ВОПРОС 18 Доходы и расходы предприятия.
Доходами предприятия яв-ся увеличение экономических выгод в результате поступления и/или погашения обязательств, приводящих к увеличению капитала, за исключением уставных вкладов участников (собственного имущества). Доходы делятся: 1. доходы от обычных видов деятельности (основной удельный вес в общей ∑ доходов составляют доходы от обычных видов деятельности (изготовление продукции, перепродажа товаров, оказание услуг)); 2. доходы от участия в др. организациях (доходы от участия в др. организациях – доходы от приобретения ценных бумаг др. предприятий); 3. проценты, полученные………..(проценты полученные - % по кредитам); 4. прочие доходы (операционные доходы → поступления, связанные с операциями с имуществом организацию. Их величина зависит от активности предприятия; внереализационные доходы → отражают состояние договорной дисциплины м/у предприятием и его контрагентами (штрафы, пении, неустойки)); 5. чрезвычайные доходы (возникают как следствие чрезвычайных обстоятельств (стихийные бедствия, пожары) – страховые возмещения и стоимость материальных ценностей остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов).
Расходы предприятия – это уменьшение экономических выгод, в результате выбытия активов, денежных средств и иного имущества или возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации.
Классификация расходов:
· расходы предприятия по обычным видам деятельности (с/с);
· коммерческие (расходы на реализацию или издержки обращения);
· управленческие расходы;
· проценты уплаченные;
· прочие расходы (операционные и внереализационные).
ВОПРОС 19 Цены и ценообразование на предприятии.
Функции цены на рынке:
1) измерительная. Цена показывает количество денег, уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги;
2) соизмерительная. Используя данную функцию цены, можно сравнивать товары, дифференцировать их на дорогие и дешевые, сопоставлять ценности разных товаров;
3) учетная. Мир товаров с помощью цен переводится из натурально-вещественной в стоимостную форму. На макро- и микроуровне все показатели исчисляются в стоимостной форме. Цена становится вспомогательным инструментом учета. Она выступает также как инструмент расчета относительных показателей: рентабельности изделий, фондоотдачи и т. п. В связи с этим цена участвует в формировании основных финансово-экономических показателей предприятия, измеряемых в денежном выражении, и используется для анализа, прогнозирования и планирования основных производственных и обменных процессов. Цена является и показателем конъюнктуры рынка, отражает основные процессы, происходящие па нем;
4) регулирующая. Цена является инструментом регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя. Играет регулирующую роль и в распределении ресурсов, так как цены ресурсов ориентируют предпринимателей на использование дешевых ресурсов и экономию дорогих. Государство иногда использует эту функцию цены в своих целях с помощью налогов, дотаций и фиксирования цен на отдельные виды товаров или услуг;
5) социальная. Цена — фактор уровня жизни населения, влияющий на объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп, она является главной составляющей инфляционных процессов. От уровня и динамики цен зависит прожиточный минимум и потребительский бюджет семьи, поэтому социальная реакция на колебания цен весьма остра;
6) стимулирующая. Рыночное ценообразование создает возможности для альтернативного выбора при принятии хозяйственных решений. Таким образом, стимулирующее воздействие цены заключается в том, что ее уровень побуждает к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов, с одной стороны, и рациональному поведению потребителей (спроса) — с другой.