Анковская система в послевоенный период
Послевоенный период в области кредитных отношений характеризуется повышением роли кредита и кредитной системы, совершенствованием кредитного механизма, усиление контроля рублем за производством и распределением.
В течение первой послевоенной пятилетки объем краткосрочных кредитных вложений вырос в 2,5 раза. В этот период 46% кредитных вложений направлялись в
промышленность. Из них более половины направлялось в легкую и пищевые отрасли. Увеличились кредитные отношения банка с торговыми предприятиями. С помощью кредитов укреплялась материально-техническая база сельскохозяйственного производства, чему способствовало кредитование совхозов и колхозов. Основными объектами кредитования являлись:
> кредиты на расширение действующих предприятий;
> кредиты на организацию новых производств по выпуску товаров для населения;
> кредиты на механизацию трудоемких и тяжелых работ;
> кредиты на совершенствование технологии производственных процессов;
> кредиты по текущему обороту;
> кредиты под несезонные запасы товаров;
> кредиты на закупки сельскохозяйственных продуктов;
> долгосрочные кредиты на строительство производственных помещений;
> кредиты на покупку скота;
> кредиты на мелиорацию, полезащитные насаждения и др. цели.
Принципиальные изменения в развитие кредитно-расчетных отношений внесло постановление Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 21 августа 1954 года «О роли и задачах Государственного банка СССР».
Этим постановлением перед Госбанком СССР были поставлены следующие задачи:
> улучшать методы кредитования и расчетов;
> развивать кредитование по расширению действующих и организации новых про
изводств по выпуску товаров широкого потребления;
> осуществление подлинного контроля за выполнением планов и соблюдением ре
жима экономии;
> ограничивать эмиссию потребностями роста оборота наличных денег;
> осуществлять строгий контроль за соблюдением режима кассовой и эмиссионной работы в учреждениях Госбанка;
> ужесточить контроль за предприятиями, не выполняющими оценочные показате-
ли (план накоплений, задания по себестоимости, перерасходы по заработной плате);
> усилить контроль за состоянием запасов материальных ценностей, не допуская излишних и ненужных запасов.
В соответствии с этими задачами предусматривались изменения: В области кредитования.Были утверждены новые правила долгосрочного кредитования колхозов, расширен перечень мероприятий, на которые выдаются ссуды, удлиненны сроки их использования. Форма косвенного кредитования колхозов через заготовительные организации на основе договоров контрактации была заменена прямым банковским кредитованием производственных затрат колхозов;
В области расчетов.Получают развитие децентрализованные зачеты, широкое применение получают плановые платежи, расчеты чеками за материальные ценности и услуги. Была введена очередность платежей к расчетному счету по экономическому признаку вместо действовавшей календарной очередности:
> платежи по зарплате, платежи в бюджет и платежи по госстраху;
> платежи за товарно-материальные ценности и услуги;
> взносы амортизации и прибыли на капитальное строительство;
> платежи по ссудам банка;
> все другие платежи.
В области контроля за расходованием средств на заработную плату.Фонд зарплаты, относящийся к промышленно-производственному персоналу, стал пересчитываться на процент выполнения плана производства; введено возмещение перерасхода фонда зарплаты за счет экономии, достигнутой в последующих месяцах. Контроль за расходованием средств на зарплату распространялся на промышленные, государственные сельскохозяйственные предприятия и транспорт.
В области контроля.Введение дополнительного принципа кредитования -дифференцированный режим при кредитовании Суть его состояла в том, что на основе оценочных показателей (выполнение плана, результат хозяйственной деятельности, сохранение собственных средств) предприятия делились на хорошо рабо-
тающие и плохо работающие. Хорошо работающим предприятиям предоставлялись льготы: кредит на временные нужды, кредит на зарплату без получения гарантии вышестоящих органов. Плохо работающие предприятия переводились на особый режим кредитования: жесткие условия получения кредитов, более жесткий режим расчетов и, как крайняя мера, объявление кредитуемых предприятий банком неплатежеспособными. В этом случае прекращалась выдача всех видов ссуд, досрочно взыскивались ранее предоставленные кредиты, предприятия исключались из состава участников зачета взаимных требований.
В области реорганизации банковской системы.7 апреля 1959 года было принято решение о реорганизации Сельхозбанка, Цекомбанка и коммунальных банков и передача их функций Государственному банку и Промышленному банку, который был преобразован в Стройбанк. Стройбанк финансирует капитальные вложения предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи, геолоши, науки, культуры, здравоохранения, торговли и жилищно-коммунального хозяйства. Госбанк финансирует капитальные вложения предприятий сельского хозяйства, лесного и водного хозяйства, кооперативных организаций. Финансирование Госбанком капитальных вложений нарушило функциональный признак организации банковского дела, введенный кредитной реформой 30-х годов. В 1963 году система Гострудсберкасс была передана в ведение Госбанка СССР, что позволило сконцентрировать кредитные ресурсы, эффективнееих использовать и принять меры по развитию сберегательного дела.
В итоге этих преобразований Госбанк СССР стал выполнять следующие операции:
> организация и регулирование денежного обращения в стране;
> привлечение свободных денежных средств предприятий, организаций и населе
ния;
> краткосрочное и долгосрочное кредитование;
> организация расчетов в народном хозяйстве;
> выдача средств на капитальный ремонт;
.
> финансирование капитальных вложений государственных и кооперативных
предприятий;
> кассовое исполнение государственного бюджета;
> организация и проведение международных расчетов;
> кредитование внешней торговли;
> операции с иностранной валютой, золотом и драгоценными металл
За Стройбанком СССР были закреплены следующие операции:
> финансирование капитальных вложений и операционных расходов предприятий;
> финансирование затрат по капитальному ремонту основных средств строитель
ных, проектных, геологических организаций;
> привлечение средств, предназначенных на финансирование капитальных вложе
ний, операционных расходов и капитального ремонта;
> краткосрочное и долгосрочное кредитование;
> организация расчетов в строительстве;
> финансирование строительства;
> кредитование затрат по техническому содействию и»
основании решений правительства.
9.3. Формирование банковской системы современной России
При осуществлении перехода от плановой к рыночной экономике были допущены серьезные просчеты, по мнению большинства экономистов к ним относятся:
> форсированная либерализация экономики;
> неоправданно быстрое снятие экономических ограничений. Разрешено все, что
не запрещено;
> непоследовательность в проведении экономической политики, не сбалансиро
ванность отдельных ее элементов или сегментов. В частности оторванность бан
ковской политики от промышленной политики,
> «мифом перестройки» стала монетаристская теория, основным инструментом ко
торой стала «шоковая терапия». Предложенная модель включала последователь
ное и быстрое, за 1-2 года или 500 дней функционирования потребительского
рынка, достижение приемлемого уровня инфляции, снижение безработицы и
обеспечение финансовой стабильности, переходящей в стадию экономического
роста.
Однако вместо стабилизации к периоду 1992 года образовался системный кризис, продлившийся до 2000 года. Вместо роста получили падение производства. Для обеспечения нормальной хозяйственной деятельности предприятиям недоставало оборотных средств. Советская модель кредитования работала при минимальном запасе собственных оборотных средств. Переход на рыночную модель объективно требовал восполнения оборотных собственных средств до уровня нормальной потребности. Однако этого не произошло, а при этом даже минимальный запас собственных оборотных средств обесценился из-за отпуска цен. Поэтому, лишившись облегченной советской системы кредитования, предприятия не смогли выполнять свои обязательства по договорам, стал назревать кризис неплатежей. В 1992 году общая задолженность предприятий составила около 2,5 трлн. руб.'
В целях ликвидации кризиса неплатежей было принято постановление Верховного Совета РФ от 25 мая 1992 г. «О неотложных мерах по улучшению расчетов в народном хозяйстве и повышении ответственности предприятий за их финансовое состояние», в котором не предусматривались меры по устранению причины неплатежей, а предполагались косметические меры. В частности, предлагалось провести внутриотраслевой и межхозяйственные зачеты взаимной задолженности. Зачет по-
' Экономика и жизнь.-1992.- №17.
зволяет решить проблему ликвидности, но не решает проблему недостатка оборотного капитала. С 1 июля 1992 года отменялись расчеты платежными требованиями, а также календарная очередность платежей и вводилось в действие новое Положение о безналичных расчетах в РФ. Замена одной формы очередности другой или одной формы расчетов другой не решала главного вопроса отсутствия необходимого количества оборотного капитала. Поэтому эти меры оказались не эффективными и не решили, а скорее обострили проблему неплатежей.
Возрос совокупный спрос на кредиты, и одновременно участились случаи невозврата долгов банкам. Указанные обстоятельства обусловили высокий уровень рискованности кредитных операций, поэтому коммерческие банки сокращали портфель производственных кредитов, переключившись на спекулятивные операции.
Политика ЦБ России, направленная на снижение инфляции за счет ограничения кредитной эмиссии, на практике обернулась обострением кризисного состояния рынка ссудных капиталов. Стало очевидным, что осуществление монетаристской модели в условиях непохожей на западные страны стало невозможным. Падение производства достигло пика в 1998 году. После либерализации цен в 1992 году гиперинфляция обесценила основной и оборотный капитал, в 14 раз сократила возможности инвестирования, как свидетельствуют подсчеты отдельных экономистов. Возник кризис неплатежей, вынудивший использовать экономических агентов квазиденежные инструменты. Главными недостатками их являлись локальность использования, низкая циркуляторность, мобильность, искажение меновых пропорций, обслуживание текущего хозяйственного оборота и непригодность для долгосрочного инвестиционного оборота. Это обусловило формирование неконтролируемых и нерегулируемых государством и банковской системой денежных потоков. Образование теневой экономики и легитимной хозяйственной деятельности. Последняя обслуживалась квазидснежными инструментами, а теневая - преимущественно наличной рублевой или иностранной валютой. Растущие доходы теневой экономики выводились из хозяйственного оборота страны и не могли трансформироваться в легальные капиталообразующие инвестиции.
Банковское дело перестроечной России прошло в своем развитии ряд этапов:
1990-95 гг. - девальвационный этап банковского дела;
1996-1998 гг. - пирамида форвардных контрактов;
1999-2003 гг. - период посткризистного развития банковского дела.
На первом этапе развития банковского дела произошло разделение функций между ЦБ РФ и коммерческими банками. ЦБ РФ стал выполнять эмиссионную функцию, контрольно-надзорную функцию, международную и функцию денежно-кредитного регулирования. Функция кассового исполнения бюджета была передана казначейству. Проблема трансфертов была решена с помощью модернизации системы МФО в РКЦ. Эмиссионная функция разделилась на эмиссию денег ЦБ и частных денег коммерческих банков. При этом в структуре денежного обращения превалировали деньги ЦБ, а депозитные деньги коммерческих банков сокращались.
В структуре банковского дела сократилась доля кредитных операций, прекратилась инвестиционная деятельность, так как банки стали работать на рынке коротких денег. Развиваются спекулятивные операции на денежном рынке и финансовом рынке. По природе банковское дело - это канал переброски сбережений в инвестиции. В России наблюдается падение уровня сбережений и инвестиций, а банковский бизнес продолжает быть рентабельным и привлекательным. Отсутствует индексация доходов населения на уровень инфляции. С одной стороны, инфляция сокращает доходы банков, а с другой стороны она является источником их обогащения. Богатство банков складывалось через превышение обогащения от инфляции над обесценением доходов от инфляции.
Нарушенная система трансфертов через МФО позволила задерживать денежные потоки и бесплатно пользоваться ресурсами Проблема неплатежей, рынок ликвидности и кредитный рынок заметно сузились. В итоге родовые функции банка замещаются спекулятивными операциями на финансовом рынке. Финансовое посредничество рыночного типа не развивается. Оно заменяется прямым бюджетным финансированием. Ресурсы бюджетов и банков сосредоточены в центре. Поэтому территориальные финансовые рынки не возникли. Доходы банковского бизнеса данно-
го периода формировались за счет бесплатного доступа к ресурсам казны, размещаемым банками на платной основе, перераспределения добавленной стоимости из реального сектора в банковский сектор, торговли ресурсами страны на внешнем рынке.
Прекращение мультипликации платежных средств не способствовало росту кредитных ресурсов, создавало проблему ликвидности не только для предприятий, но и для посредников. Дефицит ликвидности замещается суррогатными инструментами, приостановка воспроизводственного процесса снизила потребность в переброске ресурсов от сберегателей к инвесторам. Рынок банковских услуг замер.
Банковская реформа 80-х годов предполагала решение следующих задач:
> коммерциализация банковского дела;
> переход от объекта к субъектам кредитования;
> разгосударствление банковского дела;
> создание конкурентной рыночной среды в банковском бизнесе;
> повышение качества инвестиций;
> приток иностранного капитала в экономику России;
> капитализация банков;
> концентрация и централизация банковского капитала.
В итоге первого этапа банковской реформы в России наблюдается следующая картина на рынке ссудных капиталов:
> монополизм отдельных банков, отсутствие здоровой банковской конкуренции.
Конкуренция трансформировалась в «войну банков»;
> дефицит инвестиций продолжает усиливаться;
> банки стали каналом перелива капиталов из регионов в центр, из страны за гра
ницу;
> недокапитализация и маломощность банков;
> децентрализация и декапитализация банковского капитала;
> банки обросли безнадежными долгами, сомнительными сделками, политической
и инсайдерской зависимостью, на рынке к ним высокое недоверие;
> законодательство отстает от приватизации банковского дела и не способствует
защите интересов вкладчиков. Количество банков сократилось, и объем конку
рентов стал меньше;
> предложение банковских продуктов снизилось, но возросла доля спекулятивных
услуг;
> отсутствие контроля и надзора за рынком;
> банковская среда агрессивная, конфликтная и высоко рискованная.
В 1991-1994 гг. в поволжском регионе выделился Автовазбанк, западносибирском - Сибирский торговый банк, северо-западном - северный торговый банк, южно-уральском - банк Южный Урал и т.д. Активы региональных банков росли по мере роста инфляции. В 1994 г, снижение инфляции обусловило снижение активов региональных банков. Региональные банки лишились прямого доступа на финансовые рынки в связи с приходом на смену пирамиде инфляции пирамиды ГКО и ОФЗ. С 1994 г. вступает в действие пирамида валютных спекуляций до октября 1995 года. Завершился этот этап кризисом банковской ликвидности. Таким образом, децентрализация и декапитализация экономики обусловили рост числа мелких банков и незначительное количество средних и крупных банков. Предприятия получили свободу выбора банков, свободу открытия нескольких счетов, но лишились свободы получения кредитов на производственные цели, которые из-за дороговизны и отяго-щенности условий стали недоступны многим потенциальным заемщикам. На смену оперативным схемам кредитования по специальному ссудному счету или контокор-рету пришли немобильные, «ростовщические» схемы, сделавшие кредит недоступным для многих производителей
Второй этап. До 1995 г. на рынке преобладает Уральский регион - за счет ВПК, а затем его потеснила Сибирь за счет добычи нефти и газа. С 1995 года сформировались такие финансовые центры как Северо-запад, Москва и Западная Сибирь. Происходит перераспределение собственности от государственных учреждений к частным структурам, первоначальное накопление капитала и вывоз его из страны. Финансовый сектор стал насосом выкачивания свободных денежных ресурсов из
реального сектора экономики. Рост бартеризации и натурализации экономики. Спад производства и увеличение доли убыточных предприятий, снижение реальных доходов населения. Банковское дело периода переходной экономики характеризуется противоречивостью, нестабильностью, непрозрачностью. Эта ситуация была обусловлена следующими факторами:
- Переход от планово-социалистической системы к рыночно-капиталистичеекой, содержанием которой является первоначальное накопление капитала. Действующими лицами являлись социалистическая номенклатура, не являвшаяся собственником юридически, но фактически распоряжавшаяся им, теневи-ки и криминалитет, трудящиеся. Номенклатура возглавляла приватизацию, инициировала и руководила данным процессом. Трудящиеся не были собственниками народного богатства, политически не организованы. От высокой степени концентрации и централизации в банковском деле перешли к мелким и средним банкам. Число отделений банка по стране сократилось. В банковском бизнесе России обозначились пять типов банков:
1) система московских банков, возникла за счет централизации бюджетных и
отраслевых ресурсов страны в Москве, поскольку финансовые потоки через бан
ки и бюджет перетекали в столицу;
2) региональные банки, возникли на базе региональных ресурсов и соответ
ствуют структуре экономики соответствующего региона;
3) система сберегательного банка, преобразование Сбербанка периода пере
стройки;
4) система государственных банков, возникшая на основе реорганизации
специализированных банков и создания новых банков, оставшихся в государст
венной собственности. Обновленные старые банки стали играть роль системооб
разующих банков;
5) система корпоративных банков - олигархические банки, возникшие на ба
зе министерского и ведомственного капиталов.
Противоречия в развитии реального и финансового сектора. В реальном
секторе наблюдается спад, а в финансовом - рост за счет перераспределения ресурсов через рынок спекулятивных операций. Российский банковский капитал не имеет частной ссудной основы. Банковская система сформировалась не как порождение реального сектора, а как паразит на реальном секторе. Генезис банковского капитала имеет казенное происхождение. Источник - скрыто приватизированные финансово-кредитные ресурсы страны. В перестроечное время сотрудничество государства с банками трансформировалось из прямого, в советское время, в косвенное. Это нашло отражение через централизацию государственных финансовых ресурсов, обслуживание финансового хозяйства государства, операции с ценными государственными бумагами, учредительство государства в банковском капитале, трастовые услуги государству. Влияние государства на управление активами и пассивами банковской системы.
- Противоречия в развитии отдельных сегментов финансово-кредитной сис
темы. Платежный кризис, рост налично-денежного оборота и сокращение безналич
ных платежей, распространение бартера, долларизация страны, рост залоговых кре
дитов и исчезновение бланковых кредитов на российском кредитном рынке. Рост
просроченных кредитов. Ориентация банков на получение быстрой сверхприбыли.
- Неравные стартовые условия в деятельности отдельных банков. Наличие
монополистов на рынке. В итоге возникла неравномерная конкуренция. Борьба ме
жду конкурентами идет не за банковские продукты, а за доступ к ресурсам. Банки,
имевшие доступ к дешевым ресурсам находятся в более выгодном положении.
- Игнорирование кредитования реального сектора экономики и увлечение
спекулятивными операциями на денежном рынке или на финансовом рынке.
Ориентация банков на крупных клиентов и игнорирование интересов мелких.
Незаинтересованность в информационной открытости и контроле со стороны общества за деятельностью банков. Непрозрачность банковского бизнеса ослабляет рыночные позиции аутсайдеров, ограничивает возможности профессиональных специалистов, повышает недоверие к банкам, растет асимметричность ин-
формации, обостряется проблема ложного выбора. Банковский бизнес становится рискованным и ненадежным.
- Слабый банковский надзор. Лицензирование и контроль банковской дея
тельности имеют дело с политическими рисками. Мотивы приобретения банковской
лицензии в условиях переходной экономики: использование чужих денег на цели
собственного процветания, корпоративная монополи,; ограничение конкуренции за
счет лоббирования собственных интересов, участие в борьбе за политическую
власть. Предоставление нрава на банковскую деятельность - это форма политиче
ской доверительности в отличие от финансовой самостоятельности и ответственно
сти за риски в рамках рыночных сделок.
- Непоследовательность реформ, неразвитость отдельных сегментов рынка.
- Противоречия в распределении собственности, слияние бизнеса и власти.
- С формированием финансовой пирамиды финансовые потоки стали кон
центрироваться в центре. Потенциал московских банков стал расти быстрее регио
нальных. Финансовые потоки стали уходить из регионов. Пока банки работали на
пирамиде инфляции, региональные банки не уступали московским и, может быть,
даже обходили их. Затем пирамида инфляции трансформировалась в финансовую
пирамиду. Эти пирамиды сконцентрировали потоки денег в Москве, где прохолили
аукционные торги. Региональные банки не получали доступа к этим ресурсам. Ста
ли наблюдаться центробежные потоки денег из регионов в центр. Банки перекачи
вают денежные капиталы не по горизонтали на нужды предприятий, а по вертикали
на обслуживание пирамиды В итоге развитие региональных банков вытесняется
экспансией московских банков, активы которых подходят как на опаре от Спекуля
тивных операций, а не от вложений в реальный сектор экономики. Региональные
банки банкротятся, не выдержав конкуренции. Эта конкуренция была не совершен
ной, привела к монополии в банковском деле нескольких спекулятивных банков, ко
торые рухнули после краха финансовой пирамиды.
Третий этап. (Период 1999-2003 гг.). Государственная политика по отношению к банковской системе данного периода ставила задачи:
1) обеспечение стабильности банковского бизнеса;
2) преодоление последствий финансового кризиса 1998 года;
3) расчистка рынка от обанкротившихся кредитных организаций;
4) создание основ законодательства о банкротстве и реструктуризации кре
дитных организаций и практики его применения;
5) восстановление докризисного уровня показателей банковского дела.
Позитивные тенденции в российской банковской системе - изменяется модель
участия банков в экономической жизни. Банки стали более кредитоориентирован-ными: в промышленности доля кредитов и займов в финансировании оборотного капитала достигла 12,4% (против 7,6% в 1997 году). Восстановились докризисные показатели банковской системы. Около 75% банков по итогам 2001 года наращивали свои активы. Около 90% банков по итогам 2001 года были прибыльными и относились к финансово устойчивым. Темпы роста банковских активов в 2001 году почти в 3 раза превышали темпы роста ВВП.
Негативные тенденции российского банковского дела - сохраняется разрыв между банковским бизнесом и реальным сектором экономики. Банковские ресурсы не трансформируются в инвестиции. Источниками инвестиций являются собственные средства предприятий (72%) и бюджетные средства 5%. Кредитный портфель в 2,5 раза ниже потенциального. Банковская система ограничена возможностями, инертна, наблюдается отсутствие банковских инноваций. Пассивы краткосрочны. Основная доля кредитов концентрируется в экспортоориентированных отраслях. Значительная часть банков ориентирована на валютную ликвидность. Высока степень зависимости банков от экспортных отраслей. Банки выступили в качестве ведомых, а не ведущих экономического роста в 1999-2001 годах. Перелив капитала из сырьевых секторов в обрабатывающие сдерживается «связанным» и закрытым характером кредитования внутри финансово-промышленных групп. Внутригрупповые кредиты составляют примерно 40-45% кредитного портфеля банковской системы. На рынке ограниченный набор банковских продуктов. Российская банковская система может в ближайшее время столкнуться с паузой роста, связанной с необходи- мостью перегруппировки сил и выработки новых моделей поведения.