Жизненного цикла предприятия
На типичной кривой жизненного цикла предприятия кризис наступает по окончании фазы устойчивости. Обозначим точкой 1 точку вхождения в кризис. Выделим точку 2, которая также является кризисной – в этот момент предприятие от своей деятельности начинает нести одни убытки. Необходимо отметить, что Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 г. (ныне утративший силу) предусматривал работу с предприятием (в том числе и антикризисную стратегию) по преодоление этим предприятием точки 2. Однако «излечение» компании на этой стадии практически невозможно, что заставляет задуматься о более ранней антикризисной политике (например, по преодолении точки 1). С принятием новых Федеральных законов «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 февраля 1998 года и от 26 октября 2002 года кредиторы могут начать финансовую работу с предприятием-должником гораздо раньше (как раз после точки 1). В этом случае вероятность получения своих денег обратно гораздо выше, так как есть шансы восстановить платежеспособность предприятия-должника.
Рис. 3.2.3 Кризисные точки развития предприятия
Точка 1 может появиться на любой стадии развития предприятия, тогда кривая его жизненного цикла изменится (Рис. 3.2.3). Именно поэтому антикризисная работа должна начинаться непосредственно с момента образования предприятия.
Симптомы несостоятельности проявляются в показателях и, что очень важно, в тенденциях их изменения, отражающих функционирование и развитие хозяйствующего субъекта. Они не всегда отражают причины развития несостоятельности. Причины нередко кроются глубже внешнего проявления признаков несостоятельности. Таким образом, оценивать несостоятельность следует не только по ее симптомам, но и по причинам.
Банкротство можно условно разделить на четыре вида в зависимости от того, что является его основной причиной:
1. Банкротство бизнеса(банкротство «неквалифицированного менеджмента»), связанное с неэффективным управлением предприятием, неэффективной маркетинговой стратегией, неэффективным использованием имеющихся ресурсов и т. д.
2. Банкротство собственника(банкротство «неэффективного собственника»), вызванное в первую очередь недостатком у собственника инвестиционных ресурсов – на осуществление расширенного, а иногда и простого воспроизводства – при наличии нормальных основных фондов и трудовых ресурсов, разумной маркетинговой политики и нужности выпускаемой продукции.
3. Банкротство производства(«структурный кризис»), когда под влиянием первых двух факторов или в силу устаревшего оборудования, или же из-за жесткой конкуренции со стороны отечественных и зарубежных производителей предприятие производит неконкурентоспособную продукцию и это состояние практически неустранимо путем смены управляющего или инвестиционными вливаниями без частичного или полного перепрофилирования производства.
На практике все виды банкротств достаточно перемешаны, и разделить их можно лишь условно по преимущественному фактору, определяющему его природу.
4. Характерный для российских предприятий сегодня, банкротство «недобросовестного менеджмента». В данном случае предприятие попадает в кризисную ситуацию не в силу каких-либо экономических причин, а исключительно из-за воздействия субъективного фактора собственника или управляющего предприятием.