Основы и направления организации
Управленческого труда
Сферой деятельности на предприятии является проведение работ по организации управленческих процессов, включающих организацию труда и управления. Целью рациональной организации управления является обеспечение эффективности труда аппарата управления в целом и каждого работника в отдельности. Результатом работ по организации управленческих процессов в целом является обеспечение согласованности в деятельности всех участников производства продукции, услуг на достижение коллективами поставленных задач.
В процессе управления не создаются средства труда, предметы потребления или услуги. В этом проявляется отличие управленческих процессов от производственных. Из теории управления известно, что в управленческих процессах в качестве предмета труда выступает информация, орудиями труда служат организационная и вычислительная техника, готовым продуктом – разработанные, принятые и реализованные решения. Практически любое изменение в процессе производства (в управляемой системе) начинается с разработки и принятия определенного решения, т.е. с работы управленческого персонала. Управленческий труд сказывается на эффективности производства через труд людей, занятых непосредственно в производстве. Дальнейшее развитие производства приводит к расширению сферы управления и усложнению управленческого труда. Подобный труд нуждается в управлении, в его организации.
Рациональная организация управленческого труда включает целый комплекс мероприятий по следующим направлениям:
1. Формирование структуры управления на основе внедрения рациональных форм разделения, кооперации и регламентации труда работников управления.
Разделение труда – это разграничение деятельности людей в процессе совместного управленческого труда. Кооперация труда связана с установлением связей между отдельными работниками или отдельными подразделениями в сфере управления. Регламентация труда в управлении предполагает определение прав, обязанностей и ответственности каждого работника. Разделение, кооперация и регламентация труда в этом случае составляют взаимосвязанные и дополняющие друг друга стороны управления.
2. Разработка системы кадрового обеспечения управления производством.
Главным элементом в системе управления являются кадры управления. Все работники, участвующие в управлении, делятся на три категории: руководители, специалисты и служащие. Они часто объединяются в одну категорию «служащие». Целевая задача разработки системы кадрового обеспечения может иметь следующую направленность:
доведение до экономически обоснованного оптимума численности работников управления производством по всем категориям, функциям и уровням управления;
повышение эффективности работы имеющихся кадров управления;
проведение оценки характеристик должности и качеств самого работника.
Управление возможно при наделении руководителей соответствующих уровней управления правами на принятие решений. После проведения оценок работников возможны качественные сдвиги в составе имеющихся кадров управления.
3. Проведение механизации и автоматизации труда управленческих процессов.
Рациональное применение технических средств возможно в случае, когда решение о применении того или иного средства экономически обосновано. Это применение повышает скорость переработки и передачи информации, снижает трудоемкость осуществления функций управления, приводит к улучшению условий труда и повышению заинтересованности в работе.
4. Изучение и распространение современных методов управления производством.
Воздействие на коллективы, на отдельных участников процесса производства может быть различным в зависимости от применяемых методов управления. Часто выделяют три основные группы методов управления: организационные, экономические и социальные.
Организационные методы управления иногда называют организационно-распорядительные или административные методы. Это связано с тем, что в значительной мере организационное воздействие основано на использовании административного права. Особенностью этих методов является то, что они основаны на обязательности положений, инструкций, приказов, распоряжений, указаний руководителей. Часто разрабатываются стандарты управления.
Экономические методы управления – это система приемов и способов воздействия на производство путем использования требований товарно-денежных отношений с целью создания условий, обеспечивающих достижение высоких конечных результатов. Система экономических методов находит конкретное выражение в планировании, коммерческом (хозяйственном) расчете, материальном стимулировании и санкциях, финансировании и кредитовании. При этом используются такие экономические категории, как оплата труда, себестоимость, прибыль, цена и др.
Социальные методы управления основаны на системе взаимоотношений в коллективе, на их упорядочении, повышении активности работников.
5. Нормирование управленческого труда.
Эффективность управленческого труда в значительной степени зависит от того, насколько рационально используются нормы. Нормирование управленческого труда имеет определенную специфику, существуют определенные сложности в его проведении. Это вытекает из особенностей управленческого труда, которые проявляются в том, что труд носит творческий, умственный характер. При отсутствии подробной технологии выполнения работ возникают трудности количественного измерения результатов труда. Для нормирования управленческих работ применяются два основных метода: расчетный и исследовательский. При нормировании используются в основном четыре вида норм: нормы времени (выработки) и обслуживания, нормы управляемости и численности.
6. Организация рабочих мест и создание условий труда и отдыха.
Составными частями рациональной организации управленческого труда является правильная планировка служебных помещений, рациональная организация рабочих мест и создание оптимальных условий труда и отдыха.
7.Организация контроля за исполнением решений и соблюдением дисциплины труда.
Текущий контроль за ходом выполнения решений складывается из контроля за сроками выполнения решений и за полнотой выполнения. Важно повысить оперативность и достоверность контроля, что обеспечит необходимую исполнительную дисциплину.
Оценка уровня организации процессов производства продукции (услуг) и организации управленческих процессов должна быть направлена на выявление и использование резервов дальнейшего совершенствования организации с целью повышения конкурентоспособности. Для такой оценки может быть использован ряд частных показателей. К ним относятся:
Уровень охвата рабочих рациональными формами организации труда (kф.т.) :
kф.т. = Чп.р. / Ч общ.,
где Чп.р. - численность рабочих, охваченных рациональными формами организации труда; Ч общ.–общая численность рабочих.
Уровень непрерывности производства продукции, услуг (kн.пр.):
kн.пр. = Т техн.пр. / Ттехн.факт.,
где Ттехн.пр. –проектируемое время технологического цикла производства продукции, услуг; Ттехн.факт.- фактически достигнутая продолжительность технологического цикла производства продукции, услуг.
Коэффициент качества исполнения услуг (kк.у) :
kк.у. = Qсд. / Qобщ. ,
где Qсд. – количество заказов, сданных заказчику с первого предъявления ( без возврата на переделку, повторную обработку и т.п.); Qобщ. – общее количество выполненных заказов в анализируемом периоде.
Коэффициент использования производственной площади (ks):
ks= Pу/Sп,
где Ру- выручка от реализации продукции, услуг за анализируемый период, тыс.р.; Sп - величина производственной площади участка предприятия, м2.
Коэффициент расстановки персонала в соответствии с квалификацией ( kр):
kр = Rс /Rр ,
где Rс - средний квалификационный разряд рабочих ; Rр – средний разряд выполняемой работы.
Коэффициент квалификации менеджеров среднего и низового звена, занятых в управлении производством (kкв.м.) :
kкв.м. =Ч кв. / Ч общ.
где Ч кв. – численность менеджеров среднего и низового звена, имеющих профильное высшее или среднее специальное образование; Ч общ.- общая численность руководителей среднего и низового звена.
Существенную проблему для предприятий сервиса составляет сезонный спрос на различные услуги. Для измерения сезонных колебаний используют индексы сезонности, применяя различные статистические методы. При методе простой средней выводят индекс по средней арифметической как процентное отношение фактических (эмпирических) внутригрупповых уровней к теоретическим (расчетным) уровням, выступающим в качестве базы сравнения. При методе относительных чисел вычисляются индексы как процентные отношения данных за каждый период (квартал, месяц) к данным предшествующего периода. Устанавливают простую среднюю величину для каждого квартала (месяца) за период исследования.
Частные показатели оценки организации производственных и управленческих процессов могут использоваться как для анализа деятельности предприятий, так и для экономического обоснования выбора наиболее рациональных форм организации производства и труда. Более полный состав частных показателей представлен в рекомендуемой литературе [9, с.103-106].
Контрольные вопросы и тесты
Контрольные вопросы
1. Организация деятельности предприятий (необходимость организации; основные сферы организации; задачи, решаемые каждой составляющей организации).
2. Наделение предприятия правами в области проведения работ, связанных с организацией его деятельности.
3. Организация процесса производства продукции, услуг (основные направления работ и их краткая характеристика).
4. Назовите способы движения предметов труда по операциям, дайте краткую характеристику этим способам обработки деталей партиями. При каком виде движения длительность производственного цикла наименьшая?
5. Назовите основные принципы организации процесса выполнения операций. Кратко охарактеризуйте суть каждого из них. Приведите практический пример нарушения принципа пропорциональности.
6. Сущность основных процессов производства услуг для предприятий, оказывающих производственные и непроизводственные услуги.
7. Производственный процесс и процесс обслуживания при оказании услуг: основные понятия, краткая характеристика.
8. Организация обслуживания потребителей (роль организации в системе оказания услуг; факторы, влияющие на ее организацию; принципы организации).
9.Сущность организации процесса производства продукции (услуг) во времени. Производственный цикл (определение; структура и длительность цикла). Экономическое значение сокращения срока производства продукции.
10. Какие показатели характеризуют уровень организации основных процессов производства продукции, оказания услуг?
11. Сущность организации вспомогательных и обслуживающих процессов производства продукции, оказания услуг. Какие подразделения формируют производственную инфраструктуру? В чем выражается целесообразность эффективной организации указанных процессов?
12. Изложите суть организации выполнения ремонтных работ ( состав ремонтных работ, особенности организации на предприятиях сервиса).
13. Что представляет собой система планово - предупредительного ремонта? Какие нормативы используются при этой системе организации и планирования ремонта?
14. Обеспечение потребности в инструменте, особенности организации в сфере сервиса.
15. Изложите суть организации энергообеспечения предприятия (какие виды энергии потребляются; особенности организации энергоснабжения предприятия).
16. Какова необходимость создания ремонтных и энергетических служб на предприятиях? Приведите пример, характеризующий возможную структуру этих служб.
17. Особенности организации материально – технического обеспечения производства продукции, услуг.
18. Перечислите основные задачи и функции складского хозяйства предприятия, изложите суть его организации.
19. Основные направления совершенствования материально - технического обеспечения и складского хозяйства.
20. Изложите суть организации выполнения транспортных работ, выделите основные направления совершенствования этих работ. Какие виды транспорта используют сервисные предприятия?
21. Какова роль и место обеспечения качества продукции (услуг) в системе управления предприятием? Дайте определение качества продукции, услуги.
22. С какой целью разрабатываются стандарты? Какова роль потребителей и стандартов в повышении качества продукции, услуг?
23. Какие факторы влияют на качество продукции, услуг? Какие формы и методы контроля качества продукции, услуг используются на предприятии?
24. Какие показатели характеризуют качество услуги и качество обслуживания? Дайте экономическую оценку повышению (обеспечению) качества услуг.
25. Каким принципам организации контроля качества услуг должно руководствоваться предприятие?
26. Какова роль инноваций (нововведений) и какое влияние они оказывают на развитие предприятия?
27. Деятельность предприятия по организации работ, связанной с подготовкой производства и освоением новых видов продукции, услуг (основные виды работ по организации подготовки производства, их краткое содержание).
28. Организационно - экономическая подготовка производства (стадии проведения работ, показатели оценки экономической и социальной эффективности нового вида продукции, услуги).
29. Каковы сущность и основные цели организации труда на предприятии?
30. Перечислите и охарактеризуйте главные направления совершенствования организации труда на предприятиях.
31. Что такое разделение труда и какие его формы используются?
32. Какова роль организации и обслуживания рабочих мест в системе организации труда?
33. Что является содержанием работы по нормированию труда? Какие методы установления норм труда используются на предприятиях?
34. Какие трудовые нормы вы знаете? Какова зависимость существует между нормой времени и нормой выработки?
35. Каковы виды затрат рабочего времени включает норма времени? Охарактеризуйте виды затрат времени, входящие в состав нормы времени.
36. Как определить экономический результат от проведения мероприятий по совершенствованию организации труда? Основные показатели и методы их расчёта.
37. Какими правами располагает предприятие в области организации труда? На каких условиях осуществляется регулирование оплаты труда со стороны государства? На каких принципах строится организация труда?
38. Какие формы и системы оплаты труда используются в настоящее время?
39. Какие разновидности сдельной формы оплаты труда используется? Охарактеризуйте эти системы оплаты труда.
40. Повременная оплата труда и её разновидности. В чём причины расширения сферы применения этой формы оплаты?
41. Как образуется коллективный заработок в производственной бригаде? Какими могут быть объекты и методы распределения коллективного заработка?
42. Что такое тарифная система и какова её роль в организации заработной платы? Какие элементы включает в себя тарифная система? Что такое бестарифный вариант оплаты труда?
43. Что характеризует тарифно-квалификационный справочник? Какими нормативными документами может пользоваться предприятие при организации оплаты труда?
44. Какие виды доплат и надбавок используются на предприятиях? се
45. В чём особенности премирования как одного из направления стимулирования труда?
46. Текущее премирование: важнейшие элементы системы премирования; показатели и условия премирования.
47. Целевая задача работы с кадрами управления (методы, принципы и качество работы с кадрами).
48. Сущность и основные направления осуществления рациональной организации управленческого труда.
49. Организационные формы использования технических средств в управлении производством (назначение применения средств и организационных форм использования).
ТЕСТЫ
1. Какие из указанных направлений работ относятся к организации основного процесса производства продукции (услуг):
а) организация управления и труда;
б) организация освоения и подготовки к производству новых видов услуг;
в) организация только во времени;
г) организация только в пространстве?