, ущерба;

4.от сдачи имущества в аренду;

5.в виде процента, полученного по договорам займа, кредита, банковского счета, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам;

6.в виде безвозмездно полученного имущества и имущественных прав;

7.в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств;

8.прочие внереализационные доходы.

33. Экономическая сущность прибыли и условия ее формирования.

Прибыль как экономическая категория выражает определённые производственные эконом.отношения по поводу формирования и использования совокупного валового продукта, стоимости и прибавочной стоимости (прибавочного продукта). Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятием. Она характеризует фин.результат деятельности предприятия. Прибыль явл. показателем наиболее полно отражающим эффективность производства, объём и качество произведённой продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости; оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчёта, интенсификацию производства. Прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. С экономической точки зрения прибыль – это разность между денежными поступлениями и выплатами, с хозяйственной – это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало периода.

Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.

Работа предприятия, в условиях перехода к рыночной экономике, связана с повышением стимулирующей роли прибыли.

Наши рекомендации