Человек, принимающий иррациональные решения
Попытайся представить себе своего потребителя.
Вот он стоит перед тобой.
Он не хмур, но и не улыбается. У него совершенно неопределенное выражение лица. А между тем, что-то в нем не так Прямо из его макушки выходит антенна, доходящая почти до потолка! А на конце антенны имеется датчик, подающий, как сумасшедший, сигналы «бип».
Этот датчик принимает все данные об окружающей среде: цвета, формы, звуки и запахи вашего магазина или офиса, а может, и ресторана, где вы встретились, чтобы пообедать.
Датчик принимает также и информацию, исходящую от тебя: как ты сидишь или стоишь, какой у тебя цвет волос, как причесаны твои волосы, какое у тебя выражение лица - не напряженное ли? Смотришь ты прямо на него или куда-то в сторону? Наглажены у тебя брюки или нет, каков цвет твоих туфель - начищены они или нет? Не изношены ли? Завязаны ли шнурки?
Ничто не ускользнет от внимания датчика, который впитывает в себя информацию из окружающей среды.
Ничто не ускользнет от внимания потребителя, когда он поглощает информацию, чтобы принять решение, купить или не купить товар.
Однако это всего лишь первый этап в процессе осуществления покупки.
Важно то, что делает с этой информацией датчик. Потому что от того, как этот датчик обработает информацию, зависит, какое решение примет потребитель.
Представьте себе, что этот датчик - сознание вашего потребителя.
Его задача заключается в том, чтобы собрать информацию, необходимую для принятия решения.
Правда, большей частью то, что оно делает, производится неосознанно, то есть автоматически, по привычке.
Поэтому, даже если сознание потребителя и будет активно впитывать самые разнообразные впечатления, оно будет совершенно не отдавать себе отчета в их наличии.
Оно может заниматься этим - буквально - во сне. Вообще говоря, оно просто не может прекратить заниматься этим!
К счастью, сознанию совершенно не обязательно бодрствовать.
Потому что решения принимает не сознание потребителя.
Это - задача подсознания.
Именно в подсознании потребителя и производятся все действия.
Именно в подсознании потребителя происходит второй этап процесса осуществления покупки.
Что представляет собой подсознание потребителя?
Оно похоже на огромное подземное море, в котором плавает множество необыкновенных существ - поодиночке и группами, - молча ища себе пропитание, причем каждое из них обладает совершенно разными потребностями и вкусами.
Этими существами являются ожидания потребителя.
А море, в котором они плавают, - совершенно чужое место для твоего потребителя.
Он просто не представляет себе, что означает плавать в таком месте. Что значит рыскать возле какой-нибудь подводной скалы. Что значит лежать тихо и неподвижно, как камень, на дне, терпеливо и настойчиво ожидая того момента, когда рядом проплывет «сладкое блюдо».
Однако ты можешь быть совершенно уверена в том, что каждое существо в этом море - любое из его ожиданий - это продукт жизни твоего потребителя!
Результат его реакций, впечатлений, отношений, ассоциаций, мнений, умозаключений. Результат накопления всего его опыта с момента рождения (а возможно, если верны научные данные, и до него) до того самого мгновения, когда он окажется перед тобой.
При этом все его ожидания представляют собой не что иное, как средство, при помощи которого их сумма - а это личность твоего потребителя - обеспечивает себе все необходимое.
«Пища», которая им необходима, поступает в виде сенсорной информации из сознания («с поверхности» ).
При этом, если эта «пища» совпадает с ожиданиями, подсознание говорит «да».
Если же она не совпадает с ними, подсознание говорит «нет».
И ведь это решение, да или нет, принимается в то самое мгновение, когда подсознание пробует его на вкус!
Говорят, что решение сделать покупку благодаря телевизионной рекламе принимается в течение первых трех-четырех секунд ее просмотра.
Эксперименты показали, что 75 процентов решений о покупке товара благодаря печатной рекламе принимается на основе одного заголовка.
При личном предложении определенного товара, как показала собранная нами информация, возможность продажи используется или теряется безвозвратно в течение первых трех минут.
При этом все, что происходит после этого психографического момента истины - момента, когда принимается решение о покупке, - заключается в том, что подсознание посылает свой ответ сознанию, который затем обрастает в реальном мире рациональным объяснением, чтобы поддержать уже сложившееся эмоциональное отношение.
Вот так и принимаются решения о покупке. Совершенно иррационально!
Если бы у кого-нибудь хватило терпения, чтобы проверить это, вполне вероятно, что в результате выяснилось бы, что никто и никогда еще не принимал рационального решения о покупке чего-либо!
Поэтому когда твой потребитель говорит: «Я хочу поду-
мать об этом» , - не верь ему.
Он вовсе не намеревается об этом думать. Он просто не умеет об этом думать.
Он уже проделал в уме все, что нужно, и знает, хочет он это или нет.
Этой фразой потребитель на самом деле хочет сказать что-то одно из двух:' либо он эмоционально не готов сказать «нет» из страха перед тем, как вы прореагируете на то, что он сказал правду, либо вы не обеспечили его «пищей», которой жаждет его подсознание.
В обоих случаях думать приходится очень мало, либо вообще не приходится.
Несмотря на то, во что нам хотелось бы верить, решение было принято им неосознанно и мгновенно.
Вообще говоря, оно было принято задолго до того, как вы вообще встретились.
Только вот твой потребитель не знает этого.