Экономическое прогнозирование деятельности предприятия. Классификация прогнозов. Функции и методы прогнозирования

Сущность планирования. Классификация планирования на различных уровнях управления экономикой.

Планирование в условиях административного функционирования охватывало все сферы деятельности и носило директивный характер (план-закон). С переходом к рыночной форме хозяйствования негативный опыт способствовал отказу от планирования, используя импровизацию и авантюризм. Для эффективности в течение длительного времени необходимо планирование на всех уровнях. План - это рабочий инструмент достижения поставленной цели субъектом предпринимательства, созданный на основе конъюнктурного прогноза среды хозяйствования и расписанный по исполнителям, времени и средствам.

Планирование -- это процесс принятия управленческих решений на основе экономических законов; - это систематическая подготовка адекватных (управленческих, плановых) решений о целях, средствах и действиях посредством целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных путей развития в ожидаемых условиях на основе познания и использования объективных экономических законов; - это непрерывный (систематический) процесс, разработка действий, альтернатива, выбор одного варианта.

Макроуровень.

-Директивное планирование.

Страны вост.Европы, соц.лагеря Азии.

Нацеливание директивного планирования в основном на производство, не уделяя внимания распределению, обмену, потреблению. Исключено влияние рынка.

- Индирективное планирование (гос.форма собственности).

Некоторые страны вост.Европы (Польша, Чехословакия). Имитация рынка при гос.регулировании.

- Регулятивное планирование.

Смешанная форма собственности. Гос.стратегия. Экономические регуляторы на базе рыночных отношений. Страны Скандинавии.

- Индикативное планирование.

Смешанная форма собственности. Координация использования гос.ресурсов. Публикация показателей влечет за собой ориентацию частного сектора в зависим-и от приоритетов спроса. Франция, Япония.

- Микроуровень.

Сознательная деятельность гос.управления для приведения экономики в желаемое состояние.

В планировании и прогнозах субъект выделяет прошлое, настоящее, будущее.

Признак временной ориентации:

- реактивное планирование – ориентир на прошлое, преемственность. Планирование не пронизывает всю организацию сверху донизу, оно есть прерогатива руководства;

- инактивное планирование – ориентир на настоящее, исповедуют те организации, которые большое внимание уделяют бюрократии и чиновничеству. Характерны спонтанные решения. Ограничение творч.самостоятельности работников.;

- преактивное планирование - положительный момент для развивающихся организаций. Слабое использование накопленного опыта;

- интерактивное планирование – включает все полож.моменты, исключает отрицательный опыт. Максимизация творч.способностей. Отрицательный момент – слабая практическая реализация.

По горизонту различают: долгосрочное планирование (свыше 5 лет); среднесрочное планирование (1 – 5 лет); краткосрочное (до 1 года).

По степени определенности: детерминированное (определенное); стохастическое (вероятностное). Чем более длинен горизонт, тем стохастичнее планирование.

По уровню управления: чем уже уровень иерархии, тем более детерминировано планирование.

Любая научная классификация несет в себе элемент условности. В реальной действительности отдельное явление бывает трудно классифицировать из-за размытых границ его признаков. Да это и не требуется. С точки зрения практического применения важна не чистота научной классификации плана, а его действительная польза как средства достижения искомых результатов. Поэтому на практике существует множество планов, которые сложно классифицировать, но их неоспоримым преимуществом является востребованность жизнью и соответствие условиям рыночной среды.

Организация системы планирования на предприятии. Характеристика ее элементов.

Технология планирования.

1.Последовательное планирование – различные виды планов, вытекающие один из другого.

2.Скользящее планирование. Используется разл.предприятиями.

Планирование: сверху вниз – рос.предприятия; снизу вверх – дивизионная, матричная структура; встречное – Siemens, General Motors.

Процесс планирования осуществляется:

1.Устанавливаются цели. 2.Анализируется среда. 3.Проводится стратегический анализ (определение разрыва между целями и возможностями – потенциалом). Наступательная, оборонительная, альтернативная стратегии. 4.Выбор стратегии из имеющихся альтернатив. 5.Разработка страт.плана под выбранную стратегию. 6.Разработка тактического плана. 7.Разработка среднесрочного плана и программ. 8.Оперативный план – годовые планы и проекты.

Обратная связь оказывает корректирующее влияние.

План.деятельность начинается с проблематики с учетом накопленного опыта, из нее вытекает разработка решения, далее – внедрение, - анализ, - результат.

Элементы планирования:

- Принципы – правила в к.-л.деятельности. Связаны с реализацией экономических законов в процессе производственной деятельности. В рыночном планировании различают принципы:

принцип единства, принцип участия, принцип точности, принцип гибкости, принцип непрерывности, принцип экономичности, принцип адекватности, принцип первичности планирования по отношению к другим функциям управления

- методы и методики.

Метод – это способ, прием разработки плана. Методика – это совокупность частных правил и рабочих приемов практического выполнения планов (плановых расчетов). Методика может быть сведена к проведению расчетов. Составные части методологии: принципы, методы, методики.

Методы различают в зависимости от этапа планирования: А) балансовый Б) экономико-матем.методы

- информационная система – сбор и отслеживание информации (трудоемкий процесс). Систематический сбор и регулирование планирования. Орг.обеспечение – детализация и циркуляция информации между различными уровнями. Конфиденциальность информации.

- нормативная база – календарно-плановые нормативы (нормативы движения производства) – длительность производственного цикла, заделы, такт потока, величина обрабатываемой партии, период обработки, величина заказа и т.д.

- система планов (документов, результатов процесса планирования). План - это документ, который рассматривается, защищается, утверждается, и лишь после этого приобретает директивный характер.

- система показателей. Численность, оборот, тех., орг., управл. и др. характеризующие величины. Плановый показатель – это качественная и количественная оценка протекающих процессов и явлений в окружающей среде. В зависимости от положенных в основу измерителей бывают: стоимостные и натуральные. В зависимости от применения отдельно взятых показателей бывают объемные и удельные показатели. Также существуют утверждаемые и расчетные показатели.

- внутрипроизводственные резервы. К ним относятся:

резервы экономии разл.видов ресурсов;

резервы использования орудий и средств труда;

резервы готовой продукции.

- орг.структура планирования. Связывает подразделения информационными потоками и плановой документацией.

Сущность стратегического планирования, его функции. Последовательность реализации этапов стратегического планирования. Стратегический план, его структура.

Стратегическое планирование – функция стратегического менеджмента, т.е. является видом управления.

Стратегическое планирование (СП) появилось прежде планирования, оно – основа функционального управления, формируется целями предприятия.

СП – набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивается достижение целей функционирования предприятия.

Логика процесса.

Деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения формируют стратегию функционирования предприятия, которые позволяют достичь поставленных целей.

Принципиальные отличия стратегического плана от других: различия между стратегическим и бизнес-планом прежде всего касаются: времени, категории информированности, детальной проработки схем действий; масштабности подходов. Принципиальные различия между стратегическим и тактическим планированием: основным вопросом стратегического планирования является - чего хочет добиться фирма. А тактическое планирование, имеющее дело с конкретными решениями, определяет, как должны быть распределены ресурсы фирмы для достижения стратегических целей.

Функции СП: -адаптация к внешней среде; -распределение ресурсов; -координация и регулирование; -организационные изменения.

СП – вид планирования, который опирается на человеческий потенциал как основу деятельности предприятия, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, обеспечивает необходимые преобразования на предприятии, адекватные изменениям, происходящим во внешней среде, что позволяет предприятию в долгосрочной перспективе достигать своих целей.

Этапы планирования:

- определение миссии (назначения) – отражено в Уставе;

- исходя из миссии формируются цели,- формируется разрыв;

- анализ внешней и внутренней среды предприятия. Выявляется стратегический потенциал; угрозы и возможности внешней среды;

- разработка и анализ стратегических альтернатив. Исходя из возможностей и угроз формируется общая стратегия (активная – наступательная, защитная, в сочетании).

- выбор стратегии. Деловая и общая стратегия – на уровне предприятия в целом, функциональные – в зависимости от деятельности подразделений.

- реализация стратегии. Корректировка целей в результате обратной связи.

- оценка эффективности выбранной стратегии.

Структура стратегического плана.

Не существует единой унифицированной формы составления стратегического плана. Она целиком зависит от мнения руководства и специалистов конкретной фирмы, от того, насколько хорошо они понимают стоящие перед ними задачи бизнеса. Обобщенная структура:

1) Корпоративная миссия. Возможность промышленности удовлетворить потребности потребителя.

2) Продукция. Номенклатура, объем продаж. Доступность сегмента рынка, прибыльность.

3) Конкуренция. Потенциальные конкуренты (абсолютная и относительная доли конкурентов).

4) Рынки. Границы рынков сбыта, каналы, транспортная сеть, динамика, прогноз товаров-заменителей.

5) Ресурсы. Производственная мощность, прогноз изменения цен на ресурсы, величины и структуры основного и оборотного капитала, активы, эффективность использования ресурсов.

6) Деловой портфель. Производственная структура предприятия, возможная продажа и покупка собственности, степень диверсификации, слияние собственности, возможность эмиссии ЦБ.

7) Инновации. Внедрение новых технологий, защита окруж. среды, механиз-я и автомат-я производства.

8) Инвестиции. Инвестиционная стратегия предприятия, разработка БП.

Финансовое планирование на предприятии, характеристика элементов финансового планирования. Долгосрочное и краткосрочное финансовое планирование.

Требования фин.планирования:

1) платежеспособность предприятия должна обеспечиваться в любое время;

2) следует выбирать самые дешевые варианты финансирования;

3) наиболее рисковые вложения должны осуществляться за счет собств. средств предприятия;

4) необходимо выбирать наиболее рентабельные варианты капвложений,

5) следует учитывать конъюнктуру рынка;

6) капвложения с длительным сроком окупаемости должны финансироваться из долгосрочных средств.

В систему плана предприятия входят след.элементы:

Прогноз баланса;

Прогноз отчета о прибылях и убытках;

Плановые и финансовые бюджеты;

Ключевые плановые и финансовые показатели;

Численное изложение результатов финансового планирования.

К финансовому планированию примыкает составление долгосрочного финансового бюджета капвложений, долгосрочная стратегия финансирования, оценка инвестиционных проектов.

Долгосрочное финансовое планирование следует осуществлять с прогнозированием будущих продаж. Прогнозы составляются на период свыше одного года, определяются как в денежном, так и в натур.измерениях. Величина будущих продаж определяется с использованием след.методов:

- метод прогнозирования продаж с помощью оценки продаж торговыми работниками;

- метод опроса потребителей;

- метод анализа групповых рядов:

анализ тенденции (экстраполяция трендов;

анализ цикличности. Применяется там, где цикличность ярко выражена.

анализ сезонности.

- метод построения эконометрических моделей. Позволяет связать размеры продаж с макроэкономическими переменами.

Краткосрочное финансовое планир-е. В его основе – разработка финанс-х бюджетов предприятия.

Формы бюджета адаптируются к форме предприятия.

Бюджет – это выраженный в экономических показателях результат оперативного планирования, требующий действий и управления. Представляет собой план, выраженный в нат.и ден.единицах, служит инструментом для управления доходами, расходами и ликвидностью предприятия.

Составление бюджета по этапам:

-Установление общих целей в развитии предприятия. -Конкретизация общих целей и определение задач для каждой ветви (подразделения). Подготовка отделами и подразделениями оперативных бюджетов. -Анализ подготовленных бюджетов высшим руководством, их корректировка. -Подготовка итоговых плановых бюджетов. При подготовке бюджетов подразделений составляется нулевой баланс.

Схема составления бюджета предприятия (оперативные бюджеты).

- План сбыта (объем продаж). -Бюджет производства. -Бюджет коммерческих расходов. -Материальный бюджет (план МТО). -Трудовой бюджет. -Бюджет общепроизводственных расходов. -Бюджет управленческих расходов. -Бюджет запасов готовой продукции. Оперативные бюджеты составляются как по предприятию в целом, так и по отдельным подразделениям.

Мастер-бюджеты (главные): -бюджет движения денежных средств; -баланс активов и пассивов; -бюджет прибылей и убытков (прогнозный отчет прибылей и убытков); -бюджет доходов и расходов.

Планирование финансовых результатов предприятия.

Метод прямого счета. Используется для предприятий, имеющих ограниченный ассортимент и выпуск небольшого объема продукции. Использование этого метода рекомендуется при относительно небольших отрезках времени, в течение которого используются стабильные цены и относительно стабильные условия хозяйствования.

Аналитический (коэффициентный) метод. Применяется при большом ассортименте и выпуске продукции и как дополнение к методу прямого счета в целях контроля и проверки влияния факторов на величину валовой прибыли. Реализация данного метода включает три последовательно осуществляемых этапа:

1. Определяется базовая рентабельность по выпуску товарной сравнимой продукции – это продукция, которая выпускалась на предприятии в порядке серийного или массового выпуска, незначительные изменения в конструкции и стоимости продукции не служит основанием для отнесения ее к несравнимой. 2. Определяется изменение выпуска товарной продукции планового периода по сравнению с отчетным периодом. 3.Определяется базовая величина валовой прибыли по выпуску сравнимой продукции, рассчитанной по себестоимости отчетного года, и базовому уровню рентабельности.

Факторный метод.

Основан на следующих установках: - Носит прогнозный характер. -Использование базовых показателей. -Полный учет инфляционных изменений. -Применение гибких показателей с определенной степенью отклонений от избранной величины. -Использование системы факторов, влияющих на планируемый показатель.

Этапы факторного метода:

1)расчет базовых показателей за предшествующий период (выручка от реализации без НДС и акцизов, себестоимость, производственная прибыль, валовая прибыль, структура себестоимости – доля мат.и транспортных затрат; стоимость активов предприятия с выкладкой, финансовый рычаг, рентабельность собств.капитала, рентабельность всего капитала)

2)определяются целевые варианты путей хозяйствования:

- рост или снижение реализации сравнимой продукции; -изменение себестоимости сравнимой продукции, выпуск новой несравнимой продукции; -изменение цен на продукцию; -изменение цен на тов.-мат.ценности;

3)прогнозирование уровня инфляции. Направления: изменение продажных цен для продукции, услуг; изменение покупных цен на тов.-мат.ценности; изменение стоимости ОФ и кап.вложений; изменение з/п в связи с инфляцией.

4)определение величины валовой прибыли с учетом влияния факторов, целевых уступок и индексом инфляции.

Использование метода процентов от продаж.

Применяется для определения потребности во внешнем финансировании. Состоит из трех последовательно реализуемых этапов: -определяется разность между планируемым ростом общих активов и ростом текущих пассивов. -Рассчитывается величина внутреннего финансирования за счет резервов. -Осуществляется расчет величины необходимого внешнего финансирования как разница между требуемым ростом чистых активов и предполагаемого внутреннего финансирования.

Регрессивный анализ: зависимость объема продаж и потребности во внешнем финансировании. Дает более точные и конкретные прогнозы, чем метод расчета процента от продаж.

6. Планирование труда и з/п.

З\п – это вознаграждение, предоставляемое работнику за использование его рабочей силы.

На практике з/п принимает форму разл.денежных выплат: - Месячные оклады; - Часовые тарифные ставки; - Премии; - Комиссионные вознаграждения; - Гонорары.

Номинальная з/п выражает общую сумму денег, полученных работником за свой труд, выполненную работу или отработанное время. Реальная з/п - количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную з/п при действующих рыночных ценах.

Структура з/п определяется соотношением 3-х основных составляющих: тарифные ставки и оклады; доплаты и компенсации; надбавки и премии.

Тарифы и оклады определяют величину оплаты труда в соответствии с его сложностью, ответственностью при нормальных условиях труда и соответствующей рабочей силы.

Доплаты и компенсации устанавливаются на возмещение дополнительных затрат рабочей силы при существующих отклонениях от нормальных условий труда.

Надбавки и премии – для стимулирования высокой творческой активности, повышения качества труда, производительности и повышения эффективности производства.

3 направления формирования з/п: минимум з/п; заключение отраслевых соглашений; воздействие на бюджетную сферу.

При формировании ФОТ рабочих различают:

- тарифный ФЗП – включает тарифный фонд и премии по сдельно-премиальной системам, премии работникам-повременщикам, доплаты за работу в ночное время, доплаты неосвобожденным бригадирам за руководство, за обучение учеников, за отклонение от установленной технологии условий работы, оплата брака не по вине рабочего;

- часовой ФЗП;

- дневной ФЗП – часовой ФЗП и доплаты подросткам за сокращенный рабочий день, оплаты перерывов в работе кормящим матерям, оплата внутрисменных простоев и доплата за сверхурочные работы;

- фонд месячной (квартальной, годовой) З/П – производится на основании определенной численности работников, трудоемкости выполняемых работ и соответствующего модуля оплаты труда, принятого на предприятии по различным категориям персонала.

Общий ФЗП определяется в зависимости от существующей формы и системы оплаты. Используются укрупненные и уточненные методы расчета.

Планирование потребностей в персонале.

Задачи социально-трудового планирования: Обеспечение полной занятости трудовых ресурсов и высокой производительности труда. Создание нормальных условий для работы персонала. Повышение уровня оплаты труда. Достижение надлежащего экономического роста и качества жизни работников.

Важнейшей задачей планирования соц.-труд.показателей является обеспечение полной и эффективной занятости всех категорий работников на каждом предприятии.

Полная занятость означает достижение сбалансированности между количеством рабочих мест и численностью трудовых ресурсов по всем категориям работников, всем сферам и территориям.

Эффективная занятость – такая степень использования рабочей силы, при которой достигается соответствие или превышение результатов над затратами.

Спрос на трудовые ресурсы в условиях рынка является производным от готовых товаров и услуг, которые изготавливаются с использованием данных человеческих ресурсов.

Персонал – совокупность работников разл.категорий, профессий, занятых одной производственной деятельностью, направленной на получение прибыли для удовлетворения потребностей.

Промышленно-производственный персонал (ППП): рабочие, ИТР, служащие, ученики;

Непромышленный персонал: работники жил.-коммун.сферы, соцобеспечения и др. непроизводственных подразделений.

Текущая потребность в основных рабочих определяется по нормам трудоемкости:

Р ор = Т г / Ф д, где

Т г – трудоемкость годовой производственной программы;

Ф д – годовой действительный фонд времени одного рабочего.

Структура плана себестоимости продукции (работ, услуг). Плановое калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) предприятия. Методы формирования сметы затрат на производство, границы их использования.

Классификация затрат: -по экономическим однородным элементам (позволяет составить смету затрат – фактическую и плановую); -калькуляционная.

Себестоимость как экономическая категория – один из основных показателей эффективности работы предприятия.

Плановое калькулирование себестоимости.

3 базовых метода: -Нормативный – наиболее приемлем, основан на использовании действующих в данный период норм расходов экономических ресурсов на единицу продукции. -Плановый – основан на разработанных на определенный период плановых показателях и комплексных смет расходов. -Отчетный – на основе фактических затрат на производство продукции в отчетном периоде. Плановая калькуляция составляется на все виды продукции, предусмотренные в годовом плане.

Плановая себестоимость определяется суммой прямых и косвенных затрат.

На этапе составления калькуляции осуществляется разработка плана орг.-тех.мероприятий по снижению себестоимости продукции. Для этого на основе анализа выявляются резервы издержек производства за счет орг.и др.факторов.

∆С = å N г (С1 – С2), где N г – прогграмма выпуска на год; С1 – базовая себестоимость; С2 – плановая себестоимость единицы продукции.

Составление сметы затрат.

Плановая смета затрат. По видам ресурсов. Сводный план всех расходов предприятия на предстоящий период по производственно-хозяйственной деятельности. -сметный метод – наиболее распространен, в его основе расчет затрат в масштабе всего предприятия по данным др.разделов плана; -сводный метод – суммирование смет производства отдельных цехов, кроме внутренних оборотов между ними; -калькуляционный метод – основан на плановых расчетах по всей номенклатуре продукции, работ и услуг с разложением компл.статей на простые элементы затрат.

Сводный метод составления сметы затрат.

Составляются цеховые сметы затрат, в которые включаются 2 группы расходов:

1) прямые издержки данного цеха на мат.ресурсы, осн.и доп.з/п, начисления на з/п, амортизационные отчисления и прочие денежные затраты;

2) комплексные расходы других цехов (цеховые расходы).

Начинают разработку смет с загот.подразделений, вспом.цехов по цепочке технологического процесса к основным цехам предприятия.

Сводная смета составляется суммой цеховых смет затрат с последующим исключением из общей суммы внутреннего оборота и корректировкой производственного запаса.

Калькуляционный метод составления сметы затрат.

На основе калькуляции всех видов работ.На основе имеющихся расчетов себестоимости с учетом годовых объемов производства разрабатывается шахматная ведомость, содержащая в графах все экономические элементы, в строках – все калькуляционные статьи расходов. Отдельно выделяются затраты вспом.цехов и производств, а элементы затрат на основную программу приводятся с учетом изменения остатков незавершенного производства. На основе шахматной ведомости разрабатывается сводная смета расходов.

Для получения полной себестоимости готовой продукции из сметы исключаются расходы, не связанные с производством валовой продукции, добавляются непроизводственные расходы и учитываются изменения расходов будущих периодов.

Позаказный метод.

Определение издержек по отдельным заказам, подрядам, работам.

Для каждого заказа (подряда) своя ведомость калькуляции затрат, в которой прямые и накладные расходы, относимые на данный вид работ по мере прохождения по стадиям производства.

Попроцессный метод.

Производственные затраты планируются по отдельным подразделениям, стадиям производства или производственным процессам. Полные затраты суммируются по основным статьям расходов, включающим стоимость мат., транспортных ресурсов и величину общехоз.накладных расходов.

Экономическое прогнозирование деятельности предприятия. Классификация прогнозов. Функции и методы прогнозирования.

Прогнозирование – функция управления, является следующим за анализом этапом.

План – принятое решение; прогноз – вероятностная величина.

Прогноз – это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, альтернативных путях и сроках их осуществления.

Прогнозирование – процесс разработки прогноза.

Плоскости (аспекты) прогнозирования:

Предсказание (описание объекта в будущем);

Пред-указание – носит характер решения проблем.

Экономическое прогнозирование – процесс разработки экономических прогнозов, основанный на научных методах познания экономических явлений, использовании всей совокупности методов, средств, способов экономической прогностики.

В прогнозировании выделяют понятия "объект" и "прогнозный фон". К объекту прогнозирования относятся процессы, явления и события, на которые направлена познавательная и практическая деятельность человека. Прогнозным фоном называется совокупность внешних по отношению к объекту условий, существенных для обоснованности прогноза.

Признаки классификации прогнозов: -по времени: -по функциональному признаку: -по масштабам: -от характера исследуемых объектов: -по источнику используемой информации: Принципы экономического прогнозирования: 1) системности – экономика государства как целое, состоящее из отдельных частей; 2) научная обоснованность – обоснование формальных и неформальных методов прогнозирования; 3) адекватности прогнозов объективным закономерностям развития – оценка устойчивости тенденций; 4) альтернативности – различные траектории при различных взаимодействиях (оптимист., пессимист.варианты)

Функции экономического прогнозирования:

1. Научный анализ экономических, социальных, научно-технических процессов и тенденций. 2. Исследование объективных взаимосвязей, соц.-эконом. явлений в конкретных условиях в определенном периоде. 3. Выявление законно мерностей в развитии исследуемого процесса (явления). 4. Моделирование соответствующего процесса (явления) и прогноз. 5. Прогноз с заданным периодом упреждения.

Метод прогнозирования – это совокупность приемов, способов, используемых для разработки прогнозов. Методология прогнозирования включает совокупность принципов, методов и показателей, применяемых в прогнозировании. Существуют различные типовые методы прогнозирования. Задача прогнозиста - выбрать такой метод, который в наибольшей мере соответствовал бы принципам прогнозирования данного явления (объекта).

Методы прогнозирования классифицируются по признакам:

- степень формализации (интуитивные и формализованные);

- общий принцип действия и методов прогнозирования;

- способ получения прогнозируемой информации.

Источник риска – неопределенность, связана с недостатком информации.

Риск – это вероятность возникновения потерь или недополучения прибыли любым из субъектов производственно-хозяйственной деятельности.

По источнику возникновения различают: -Риск собственно хозяйственный; -Связанный с личностью человека; -Обусловленный природными факторами.

По причине возникновения: - риски, связанные с неопределенностью будущего; - непредсказуемостью поведения партнеров; - связанные с недостатком информации.

По пределам: -допустимый (с угрозой потери (полной) прибыли); -критический (с недополучением выручки – возмещение затрат за свой счет); -катастрофический (ведет к банкротству).

Способы, позволяющие снизить степень риска: -диверсификация; -приобретение дополнительной информации о выборе и результатах; -лимитирование; -страхование.

Планирование производства и реализации продукции предприятия. Методика разработки производственной программы предприятия. Планирование незавершенного производства

Планирование производства продукции, работ и услуг должно удовлетворять на всех действующих предприятиях конкретные потребности покупателей, заказчиков или потребителей и быть тесно связанным с разрабатываемой общей стратегией развития предприятия, проведением маркетинговых исследований, проектированием конкурентоспособной продукции, организацией ее производства и реализации, а также с выполнением других функций и видов внутрихозяйственной деятельности.

Исходная информация для составления производственной программы: данные перспективы развития предприятия; -сформированный портфель заказов; -результаты анализа проведенных маркетинговых исследований; -организация тех.мероприятий по совершенствованию уровня производства; -нормативная база (нормативы движения производства)

Необходимо провести анализ производства и реализации продукции по трем направлениям: -анализ конкурентоспособности, -анализ показателей в производстве и реализации с точки зрения динамики их изменения. - сравнение показателей выпуска, отгрузки и реализации.

Расчет производственной программы ведется с учетом 3-х видов цен: -сопоставимые (на этапе анализа динамики стоимостных объемов за предшествующий плановому период); -действующие; -прогнозные (с учетом инфляции на будущий период).

Планирование незавершенного производства.

Незавершенным производством называется выраженная в стоимостной форме, незаконченная в изготовлении продукция, находящаяся на различных стадиях производства в виде заделов, подлежащих дальнейшей обработке. В его состав входят заготовки, детали, сборочные единицы, комплекты, находящиеся на рабочих местах, в контрольных пунктах, в цеховых кладовых, на сборке и испытаниях, а также законченные изделия, но не прошедшие технической приемки и не сданные на склад или заказчику. Незавершенное производство планируют в размерах минимальных, но достаточных для планомерного хода производства.

Производственная мощность характеризует макс.выпуск продукции за год. Измеряется в натуральных и стоимостных единицах. Расчет производственной мощности проводится в целях согласования планируемого объема выпуска продукции с производственными возможностями предприятия.

Алгоритм расчета производственной мощности:

Производственная программа цеха основного производства содержит детализированное номенклатурно-количественное задание, вытекающее из плана производства предприятия. Еще более детализируются плановые задания участкам. При составлении программы рассчитывают потребность предприятия (цеха, участка) в оборудовании (площадях) и характер загрузки с целью выявления и устранения диспропорций (перегруженных узких мест и недогруженных участков). В рамках каждого цеха выбирается ведущий участок, в рамках каждого участка – ведущая группа оборудования (для цехов и участков мех-обраб.типа). В качестве ведущей группы принимается та, за которой закреплены макс.затраты труда (макс.трудоемкость). Учитываются факторы стоимости группы оборудования и количество единиц оборудования в группе.

Анализ безубыточности.

1. Определение критического объема и реализации продукции в натур.и стоимостном выражении.2. Определяется влияние факторов на изменения в производстве и реализации продукции:

Оперативно-производственное планирование. Системы оперативно-производственного планирования используемые промышленными предприятиями. Диспетчирование производства

Оперативно-производственное планирование (ОПП) является завершающим этапом внутризаводского планирования. Его особенностью является то, что разработка плановых заданий производственным подразделением сочетается с организацией их выполнения.

Главной задачей ОПП является организация слаженной работы всех подразделений предприятия для обеспечения равномерного, ритмичного выпуска продукции в установленном объеме и номенклатуре при полном использовании производственных ресурсов.

Оперативное планирование производства состоит в организации и обеспечении равномерного выполнения плана и договорных отношений по выпуску продукции по всей установленной номенклатуре в заданном объеме и в установленные сроки.

Оперативное планирование производства включает: 1. Расчет и установление нормативов движения производства (календарно-плановые нормативы). 2. Детализация плановых заданий по цехам и участкам. 3. Расчет и установление календарных графиков, определяющих порядок, последовательность, сроки изготовления продукции на определенной стадии производства.

Система оперативно-производственного планирования включает в себя комплекс норм, нормативов, методов, обеспечивающих научно обоснованную организацию оперативного планирования и регулирование производства.

Виды систем планирования: - в единичном производстве: позаказная, комплектно-узловая, подетально-складская; - в мелкосерийном: комплектно-групповая, позаказная, подетально-складская; - в среднесерийном: комплектно-групповая, комплектно-узловая, машино-комплектная, подетально-разрядная; - в крупносерийном: подетально-разрядная, подетальная по нормам задела; - в массовом: подетальная по такту потока.

Последовательность планирования: -Оформление заказа, которое строится на укрупненных нормативах. -Подготовка производства заказа. -Планирование изготовления заказа.

Все календарно-плановые расчеты ведутся в порядке, обратном ходу технологического процесса. Установленные сроки окончания выполнения заказа и длительность производственного цикла определяют сроки запуска заказа в производство. Определяется календарное опережение в работе цехов. Проводятся расчеты объемно-календарной загрузки произв.площади и оборудования, составляется сводный календарный график выполнения заказа и его корректировка.

Дитспетчирование производства – второй этап опер.-произв.планирования.

Под диспетчированием производства понимается централизованное руководство работой всех органов предприятия на основе плана - графика, а также систематического учета и контроля текущего хода производства. Диспетчирование – это централизованный непрерывный контроль и опережающее регулирование хода производства в целях обеспечения ритмичной работы, равномерной и комплектной сдачи продукции в заданном плановом ассортименте в установленные сроки.

Зависит от системы ОПП (от типа производства): -в массовом производстве – направлено на проверку установленного такта работы и норм заделов на всех стадиях производственного процесса. Для этого используются суточные, сменные, часовые графики работы; -в серийном – состоит в соблюдении установленных графиками и планами сроков запуска и выпуска партий заготовок и деталей на всех участках производства; -в единичном производстве – направлено на обеспечение сроков выполнения важнейших работ по каждому заказу в отдельности.

Работа диспетчера. А) прием дежурства; Б) получение и обработка общей информации из цехов; В) прием и обработка текущей информации из цехов; Г) текущее регулирование производства; Д) контроль выполнения заданий; Е) подготовка отчета и сдача смены.

Текущее регулирование производства – это непосредственное вмешательство диспетчера в процесс производства для устранения возникших неполадок. К функциям также относят регулирование межцеховых складов.

В журнале дежурный диспетчер делает отметки о принятых мерах. Кроме того, диспетчерская служба ведет картотеку, в которую входят мероприятия, осуществление которых требует более длительного периода.

Оперативность контроля усиливается ежедневными диспетчированными совещаниями, которые дают отправные данные всей работы диспетчерского отдела в течение текущих суток.

Сущность бизнес-планирования, задачи, области применения. Виды бизнес-планов.

БП – это документ внутрифирменного планирования, излагающий основные аспекты планирования коммерческой и производственной деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансовых задач.

Задачи БП: -Обоснование экономической целесообразности направления развития предприятия. -Расчет ожидаемых финансовых результатов, объемов продаж, прибыли, доходов на капитал. -Определение намеченного источника финансирования реализации выбранных стратегий. -Определение способа концентрации финансовых ресурсов. -Подбор работников, способных реализовать данный план.

Области применения БП:

- подготовка инвестиционных заявок существующими и вновь созданными предприятиями;

- обоснование предложений по приватизации предприятия;

- разработка проектов создания частных фирм;

- составление проектов эмиссии ЦБ;

- привлечение иностранных инвестиций для развития предприятий;

- выбор экономически выгодных направлений и способов достижения положительных финансовых результатов как для успешных предприятий, так и для находящихся на грани банкротства.

Виды БП в РФ: -Внутренний БП предприятия. Не регламентируется нормативно-правовыми документами. -БП для получения краткосрочных ссуд для пополнения оборотных средств. По методике кредитно-финансовых учреждений. Не должен превышать 25 стр., ссуда и процент по кредиту включаются в себестоимость. Конфиденциальность. Четкая проработка вопроса погашения кредита. -Инвестиционный БП. Объем не более 75 стр. (без приложений). Разделы: резюме (выжимка всего содержания на 2-3 стр.) – возможности предприятия; продукция (товары); характеристика предприятия (отрасли); рынки сбыта товара; конкуренция на рынках сбыта; план маркетинга; план производства; организационный план; юридический план; оценка риска и страхования; финансовый план; стратегия финансового плана. -БП финансового оздоровления. Регламентируется «З-ном о банкротстве» и распоряжением 98Р – оговорена методика разработки БП, его утверждения. Разрабатывается для предприятий, нуждающихся в процедуре санации. Срок – не более 18 мес., структура содержит полные реквизиты предприятия, результаты анализа финансового состояния, экономически обоснованные мероприятия по финансовому оздоровлению предприятия. Отражается конечный итог (платежеспособность). Может быть продлен.

Наши рекомендации