Практика организации и проведение аккредитации журналистов (правовые основы, основные направления работы).

Работа пресс-службы осуществляется на основе документов, которые разработаны и утверждены руководством организации. Однако сами эти документы и деятельность пресс-службы в целом не могут противоречить общероссийским законам. В качестве примера предлагается Положение о пресс-службе мэрии г. Москвы ( см. Приложение №1).

Одной из функций пресс-службы органа власти является аккредитация СМИ. В Законе РФ "О средствах массовой информации" институту аккредитации посвящена специальная статья (ст. 48). Однако само понятие в законе не определено. Согласно словарям, аккредитация, аккредитование в переводе с латинского (acredere - оказывать доверие) использовались первоначально: 1) в международном праве - как процедура назначения и принятия (признания) представителя страны (организации) при иностранном государстве или международной организации, и 2) как процедура представления (признания полномочий) журналистов опять-таки при международных организациях (см.: Краткий словарь современных понятия и терминов. М., 1995; Словарь новых слов русского языка 1950-1980. С-Пб., 1995. Ожегов С.И., Н.Ю.Шведова. Толковый словарь. М., 1995). В дальнейшем это понятие стало использоваться как процедура признания полномочий журналистов применительно не только к международным организациям, но и к любым государственным органам, организациям, учреждениям, органам общественного объединения.

В соответствии со статьей 48 Закона "О СМИ" редакция имеет право подать заявку в государственный орган, организацию, учреждение на аккредитацию при них своих журналистов. Отметим, однако, что это не означает обязанность администрации, должностных лиц аккредитовать журналистов в соответствии с поданной заявкой.

Процедура аккредитации призвана регламентировать взаимоотношения СМИ с организациями, являющимися источниками информации, создавая более благоприятные условия для осуществления профессиональной деятельности журналистов. Соответствующие правила должны определять порядок аккредитации представителей средств массовой информации, основные формы работы с аккредитованными работниками СМИ в целях создания необходимых условий для обеспечения их информацией о деятельности аккредитующей организации.

В организации должно быть разработано и утверждено Положение об аккредитации СМИ, разработаны формы заявки .

Эти правила, как и любые нормативные акты, должны соответствовать российскому законодательству, не вступать в противоречие с принципами Конституции РФ, общепризнанными нормами международного права, Законом РФ"О средствах массовой информации", не могут ущемлять свободу массовой информации и права журналистов.

На практике происходит порой иначе. Нередко принятые в регионах правила нарушают права журналистов, предоставленные им федеральным законодательством. Идеи, которые закладываются в эти правила, порой имеют целью не облегчить журналистам доступ к информации, а расширить перечень ограничений их прав.

Основания для ограничений в аккредитации могут быть объективного характера. Так, у аккредитующей организации нет безграничных технических возможностей. Организационные трудности, отсутствие или неподготовленность помещения, отсутствие соответствующих условий для одновременной работы большого числа представителей средств массовой информации вынуждают устанавливать нормативы (квоты) при аккредитации журналистов. Однако при этом должны быть соблюдены принципы открытости и справедливости, позволяющие через различные СМИ обеспечить информацией все категории граждан, что в значительной степени определяется критериями, по которым происходит квотирование

В ходе развития пресс-служб сложилась практика аккредитации следующих видов:

  • постоянная (на весь срок объявленной аккредитации - для журналистов, постоянно освещающих деятельность аккредитующего органа и специализирующихся на этой тематике);
  • временная (ограниченная меньшим сроком для выполнения журналистами конкретного задания своих редакций по освещению работы аккредитующего органа);
  • специальная (при особом режиме мероприятия).

Некоторые руководители пресс-служб, опасаясь (по разным мотивам) повышенного интереса и критической оценки деятельности своих организаций со стороны СМИ, возражают против введения у себя аккредитации. Не желая создавать себе дополнительные сложности, они устанавливают различные барьеры на пути доступа к информации, используют организационные способы ее дозирования, устраивают своеобразную цензуру, осуществляя по своему усмотрению отбор "фаворитов" для предоставления информации.

Как показал анализ, пресс-службы и пресс-секретари зачастую не столько заинтересованы в обеспечении журналистов информацией, сколько в отстаивании интересов ведомств, которые они представляют. Фактически они выполняют функции не проводников информации, а ее фильтров.

Контрольные вопросы и задания.

1. Какова история термина «аккредитация СМИ»?

2. Существует ли правовая основа аккредитации СМИ в органах власти?

3. Каковы цели аккредитации СМИ в органах власти?

4. Какие формы аккредитации СМИ вы знаете?

5. Напишите проект Положения об аккредитации СМИ в мэрии . Проанализируйте текст и обсудите на семинаре.

6. Какие аргументы против аккредитации выдвигают правозащитники?

Пресс-служба Президента РФ

Пресс-служба Президента РФ была создана в 1995 году (см. О пресс-службе Президента Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации // Российская газета.1995.24 мая.).

Пресс-служба Президента РФ организует и проводит пресс-конференции, обеспечивает выступления Президента РФ в СМИ, организует его встречи с журналистами. Сообщения и заявления Президента для СМИ также готовит пресс-служба. Она же представляет главе государства обзоры СМИ, аналитические записки и справки по информационной деятельности и состоянию дел в медиасообществе.

Сегодня пресс-служба Президента РФ является самостоятельным подразделением администрации Президента, имеет статус управления, которое носит название «Управление пресс-службы и информации Президента РФ». В структуре четыре подразделения:

-отдел аккредитации и брифингов;

-отдел оперативной информации;

-отдел перспективного планирования;

-отдел фотодокументов.

Основными задачами Управления являются: · обеспечение реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий в области государственной информационной политики; · подготовка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам государственной информационной политики, формирования российского информационного пространства, а также участие по поручению Президента Российской Федерации в реализации указанных предложений; · предоставление средствам массовой информации сведений о деятельности Президента Российской Федерации, об издаваемых им актах, о заявлениях, выступлениях, встречах главы государства и других мероприятиях с его участием; · оперативное информирование Президента Российской Федерации о позиции средств массовой информации по поводу решений и выступлений главы государства, об откликах на них в средствах массовой информации; · организация информационного обеспечения государственных, официальных и иных визитов, официальных встреч, бесед, переговоров, рабочих поездок Президента Российской Федерации, а также других мероприятий с участием главы государства в Российской Федерации и за рубежом; · организация и обеспечение взаимодействия Президента Российской Федерации со средствами массовой информации. Основными функциями Управления являются: · координация работы пресс-служб федеральных органов исполнительной власти, а также должностных лиц указанных органов, ответственных за взаимодействие со средствами массовой информации, по освещению ими деятельности Президента Российской Федерации; · подготовка совместно с Управлением Президента Российской Федерации по внутренней политике предложений Руководителю Администрации Президента Российской Федерации о взаимодействии со средствами массовой информации, об информационной поддержке мероприятий, проводимых Администрацией Президента Российской Федерации; · организация пресс-конференций, интервью, других встреч Президента Российской Федерации с представителями средств массовой информации; приглашение представителей средств массовой информации для освещения мероприятий с участием главы государства; · обеспечение выступлений Президента Российской Федерации в средствах массовой информации; · распространение сообщений пресс-службы Президента Российской Федерации для средств массовой информации; · организация и проведение брифингов по различным вопросам деятельности Президента Российской Федерации; · подготовка для Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации обзоров публикаций и сообщений в средствах массовой информации, а также справок и аналитических материалов; · участие в перспективном и оперативном планировании мероприятий с участием Президента Российской Федерации; · участие в подготовке и проведении государственных, официальных и иных визитов, официальных встреч, бесед, переговоров, рабочих поездок Президента Российской Федерации, а также других мероприятий с участием главы государства в Российской Федерации и за рубежом в целях их освещения в средствах массовой информации; · взаимодействие с российскими и иностранными средствами массовой информации, а также с журналистами в целях объективного и в полном объеме освещения деятельности Президента Российской Федерации; · формирование через средства массовой информации объективного общественного мнения о деятельности Президента Российской Федерации; · подготовка совместно с другими самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации различных материалов для средств массовой информации о деятельности главы государства и проводимой им политике; · организация и обеспечение интернет-представительства Президента Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации в международной компьютерной сети "Интернет", координация соответствующей работы самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации; · организация по поручению Президента Российской Федерации проведения высшими должностными лицами брифингов и пресс-конференций; · обеспечение деятельности пресс-секретаря Президента Российской Федерации; · оказание по поручению пресс-секретаря Президента Российской Федерации в пределах своей компетенции консультативной помощи самостоятельным подразделениям Администрации Президента Российской Федерации; · мониторинг российских и зарубежных средств массовой информации; · сбор и анализ в пределах своей компетенции информации об основных событиях общественно-политического и социально-экономического характера в целях подготовки соответствующих докладов Президенту Российской Федерации и Руководителю Администрации Президента Российской Федерации; · доведение в пределах своей компетенции до сведения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и средств массовой информации основных направлений государственной информационной политики, определяемых Президентом Российской Федерации; · мониторинг информационного поля в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в стране и подготовка соответствующих предложений Президенту Российской Федерации и Руководителю Администрации Президента Российской Федерации; · участие в подготовке материалов для ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Выполнение возложенных функций предполагает определенные права и полномочия. Управление пресс-службы и информации может запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций и должностных лиц; пользоваться банками данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти; привлекать для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, в том числе на договорной основе. С 2004 года возглавляет Управление пресс-службы и информации Президента РФ Наталья Александровна Тимакова. Пресс-секретарь Президента Российской Федерации осуществляет общее руководство деятельностью Управления. Пресс-секретарь Президента также осуществляет организационное и информационно-аналитическое обеспечение деятельности Президента по вопросам информационной политики. Обеспечивает взаимодействие администрации Президента со средствами массовой информации. Координирует работу пресс-служб федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц по освещению деятельности Президента.  
Пресс-секретарем Президента РФ в январе 2004 года назначен Алесей Алексеевич Громов (работавший в администрации Президента на различных должностях с 1996 года).  

Контрольные вопросы и задания.

1.Когда создана пресс-служба администрации Президента РФ?

2.Какой статус имеет пресс-служба администрации Президента РФ?

3.Кто является пресс-секретарем Президента РФ?

4.Кто возглавляет Управление пресс-службы и информации Президента РФ?

5.Какова структура пресс-службы администрации Президента РФ?

6.Посмотрите по ТВ трансляцию пресс-конференции Президента РФ. Проанализируйте действия пресс-службы. Обсудите на семинаре.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Наши рекомендации