Тема 13. Обязательства организации. Кредиторская и дебиторская задолженность. Расчеты с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками

Определение обязательств, их виды и классификация. Момент признания обязательств в бухгалтерском учёте. Варианты оценки обязательств. Основания возникновения обязательств: договор, закон, деликт. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности. Синтетический и аналитический учёт обязательств. Сроки расчетов и исковой давности. Порядок исполнения и прекращения обязательств. Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности и отражение ее результатов в учёте. Особенности списания дебиторской задолженности. Раскрытие информации о дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерской отчётности. Учёт расчетов с покупателями и заказчиками, в том числе по авансам и векселям выданным. Учёт расчетов с покупателями и заказчиками, в том числе по авансам и векселям полученным. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Учёт расчетов по посредническим операциям. Учёт расчетов при прекращении обязательств по расчетам путем зачета взаимных требований, отступного, новации. Учёт расчетов при исполнении обязательств третьим лицом и путем перемены лиц в обязательстве (перевод долга, уступка права требования). Учёт расчетов в рублях по обязательствам, выраженным в иностранной валюте или условных единицах. Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности и отражение ее результатов в учёте. Особенности списания дебиторской задолженности. Раскрытие информации о расчетах с разными дебиторами и кредиторами в бухгалтерской отчётности.

Тема 14. Учёт расчетов по кредитам и займам

Понятие кредитов и займов. Их отличительные особенности. Виды кредитов и порядок их учёта. ПБУ 15/2008 «Учёт расходов по займам и кредитам». Документальное оформление кредитов. Обусловленность организации учёта целевым назначением и сроками возврата кредитов. Источники уплаты процентов за кредит. Особенности учёта налоговых и бюджетных кредитов. Учёт кредитов для персонала. Учёт кредитов, полученных под залог векселей. Виды займов и порядок их учёта. Документальное оформление займов. Источники уплаты процентов по займам. Учёт выпущенных облигаций и выданных финансовых векселей. Аналитический учёт кредитов и займов, порядок контроля и выверки расчетов. Инвентаризация расчетов по кредитам и займам. Раскрытие информации о кредитах и займах в бухгалтерской отчётности.

Тема 15. Учёт прочих расчетов

Учёт расчетов с бюджетом по налогам и сборам. Учёт расчетов по социальному страхованию и обеспечению. Учёт расчетов с учредителями и акционерами. Учёт расчетов с государственными и муниципальными органами. Особенности учёта расчетов по выделенному имуществу в государственных и унитарных предприятиях. Учёт операций по договору доверительного управления имуществом учредителем управления и доверительным управляющим. Учёт расчетов с дочерними и зависимыми организациями. Учёт операций по внутрихозяйственным (внутригрупповым) расчетам по выделенному имуществу и текущим операциям. Инвентаризация задолженности по прочим расчетам. Раскрытие информации о прочей дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерской отчётности.

Тема 16. Учёт финансовых вложений

Определение, классификация и оценка финансовых вложений. ПБУ 19/2002 «Учёт финансовых вложений». Условия принятия активов в качестве финансовых вложений. Изменение оценки отдельных видов вложений в учёте и отчётности. Требования к предоставлению данных о финансовых вложениях в бухгалтерском балансе. Последующая оценка финансовых вложений. Корректировка первоначальной стоимости финансовых вложений до текущей рыночной стоимости. Обесценение финансовых вложений и формирование резерва под их обесценение. Учёт выбытия финансовых вложений, определение их стоимости при выбытии по способу средней первоначальной стоимости, ФИФО и по первоначальной стоимости каждой единицы. Учёт вкладов в уставные капиталы других организаций. Учёт финансовых вложений в ценные бумаги. Учёт предоставленных другим организациям займов. ПБУ 20/2003 «Информация об участии в совместной деятельности». Понятие договора простого товарищества. Учёт вкладов и других операций по договору простого товарищества у его отдельных участников на балансе основной деятельности. Учёт операций по договору простого товарищества на отдельном балансе у участника, ведущего общие дела. Содержание других форм совместной деятельности, предусмотренных ПБУ 20/2003. Особенности их учёта и отражение в отчётности. Аналитический учёт финансовых вложений. Инвентаризация финансовых вложений. Раскрытие информации о финансовых вложениях в бухгалтерской отчётности.

Тема 17. Учёт капитала

Понятие учётной категории «капитал». Составляющие капитала: уставный капитал (складочный или уставный фонд), резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль (непокрытый убыток). Уставный капитал и учёт его формирования: при учреждении организации, при его увеличении и уменьшении, при реорганизации и ликвидации организации. Учёт собственных акций (долей), выкупленных обществом. Порядок учёта учредителей и акционеров. Особенности формирования и учёта складочного капитала и паевого фонда. Особенности формирования и учёта уставного фонда унитарного предприятия. Особенности учёта формирования источников хозяйственных средств в некоммерческих организациях. Добавочный капитал, его формирование и учёт. Резервный капитал. Учёт его формирования и использования. Аналитический учёт по счетам капитала. Порядок оценки чистых активов. Раскрытие информации о капитале в бухгалтерской отчётности.

Тема 18. Учёт доходов и расходов

Понятие доходов и расходов. Классификация доходов и расходов в зависимости от их характера, условий получения и осуществления и направлений деятельности организации: доходы и расходы от обычной деятельности, прочие доходы и расходы. Доходы организации, понятие и характеристика. ПБУ 9/99 «Доходы организации», его значение и содержание. Доходы от обычных видов деятельности (выручка от продажи). Прочие доходы организации, прочие поступления. Признание доходов в бухгалтерском учёте. Раскрытие информации о доходах в бухгалтерской отчётности. Расходы организации, понятие и характеристика. ПБУ 10/99 «Расходы организации», его значение и содержание. Расходы по обычным видам деятельности, группировка расходов по элементам. Прочие расходы. Признание расходов в бухгалтерском учёте. Раскрытие информации о расходах в бухгалтерской отчётности. Учёт распределения доходов и расходов по отчётным периодам. Назначения и содержание счетов «Доходы будущих периодов», «Расходы будущих периодов», «Резервы предстоящих расходов». Учёт государственной помощи и формирование дохода. ПБУ 13/2000 «Учёт государственной помощи» в части учёта государственных субсидий и других форм помощи на счете «Доходы будущих периодов». Раскрытие информации по государственной помощи в бухгалтерской отчётности.

Тема 19. Учёт доходов от продаж и расходов по обычным видам деятельности

Классификация учёта расходов по обычным видам деятельности по элементам и статьям расходов (калькуляции). Учёт материальных затрат и затрат на оплату труда. Учёт амортизации. Учёт отчислений на социальные нужды и прочих затрат. Аналитический учёт расходов по элементам. Порядок применения отражающих счетов бухгалтерского учёта. Связь учёта расходов по элементам и статьям. Учёт расходов на выпуск продукции и расходов на продажу. Особенности учёта расходов на выполненные этапы по незавершенным строительным, проектным, научно-исследовательским, опытно-конструкторским и иным работам без использования и с использованием счета «Выполненные этапы по незавершенным работам». Учёт выручки от продажи продукции и товаров, выполнения работ и услуг. Валовая прибыль от продаж. Особенности отражения коммерческих и управленческих расходов отчётного периода. Назначение счета «Продажи» и его структура. Особенности учёта на субсчетах: «Выручка», «Себестоимость продаж», «Акцизы», «Налог на добавленную стоимость», «Прибыль/убыток от продаж». Порядок определения финансового результата от продаж за отчётный месяц. Закрытие сальдо по субсчетам по окончании отчётного года. Аналитический учёт операций продажи. Первичная документация по учёту доходов и расходов по обычным видам деятельности. Раскрытие информации о доходах и расходах по обычным видам деятельности в бухгалтерской отчётности.

Тема 20. Учёт прочих доходов и расходов

Назначение счета «Прочие доходы и расходы» и его структура. Открытие субсчетов «Прочие доходы», «Прочие расходы» и др. Порядок применения субсчета «Сальдо прочих доходов и расходов». Порядок определения и списания сальдо прочих доходов и расходов за отчётный месяц. Порядок закрытия субсчетов по окончании отчётного года. Документальное оформление и аналитический учёт прочих доходов и расходов. Раскрытие информации о прочих доходах и расходах в бухгалтерской отчётности.

Тема 21. Учёт прибылей и убытков

Назначение и структура счета «Прибыли и убытки». Отражение на счете «Прибыли и убытки» финансовых результатов от обычных видов деятельности, результатов от прочих операций. Учёт начисленных платежей по налогу на прибыль, платежей по перерасчету по данному налогу и налоговых санкций. Учёт условного расхода (дохода) по налогу на прибыль и текущего налога на прибыль в соответствии с ПБУ 18/02 «Учёт расчетов по налогу на прибыль организаций». Понятие постоянных и временных разниц. Отложенные налоговые активы и обязательства. Порядок закрытия счета «Прибыли и убытки» по окончании отчётного года. Учёт использования прибыли отчётного года. Аналитический учёт по счету «Прибыли и убытки». Отчёт о финансовых результатах, его содержание, структура, порядок составления. Отражение прочей информации о прибылях и убытках в бухгалтерской отчётности. Раскрытие информации о прибылях и убытках, налоге на прибыль в бухгалтерской отчётности.

Тема 22. Учёт нераспределенной прибыли, дивидендов и покрытия убытков

Чистая прибыль организации, ее распределение на дивиденды и нераспределенную прибыль. Учёт нераспределенной прибыли отчётного года и прибыли прошлых лет. Учёт покрытия убытка отчётного года и непокрытого убытка прошлых лет. Особенности раздельного учёта неиспользованной и капитализированной нераспределенной прибыли. Утверждение размера дивидендов, учёт их начисления и выплаты. Особенности начисления дивидендов по привилегированным акциям. Учёт дивидендов, выплаченных акциями или опционами на акции. Порядок расчета прибыли на одну средневзвешенную акцию. Особенности расчета разводненной прибыли на акцию. «Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию» утвержденные приказом МФ РФ 21.03.2000 г. Раскрытие информации о нераспределенной прибыли и дивидендах в бухгалтерской отчётности.

Тема 23. Условные факты хозяйственной деятельности и объекты забалансового учёта

Условные факты хозяйственной деятельности, их определение и оценка. ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Учёт и отражение в отчётности последствий условных фактов хозяйственной деятельности. Условные обязательства и условные убытки. Условная прибыль. Информация об условных фактах хозяйственной деятельности, раскрываемая в пояснениях к отчётному балансу и отчёту о финансовых результатах. Забалансовый учёт обеспечений и гарантий обязательств и платежей выданных и полученных. Учёт за балансом арендованных и сданных в аренду основных средств. Учёт материальных объектов на хранении и полученным по другим основаниям без права собственности.

Наши рекомендации