Расходы бюджета на образование, на культуру, физическую культуру и спорт
Образование охватывает все сферы экономической жизни общества и является основной отраслью на пути достижения высоких темпов экономического роста и благосостояния общества. Образование относится к специфической отрасли и охватывает сферу духовного производства и обеспечивает формирование знаний, обучение молодого поколения и подготовку кадров.
Перед этой отраслью ставятся задачи по постоянному повышению качества уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки каждого работника.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» в РФ (от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ) образование
– это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией гражданином (обучающимся) установленных государством общеобразовательных уровней, которые удостоверяются соответствующими документами.
В РФ гарантируется доступность и бесплатность в соответствии с федеральными общеобразовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования.
Основными принципами в области образования являются:
1. Доступность для каждого гражданина всех форм и типов
общеобразовательных услуг, которые предоставляются государством.
2. Равные условия для полной реализации каждым человеком своих способностей, таланта и всестороннего развития.
3. Гуманизм, демократизм, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей.
4. Органическая связь с мировой и национальной историей, культурой и традициями.
5. Независимость образования от политических партий, общественных и религиозных организаций
.
Система образования в РФ является комплексной.
Расходы на образование в соответствии с бюджетной классификацией включает затраты:
• на общее образование;
• на воспитание детей и подростков;
• на культурно-просветительскую работу;
• на содержание учреждений образования.
К отрасли образование относятся учреждения образования для граждан, которые требуют социальной помощи и реабилитации (общеобразовательные школы-интернаты, общеобразовательные школы-интернаты санаторного типа; общеобразовательные школы-интернаты для детей, которые лишены родительских прав; детские дома (в том числе семейного типа и приемные семьи); специализированные общеобразовательные школы-интернаты, школы и другие учебные заведения для детей с отклонениями в физическом и умственном развитии; общеобразовательные школы социальной реабилитации; помощь на детей, которые находятся под опекой и попечительством);
- внешкольные учреждения;
- последипломная работа и прочие учреждения и мероприятия (учреждения последипломного образования 111 и 1Х уровней аккредитации (академия, институты, центры повышения квалификации, переподготовки , прочие учреждения в сфере последипломного образования);
- Прочие учреждения и мероприятия в сфере образования (методическая работа, служба технадзора, централизованная бухгалтерия).
На развитие системы образования в РФ направляются значительные материальные и финансовые ресурсы. Главным источником финансирования затрат на образование являются Федеральный бюджет, бюджеты Федераций и местные бюджеты.
Бюджетным кодексом четко разграничены расходы на образование по видам бюджетов.
На содержание учреждений образования выделяется около 12% общих расходов консолидированного бюджета, из них из федерального бюджета выделяется примерно 2%.
В общей сумме расходов затраты по статьям распределяются следующим образом:
• 1,8% — на детские дошкольные учреждения;
• 4,9% — на общее среднее образование;
• 0,1% — на школы-интернаты;
• 1,3% — на специальное образование;
• 1,4% — на высшее образование.
При этом удельный вес бюджетов различных уровней в финансировании учебных учреждений не одинаков
. Например, средние школы на 99% финансируются из бюджетов субъектов РФ и только на 1% из федерального бюджета, в то же время высшие учебные заведения на 96% финансируются из федерального бюджета и только на 4% из территориальных бюджетов.
Финансирование учреждений образования осуществляется на принципах нормативного финансирования в расчете на одного обучающегося по каждому типу и виду
образовательного учреждения.
Нормативы утверждаются Государственной Думой РФ одновременно с принятием закона о федеральном бюджете.
Региональные и местные нормативы финансирования учитывают свою специфику, в том числе по содержанию зданий, сооружений и штатному расписанию учреждений.
Схема финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений устанавливается типовым положением о соответствующем виде образовательного учреждения.
Размер расходов на содержание учреждений образования определяется на основании смет доходов и расходов.
Дополнительными источниками финансирования образования являются:
- обучение по дополнительным образовательным программам;
- преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;
- репетиторство;
- углубленное изучение отдельных предметов и т. д.
Доходы от дополнительной образовательной деятельности направляются на развитие уставной деятельности учреждения и заработную плату сотрудников, и такая деятельность согласно законодательству не является предпринимательской.
Негосударственные образовательныеучреждения взимают плату с обучающихся за образовательные услуги, в том числе за обучение в рамках государственных образовательных стандартов.
Их деятельность не рассматривается как предпринимательская, если полученный доход идет на возмещение затрат по обеспечению учебного процесса, развитие учебного процесса и выплату заработной платы сотрудникам учреждения.
Вместе с тем образовательному учреждению разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, предусмотренной уставом и российским законодательством.
Не использованные в течение одного года средства не могут быть изъяты у образовательного учреждения или зачтены в объем следующего финансового года.
Расходы на общеобразовательные школы включают:
• текущее содержание школ;
• приобретение оборудования и инвентаря;
• капитальный ремонт;
• строительство новых объектов.
Исходной базой для определения размера ассигнований по статьям расходов для общеобразовательных школ является количество учащихся и количество классов
Эти показатели отражаются на две даты: 1 января и 1 сентября.
Значительный удельный вес по смете расходов школы занимают расходы на заработную плату (70-80%).