Основные понятия маркетинга
Термин “маркетинг” происходит от английского “market” (рынок) и означает деятельность в сфере рынка сбыта. Однако маркетинг как система экономической деятельности – более широкое понятие.
Главное в маркетинге - двуединый и взаимодополняющий подход. С одной стороны, это тщательное и всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов и потребностей, ориентация на них производства, адресность выпускаемой продукции. С другой – активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений
Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
В основе этой деятельности лежат следующие ключевые понятия: нужда, потребность, запрос (спрос), товар, обмен, сделка и рынок.
Нужда - чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо, требующее удовлетворения.
Потребность – это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
Запрос (спрос) – потребность, подкрепленная покупательной способностью.
Товар – все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Обмен – акт получения от кого-либо желаемого объекта путем предложения чего-либо взамен.
Сделка – это коммерческий обмен ценностями на рынке между двумя сторонами.
Рынок – это совокупность существующих или потенциальных продавцов и покупателей каких-то товаров.
Рынок продавца – это такой рынок, на котором продавцы имеют больше власти и где наиболее активными “деятелями рынка” приходится быть покупателям.
Рынок покупателя - это такой рынок, на котором больше власти имеют покупатели и где наиболее активными “деятелями рынка” приходится быть продавцам.
Можно выделить следующие основные принципы маркетинга:
1. тщательный учет при принятии хозяйственных решений потребностей, состояния и динамики спроса и рыночной конъюнктуры;
2. создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спроса исходя не из сиюминутной выгоды, а из долгосрочной перспективы;
3. информирование потенциальных потребителей и воздействие на них с помощью всех доступных средств, прежде всего рекламы, с целью склонить их приобрести именно данный товар.
Управление маркетингом – это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких, как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т. п.
Управление спросом
Состояние спроса | Задачи маркетинга | Виды маркетинга |
Отрицательный спрос | Создать спрос | Конверсионный |
Отсутствие спроса | Стимулировать спрос | Стимулирующий |
Скрытый спрос | Развить спрос | Развивающийся |
Падающий спрос | Повысить спрос | Ремаркетинг |
Нерегулярный спрос | Сбалансировать спрос | Синхромаркетинг |
Полноценный спрос | Поддерживать спрос | Поддерживающий |
Чрезмерный спрос | Снизить спрос | Демаркетинг |
Нерациональный спрос | Ликвидировать спрос | Противодействующий |
Существуют следующиеконцепции управления маркетингом.
Концепция совершенствования производства утверждает, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене, а следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения.
Концепция совершенствования товараутверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, имеющим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики, а следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара.
Концепция интенсификации коммерческих усилийутверждает, что потребители не будут покупать товары организации в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования.
Концепция маркетингаутверждает, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более продуктивными, чем у конкурентов, способами.
Концепция социально-этического маркетингаутверждает, что задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом.
Можно выделить следующиецели маркетинга:
4. достижение максимально высокого потребления.Считается, что максимизация потребления максимизирует производство, уровень занятости, а следовательно, и благосостояние общества;
5. достижение максимальной потребительской удовлетворенности. Цель максимизации степени удовлетворения потребителей исходит из того, что более важным является не простое увеличение потребления, а достижения роста степени удовлетворенности потребителей;
6. предоставление максимально широкого выбора. Необходимо обеспечить такое разнообразие товаров, чтобы потребители могли иметь возможность найти товары, в точности удовлетворяющие их вкусам;
7. максимальное повышение качества жизни. Маркетинг не только должен обеспечивать количество, качество, разнообразие и доступность товаров по приемлемым ценам, но также качество культурной и физической среды обитания людей.
Можно выделить следующиефункции маркетинга:
1. аналитическая функция:
изучение рынка как такового;
изучение потребителей;
изучение фирменной структуры;
изучение товара (товарной структуры);
анализ внутренней среды предприятия;
2. производственная функция:
организация производства новых товаров, разработка новых технологий;
организация материально-технического снабжения;
управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции;
3. сбытовая функция (функция продаж):
организация системы товародвижения;
организация сервиса;
организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта;
проведение целенаправленной товарной политики;
проведение целенаправленной ценовой политики;