Правовое обеспечение расчетных операций и принципы ихорганизаций
Расчетные операции относятся к базовым услугам банков, на долю которых приходится до 2/3 операционного времени банковского персонала. В соответствии с действующим законодательством расчеты между юридическими лицами осуществляются через счета, открываемые ими в банках. Расчетное обслуживание клиентов банками способствует концентрации денежных ресурсов в банках и создает возможность использования этих средств в качестве источника кредитования, поэтому банки заинтересованы в рациональной организации платежного оборота.
Расчеты осуществляются с поставщиками, подрядчиками, с бюджетом, внебюджетными фондами, подотчетными лицами, с учредителями, государственными и муниципальными органами, с дочерними (зависимыми) обществами, прочими дебиторами и кредиторами. Выполняя расчетные операции, банки выступают посредниками, участвующими в процессе организации расчетных правоотношений. Клиенты имеют право самостоятельно выбирать банк для расчетного обслуживания и по всем видам банковских операций могут пользоваться услугами одного или нескольких банков.
Расчетные отношения регламентируются нормами различных отраслей права, в первую очередь нормами гражданского и финансового права. Важнейшими нормативными актами, регулирующими данную сферу общественных отношений, является Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон "О Центральном банке (Банке России)", Федеральный закон " О банках и банковской деятельности", Налоговый кодекс РФ, Положение ЦБ РФ "О безналичных расчетах в РФ" от 3 октября 2002г. № 2-П и др.
Гражданский кодекс РФ регулирует права и обязанности хозяйствующих субъектов, равно как и устанавливает ответственность за нарушение этих обязательств.
Расчетные отношения регламентируются также постановлениями правительства РФ, нормативными актами Банка России. Банк России является органом, регулирующим, координирующим и лицензирующим организацию расчетных отношений, в том числе клиринговых систем в России. К компетенции Банка России относится установление правил, форм, сроков и стандартов осуществления безналичных расчетов. В настоящее время действует Положение "О безналичных расчетах в Российской Федерации" от 3 октября 2002 г. № 2-П, которое регламентирует общие подходы к организации расчетов и единый документооборот в банках.
При проведении расчетных операций основными видами деятельности банка являются:
· зачисление и хранение поступающих на счет клиента денежных средств;
· списание по поручению клиента (а по решению суда и в других предусмотренных законодательством и договором случаях - без такого поручения) соответствующих сумм с его счета для зачисления их на счет кредиторов;
· прием от клиента и выдача ему по его поручению наличных денег;
· выплата установленных процентов на хранимые на счете суммы;
· контроль законности и возможности проведения денежной операции;
· определения остатка средств на счетах клиентов и на основании поступлений, выдач, начисления налогов, обязательных резервов, дивидендов, процентов, комиссионных и т.д., зачисление или списание денег с расчетных, текущих или других счетов клиентов;
безналичный расчет коммерческий банк
· извещение всех участников операций об их проведении и результатах.
Правовое обеспечение расчетных операций основывается на соблюдении определенных правил, сроков и стандартов проведения операций. Важнейшими из них являютсяпринципы организации расчетных отношений. В соответствии с этими принципами:
· все предприятия независимо от их организационно-правовой формы обязаны хранить денежные средства (как собственные, так и привлеченные) в банке на соответствующих счетах;
· в наличной форме денежные средства могут находиться в кассах банков в пределах лимита и на определенный срок, установленный банком по согласованию с предприятием;
· денежные расчеты между предприятиями проводятся путем безналичных расчетов через банки;
· платежи (расчеты) осуществляются банком в соответствии с полученными от предприятия денежно-расчетными документами.
При осуществлении расчетов банки и клиенты принимают на себя определенные обязательства, которые носятимперативныйхарактер, т.е. должны строго соблюдаться по нормам Гражданского кодекса РФ. Так, существуют правила о недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства, предусмотренного договором о возмездном оказании услуг. При условии наблюдения договора банком (или неполного исполнения) или несоблюдения сроков исполнения обязательств клиента банк должен возместить клиенту фактически понесенные им убытки, включая реальный ущерб и произведенные заказчиком платежи в пользу своего контрагента.
Для банка нарушение в одностороннем порядке договора со стороны клиента означает не только прямой ущерб, но и упущенную им выгоду, которая должна быть возмещена в полном объеме. Подобные нарушения приводят не только к ухудшению финансового состояния сторон, но и подлежат обязательному разбирательству в судебных инстанциях.
Основанием для осуществления расчетов является договор банковского или корреспондентского счета, если иное не установлено законодательством. Важнейшими нормами, которые регулируют расчетные отношения, являются:
· своевременность выполнения расчетов по договору;
· сохранность документации;
· конфиденциальность полученной банком информации от клиента;
· ответственность банка за ненадлежащее качество оказания расчетных услуг.
В соответствии с договором банковского счета устанавливаютсясроки проведения платежей и расчетовбанком. Оптимальным способом осуществления расчетов являются платежи, проводимые банком в день представления документации клиентов (т.е. день в день), если иное не предусмотрено договором.
Банк несет ответственность за нарушение срока проведения платежей, что очень важно, так как полноценная работа банков в области расчетных отношений полностью зависит от правильности оформления клиентской документации, выборка оптимальной формы расчетов, точности их заполнения. В связи с переходом к системе расчетов в режиме реального времени порядок прохождения документов становится действительно оптимальным и обеспечивает в наибольшей степени интересы банка и его клиента.
Важной составляющей расчетных взаимоотношений клиента и банка являетсясохранность документации, которая возлагается на банк (Закон РФ "О банках и банковской деятельности") и подлежит обязательному выполнению.
Банк также должен гарантировать клиентуконфиденциальностьполученной информации. При исполнении банком своих обязательств сведения, содержащиеся в клиентской документации, рассматриваются как коммерческая тайна и не подлежат разглашению третьим лицам. Порядок и условия пользования такой информацией определяются соглашением сторон.
Таким образом, объем соответствующих сведений должен быть определен в договоре. Этические нормы банковской деятельности предусматривают безусловное соблюдение конфиденциальности всей информации, ставшей известному банку в процессе расчетного обслуживания клиента. В противном случае за нарушение этой обязанности банк может быть лишен лицензии на право осуществления банковских операций.
Банк несет ответственность за ненадлежащеекачество выполнения расчетных операций. Если эти отношения выполняются с отступлениями от договора, ухудшившими финансовое состояние клиента, последний вправе расторгнуть его и перейти на обслуживание в другой банк.
Убытки, которые понес клиент в случаи неквалифицированного обслуживания, могут быть взысканы с банка на основании решения суда или арбитражного суда по иску, предъявляемому ЦБ РФ, выдавшему лицензию: понесенные убытки в полном объеме; штраф, зачисляемый в доход федерального бюджета в соответствии с установленными размерами.