Модели рыночного поведения олигополии
Ценовая воина — цикл последовательных уменьшении цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Это приводит к объёму выпуска. для которогоР =АС = МС.
Тайный сговор — форма олигополистического поведения, ведущая к образованию картелей.
Картель — группа фирм, согласующая решения по поводу объёмов выпуска и цен так, как если бы они были единой монополией (речь идет о соглашении конкурирующих производителей об установлении единой цены, а также совместного сбыта, квот на объем выпуска для отдельных производителей)
Ломаная кривая спроса
Модель объясняет негибкость цен. Форма кривой олигополиста зависит от реакции соперников на действия фирмы. Спрос на продукт фирмы будет эластичным, если они поднимут свои цены, потому что их конкуренты не будут повышать цены в ответ. Если же фирма понизит свои цены, то спрос станет неэластичным, так как конкуренты скорее всего тоже понизят цены. Результат — ломаная кривая спроса у фирмы.
Р — установленная цена. Если фирма повысит цену, то спрос уйдет к D1. Если фирма понизит цену, то спрос не изменится. Кривая спроса будет иметь форму ломаной кривой D1PD2. Кривая предельного дохода имеет вертикальный разрыв. Из-за разрыва в величинах МР на цену товара и объём выпуска не будет оказывать воздействие изменение предельных издержек.
Лидерство в ценах
В зависимости от конкретного проявления факторов и целей фирмы применяются разные методы ценообразования с ориентацией на конкуренцию:
· ориентация на цену отрасли. Такой подход к определению цен прежде всего осуществляется на рынках гомогенных продуктов, преобладает при олигополистической и совершенной конкуренции, находит применение на продукты международного характера;
· ориентация на ценового лидера. Различают доминирующее и барометрическое ценовые лидерства. Доминирующее ценовое лидерство имеет место когда в отрасли есть фирма, обладающая низкими затратами, а значит, ценовыми преимуществами перед своими конкурентами. В такой ситуации остальные фирмы ориентируют свою политику цен на политику цен господствующего на рынке производителя и устанавливают цены на свои товары, как правило, на уровне ценового лидера. Барометрический ценовой лидер — это фирма, чьи ценовые изменения поддерживаются другими производителями, признающими способность лидера адаптироваться при установлении цены в полном соответствии с изменяющимися рыночными условиями. Остальные фирмы добровольно приспосабливаются к ценовому лидеру. На практике такое ценообразование встречается в автомобилестроении, торговле топливом и др.
Модель ценообразования «издержки плюс»
Р = АТС + накидка.
АТС берутся для некоторого типичного объёма производства.
Накидка = % прибыли на капитал.
Модель совместима с тайным сговором и лидерством в ценах.
Характерные черты несовершенной конкуренции | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия |
Число фирм в отрасли | Много | Несколько | Одна |
Концентрация | Низкая | Высокая | Очень высокая |
Вид продукта | Дифференцированный | И дифференцированный, и однородный | Уникален |
Рыночная власть | В пределах рыночной ниши | Ограничена взаимной зависимостью, значительна при сговоре | Диктует цену |
Рыночные барьеры | Отсутствуют | Значительны | Вхождение блокировано |
Неценовая конкуренция | Существенна | Значительна | Нет нужды в ней |
Ценовая дискриминация | Используется, эффективность растет с ростом рыночной власти |
Основным показателем рыночной концентрации в настоящее время признан Индекс Херфиндаля-Хиршмана(Герфиндаля-Гиршмана)
Критика индекса концентрации при его использовании в антимонопольной политике привела к официальному отказу Департамента юстиции США от него и принятию с июня 1982 года в качестве главной характеристики структуры рынка индекса Херфиндаля-Хиршмана, который определяется как сумма квадратов долей реализации товара каждым субъектом рынка, выраженных в процентах.
Индекс характеризует рынок в целом, концентрацию на нем рыночной власти. Максимальное значение, которое он может принимать HH1 = 100² = 10000, что характерно для чистой монополии.
Если на рынке действует более 100 продавцов однородного товара и рыночные доли всех 100 равны (каждая менее 1% общего объема рынка), то HH1 ≤ 100*1² ≤ 100.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана с конца 20-го века используется в аналитике рынков всех развитых стран, рассчитывается и в отечественной практике обоснования антимонопольного регулирования рыночной деятельности субъектов, слияний и поглощений фирм.
.