Анализ производства и реализации продукции
Анализ производственно-хозяйственной деятельности организации
Анализ производства и реализации продукции
Анализ производственной программы в натуральном выражении основывается на результатах маркетинговых исследований и существующих реалиях. В табл. 4.1 и 4.2. Приложения представлена программа производства и реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении.
Как следует из данных таблиц, в 2010году планируется производство:
- маргарина в количестве 11400тонн (темп роста 140,8%);
- майонеза - 5700тонн (темп роста 107,0%);
- масла растительного бутилированного- 5100 тонн (темп роста 104,6%);
- мыла хозяйственного – 4200 тонн (темп роста 103,1%);
- мыла туалетного – 2000 тонн (темп роста 104,0%).
Значительный рост маргариновой продукции будет обеспечен поставками маргарина весового, жира кондитерского, фритюрного и для вафельных начинок на ОАО «Спартак» в количестве 2400 тонн в год.
Саломас будет производиться не только в качестве полуфабриката для собственных нужд, но и для ОАО «Минский маргариновый завод» на давальческих условиях в количестве 2500 тонн, также планируется производство растительных масел наливом на давальческих условиях в количестве 2500 тонн в год.
Предприятие планирует в 2010 году увеличение объёмов производства в сопоставимых ценах до 115%; товаров народного потребления до 118%.
При росте объёмов производства в стоимостном выражении не просматривается увеличение объёмов реализации по причине определения выручки по моменту оплаты, что нашло своё отражение в таблице 5 в виде отрицательного значения реализации прочей продукции. Намечено также снижение реализации в натуральном выражении, так как по состоянию на 01 января 2010 года норматив запасов готовой продукции сложился на уровне 22,5%, что является угрозой продовольственной безопасности страны. Норматив запасов готовой продукции на конец 2010 года планируется в размере 44,2%, что является не большим показателем.
Показатель по импорту планируется на 2010 год в размере 115 %. Это обусловлено ростом мировых цен на импортное сырьё, которое является обязательной составляющей в рецептуре производства продукции: пальмового масла в производстве маргарина и жира кондитерского для отсутствия «мраморности», пальмоядрового масла в производстве мыла, подсолнечного масла в производстве бутилированного масла. Объёмы производства увеличатся на 15%, в основном за счёт поставок маргариновой продукции на ОАО «Спартак», для отменного качества которой и необходимо увеличение импортосоставляющей. 80% фасуется в ПЭТ-бутылки подсолнечное масло, так как фасованное рапсовое не пользуется спросом. Отказ от производства фасованного подсолнечного масла поставит под угрозу выполнение основных показателей.
Качество продукции - совокупность свойств продукции, удовлетворяющие определенные потребности в соответствии с её назначением.
В процессе анализа качества продукции ОАО «Гомельский жировой комбинат» решает следующие задачи;
· Оценивается технический уровень продукции:
· Анализ структуры выпуска продукции по параметрам характеризующие качество ее изготовления и поставки:
· Выявление факторов сдерживающие рост технического уровня продукции:
· Возможность повышения качества, сокращение брака и потерь.
Группы показателей качества;
I. Обобщающие, характеризует качество всей производимой продукции не зависимо от их вида и назначения:
§ Удельный вес новой продукции:
§ Удельный вес высшей категории качества продукции:
§ Средний коэффициент сортности, соотношение стоимости производственной продукции к ее стоимости по ценам 1 сорта:
§ Удельный вес оттестованой и не аттестовоной продукции:
§ Удельный вес сертифицированной продукции:
§ Удельный вес экспортной продукции.
II. Индивидуальные, характеризуют одно из свойств качества продукции;
§ Полезность:
§ Надежность:
§ Технологичность, характеризует эффективность технологических решений:
§ Эстетичность.
III. Косвенные показатели;
§ Штрафы за не качественную продукцию:
§ Объем и удельный вес забракованной продукции:
§ Удельный вес рекламированной продукции:
§ Потеря от брака.
Резервы увеличения производства и реализации продукции - ресурсы предприятия, мобилизация которых позволяет ему увеличить в перспективе объем производства и реализации продукции. Выделяют три основных источника:
Первый — улучшение использования трудовых ресурсов (создание дополнительных рабочих мест, сокращение потерь рабочего времени, повышение производительности труда и пр.);
Второй - улучшение использован и я основных фондов (приобретение дополнительного оборудования, сокращение простоев за счет поломок, повышение интенсивности использования оборудования и пр.);
Третий — улучшение использования сырья и материалов (сокращение сверхнормативных отходов, материалоемкости продукции и пр.).
Анализ динамики и выполнения плана по реализации продукции и выполнению договорных обязательств позволяет определить факторы изменения ее объема. Учет реализации осуществляется по отгрузке и по реализации.
На изменение объема реализации оказывают влияние:
– изменение объема товарной продукции;
– изменение остатков готовой продукции на складе;
– изменение остатков отгруженной продукции на начало и конец периода.
Анализ факторов, влияющих на объем реализации, осуществляется следующим образом. Необходимо определить объем реализованной продукции по плану и по факту. Сравнить фактический объем реализации с плановым. Определить абсолютное отклонение по всем вышеперечисленным факторам. Определить процент выполнения плана по объему реализации (фактический объем выпуска разделить на плановый и умножить на 100%), что будет являться объектом анализа.
Для того чтобы определить количественное влияние факторов на изменение объема реализации, необходимо абсолютное отклонение по каждому фактору в отдельности разделить на плановый объем реализации и умножить на 100%. Увеличение объема товарной продукции увеличивает объем реализованной, и наоборот.
Увеличение остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на начало года, увеличивает объем реализации, и наоборот. Увеличение остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на конец года, уменьшают объем реализации, и наоборот.
В процессе анализа необходимо выявить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями, снижения объема выпуска и разработать конкретные меры по ускорению реализации продукции и получению выручки.