Итоговая контрольная работа по дисциплине
«Основы менеджмента»
Контрольная работа выполняется в виде практического задания в письменной форме и проводится по окончанию изучения дисциплины.
Цель: Проверить умение студентов использовать на практике метод анализа конкретных ситуаций («case-study»).
Процедура выполнения:
• выберите на оценку «5» - пять любых ситуаций (либо по выбору преподавателя), ответьте на поставленные вопросы в конце каждой из них;
• на оценку «4» - четыре ситуации;
• на оценку «3» - три ситуации
Ситуационное задание № 1
Из предложенного списка возможных поощрений отметьте те, которые вы рекомендовали бы к использованию для повышения мотивации работников.
Виды поощрений | Рекомендуется для поощрения | Рекомендуется использовать чаще |
1.Личные похвалы при личной встрече | ||
2.Публичное признание услуг | ||
3.Повышение оклада, назначение доплат и премий | ||
4.Расширение полномочий | ||
5.Предложение перспективной, интересной работы | ||
6.Предоставление отгулов | ||
7.Фотография на доске почета |
Вопросы:
1. Какие потребности удовлетворяют данные виды поощрений?
2. Объясните с позиции теории иерархии потребностей Маслоу, какие виды поощрений могут использоваться для удовлетворения потребностей?
3. Сделайте свой выбор, основываясь на теории двух факторов Герцберга.
Ситуационное задание № 2
Год назад в отдел сбыта на должность менеджера был принят новый сотрудник. Молодой человек был образован, эрудирован, обаятелен и быстро адаптировался в новом коллективе.
Ему была передана часть клиентской базы, но она была недостаточна для увеличения планового объема товарооборота. Необходимо было направить свои силы на поиск новых клиентов. Обладая средним уровнем развития коммуникативных навыков и недостаточным опытом работы, новый сотрудник едва справлялся со своими задачами. Он тратил значительно больше усилий на получение тех же результатов по сравнению с опытными менеджерами. Начальник отдела несколько раз указывал ему на просчеты и упущения в работе. Поскольку оплата труда зависит от объема продаж, то и заработок у него уменьшился по сравнению с теми, кто показывал лучшие результаты.
Вопросы:
1. Какими личностными и профессиональными качествами должен обладать менеджер?
2. Можно ли в данной ситуации уволить нового сотрудника?
3. Работа менеджера не удалась из–за неразвитости у него коммуникативных навыков. Каким образом это можно исправить?
4. Какова роль руководителя на разных стадиях развития конфликта?
Ситуационное задание № 3
Британская ассоциация торговцев игрушками назвала кубик Lego игрушкой XX столетия.
Датская компания Lego – один из самых крупных в мире производителей детских игрушек. Своим положением фирма обязана смелости Оле Кирка (основателя компании) и мудрости Готфреда Кирка (его сын). Они сформулировали главный принцип – игра должна будить воображение ребенка и подталкивать его к самостоятельным решениям. Первый кубик, проданный в 1949г., конструктивно не изменился, но очень изменился мир детей. Дети продолжают строить все, что им подсказывает воображение: дома, деревья, замки, дворцы, города. Реализуется принцип фирмы – поощрение игры и творчества.
В детях, как в зеркале, отражается то, что происходит во взрослом мире. Они растут в условиях экономики развлечений, насыщенной электроникой, им остро не хватает времени, их дни расписаны по минутам. Но основатель компании говорит: «Мир детей меняется, но сами дети – нет!».
Вопросы:
1. Влияние какого фактора внешней среды на фирму описано в ситуационном задании?
2. Какие другие пути повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции вы можете предложить?
3. Какую новую философию фирмы вы можете предложить в современных условиях?
4. На какой стадии жизненного цикла находится компания?
Ситуационное задание № 4
Еще 15-20 лет назад российских фирм, торгующих бытовой техникой, было немного. Сегодня этих фирм огромное количество, и очень известных, и не очень.
На конкурентоспособность организаций российского рынка бытовой техники влияют следующие параметры: известность фирмы, стабильность и стаж работы, надежность и цена выпускаемой продукции и комплектующих изделий, квалификация персонала и рекламная стратегия фирм.
Основные этапы оценки конкурентоспособности данных фирм и выпускаемых товаров:
- формирование основных параметров;
- определение уровней конкурентоспособности;
- построение матрицы оценки фирм-конкурентов;
- оценка конкурентоспособности фирм и выпускаемых товаров.
Вопросы:
1. Какие факторы внешней и внутренней среды влияют на деятельность данных фирм?
2. Охарактеризуйте основные методы подбора персонала для данных организаций?
3. Какие аспекты управления организацией можно отнести к стратегическим, а какие к тактическим?
Ситуационное задание № 5
Методика оценки конкурентоспособности хлебобулочных изделий учитывает наряду с маркетинговыми показателями качественные и экономические составляющие.
При формировании заказа работники торговли обобщают спрос потребителей, который учитывает стоимость продукта, потребительские предпочтения, известность производителя, имиджевые и функциональные свойства упаковки, состояние маркировки.
Особенность производства и потребления хлебобулочных изделий заключается в коротких сроках их реализации, поэтому особое внимание уделяется соблюдению графика поставок. Если канал продвижения товара включает в себя несколько уровней, хлебозаводы создают собственные сбытовые сети что позволяет снижать цену изделия.
Вопросы:
1. Охарактеризуйте субъекты рынка хлебобулочных изделий.
2. Способствует ли создание товаропроизводителем собственных сбытовых сетей увеличению их прибыли.
3. Постройте процедуру принятия управленческих решений по повышению доходности данного хлебозавода.
4. Каково распределение прав и ответственности в различных организационных структурах управления?
Ситуационное задание № 6
Фирма «Вологодский молочный продукт» известна как динамично развивающаяся, постоянно расширяющая сферу деятельности и имеющая хорошую деловую репутацию организация.
Менеджеры фирмы заключают договора с производителями на поставку продуктов питания, согласовывают цены, анализируют информацию о продвижении товара, учитывают изменение интересов и предпочтений покупателей, изучают эффективность системы управления. Существенную роль для организации играет упаковка продукции, внешний вид и сроки хранения получаемого товара.
На фирме отработана четкая система оформления заявок на молочную продукцию и соблюдения графика ее поставки. Краткосрочность реализации данной продукции требует мобильности, гибкости и немалых усилий менеджеров фирмы при определении объема и ассортимента заказа.
Свежая молочная продукция должна быть в магазине в наиболее посещаемый период времени.
Вопросы:
1. Какие показатели эффективности деятельности фирмы характеризуют успешность деятельности менеджеров по продажам?
2. Разработайте примерную должностную инструкцию менеджеров по закупкам.
3. Роль менеджеров в продвижении готовой продукции до потребителя.
4. Каковы могут быть стратегические маркетинговые цели данной фирмы?
Ситуационное задание № 7
В работе менеджера особую роль играет рациональность мышления. Диалектику мыслительного процесса современного российского менеджера можно охарактеризовать следующими чертами:
- умение понимать, принимать и использовать точки зрения, позиции и мнения, противоположные собственным, и одновременно приведение своей принципиальной линии;
- склонность к новым идеям и достижениям, способность рисковать;
- умение противодействовать неделовому нажиму сверху без попадания в оппозицию к руководству;
- умение не соглашаться, быть тактичным и вежливым в обращении;
- панорамность мышления (системность, широта и комплексность), профессионализм и демократичность.
Вопросы:
1. Согласны ли вы с данными положениями, можете ли их дополнить?
2. Какие черты современного менеджера вам необходимо в себе развивать?
3. Примените к данной ситуации решетку стилей руководства Р.Блейка и Д.Моутон.
4. Назовите основные меры по повышению эффективности менеджмента в организации.
Ситуационное задание № 8
Фирма занимается рекламно – посреднической деятельностью на рынке России. Реальность сегодняшнего дня диктует новые требования к работе менеджеров, работающих в сфере рекламного бизнеса. Успех или неудача товарной марки определяется степенью приверженности к ней покупателей. Эта степень зависит от субъективной оценки марки, которая формируется в сознании людей. Любую марку необходимо рассматривать с точки зрения эмоциональной реакции потребителей, которая включает их чувства, предпочтения, благоприятные суждения.
Фирма предлагает для любителей активного отдыха стеклопластиковые лодки и катамараны. Двухкорпусная конструкция делает ее непотопляемой за счет воздушных полостей внутри корпуса, заполненных пенопластом. Конкурентные преимущества – надежность и оптимальная цена.
Вопросы:
1. Помогает ли покупателю наличие привлекательного имиджа товарной марки воспринимать преимущества, отсутствующие у конкурентов?
2. Для какого сегмента потребителей предназначена данная продукция?
3. Помогает ли знание сильных и слабых сторон марки идентифицировать возможности и угрозы по отношению к ней?
4. Каковы признаки эффективного менеджмента?
Ситуационное задание № 9
Компания «Байкалфарм» вписала свое имя в историю экономического становления Республики Бурятия не только производственными успехами. Предприятие является одним из крупнейших благотворителей и меценатов республики.
По итогам прошлого года И. Матханов был признан республиканскими СМИ «Меценатом года». Он убежден, что социальная ответственность бизнеса – это не только налоги и новые рабочие места, но и благотворительность, которая должна стать нормой для каждого предпринимателя республики:
• поддержка в воспитании детей,
• создание хороших стартовых условий для молодежи;
• поддержка ветеранов, пенсионеров, создание современной, доступной лечебной помощи;
• спонсорская поддержка в проведении фестивалей, спортивных соревнований;
• организация выездов артистов и спортсменов на выступления в другие регионы России.
Вопросы:
1. Охарактеризуйте социальную ответственность и этику менеджера.
2. Основные подходы в управлении компанией генерального директора И.Э.Матханова.
3. Наблюдается ли взаимосвязь эффективной работы предприятия и социального положения работников?
4. Приведите примеры конкурентных стратегий. Какую основную конкурентную стратегию применяет «Байкалфарм»?
Ситуационное задание № 10
Работающее предприятие – это местное производство качественной продукции, это налоги в местный бюджет и социальные фонды, рабочие места и заработная плата. Руководитель фирмы имеет большой опыт работы на руководящих должностях и отлично знает основы менеджмента.
Для реализации разработанной на фирме программы «Ассортимент и качество» отдел сбыта формирует заявки оптовых покупателей, учитывает все их пожелания, приобретена оргтехника, налажен учет выпуска и сбыта продукции.
Отделу труда дано задание рассчитать фонд заработной платы сотрудников фирмы, было решено, что она должна состоять из трех частей:
-за выполнение должностных обязанностей;
-за выслугу лет с учетом фактора стоимости жизни;
-за достигнутые результаты в работе за прошедший период.
Вопросы:
1. Какое влияние оказывают факторы внешней среды на работу предприятия?
2. Какие меры должен предпринять менеджер, чтобы повысить активность труда подчиненных?
3. Основываясь на известные теории мотивации предложите свою систему материальных и моральных компонентов, определяющих динамику заработной платы в зависимости от достигнутых результатов.
Ситуационное задание № 11
Levi Strauss – старейшая и самая известная в мире компания джинсовой одежды. В 2003 году ей исполнилось 150 лет, а в феврале нынешнего отмечали 175-летний юбилей самого изобретателя джинсов – эмигранта из Баварии Леви Страуса. Не считая юбилеев, хороших новостей у компании Levi Strauss просто нет. Как замечает ее нынешний руководитель, Levi Strauss слишком долго почивала на лаврах. В 1990-е гг. на мировом рынке джинсов происходили серьезные перемены, а старейший их производитель – семейная уже в пятом поколении компания не реагировала на них и не приспособилась к новым вкусам покупателей. А между тем в 1990-е гг. джинсы снова оказались в фокусе моды. С одной стороны, дизайнерские компании, такие, как Prada, Lagerfeld или Versace, предложили своим покупателям дорогие и роскошные джинсы. С другой – на рынок вышли компании, предлагающие недорогие модели, такие, как европейские Hermes and Mauritz, Mango, Zara или американская GAP. В итоге конкуренты атаковали Levi Strauss с обеих сторон. Появились новые фасоны джинсов и материалы для них, и созданная почти 115 лет назад «501-я» модель Levi Strauss оказалась попросту старомодной. Кроме того, отмечают эксперты, Levi Strauss проспала возникшую моду на джинсы с заниженной талией, или как их еще называют, «на бедрах». Результат закономерен: всего за семь лет – с 1996 по 2003 гг. – ежегодный оборот компании Levi Strauss сократился почти вполовину, с 7 млрд. USD до 4 млрд., а ее доля на родном американском рынке – с 50% до 20%. Долги превысили 2 млрд. USD. Новому менеджменту пришлось прибегнуть к радикальным мерам. 26 сентября 2002 года было объявлено о закрытии всех заводов Levi Strauss в Северной Америке. Это серьезный удар по самому имиджу компании, всегда подчеркивавшей свою связь с американским образом жизни и активно критиковавшей за перенос производства в страны с более дешевой рабочей силой таких конкурентов, как Wrangler и Lee.
Тем не менее, в начале января была закрыта последняя фабрика Levi Strauss в США, а в ближайшие дни закроются еще 3 завода в Канаде. Общая численность персонала компании сокращается с 40 до 14 тысяч человек, а производство переносится в страны Азии, Южной Америки и Европы. И, наконец, чтобы переломить ситуацию, Levi Strauss создает новую марку Levi Strauss Signature, под которой будут продаваться более дешевые джинсы – в полтора-два раза дешевле традиционных моделей.
Вопросы:
1. Какие факторы маркетинговой среды не учла фирма Levi Strauss?
2. Какие демографические тенденции отмечаются сейчас в мире?
3. Какие действия, по вашему мнению, необходимо было предпринять фирме, чтобы сохранить свои позиции на рынке?
Ситуационное задание № 12
Поддельные товары
Вспомните концепцию социально-этичного маркетинга, для которого характерны следующие обязательные требования:
1. Основная цель предприятия должна состоять в удовлетворении разумных, здоровых потребностей потребителей в соответствии с гуманными интересами общества.
2. Предприятие должно быть постоянно занято поиском возможностей создания новых товаров, полнее удовлетворяющих потребности покупателей. Оно должно быть готовым к систематическому внесению в товары усовершенствований в соответствии с интересами покупателей.
3. Предприятие должно отказываться от производства и продажи таких товаров, которые противоречат интересам потребителей вообще и, особенно, если они могут причинить вред потребителю и обществу в целом.
4. Потребители, опираясь на собственные действия и общественное мнение, должны поддерживать только те предприятия, которые подчеркнуто проявляют заботу об удовлетворении нормальных здоровых потребностей носителей платежеспособного спроса.
5. Потребители, заботясь о сохранении и повышении качества жизни, не будут покупать товары таких предприятий, которые используют экологически нечистые технологии (даже для производства нужного обществу товара).
6. Предприятие должно создавать и внедрять в практику такие программы социально-экономического развития, которые служат не только интересам самого предприятия и его трудового коллектива, но и полезны для социального развития региона, в котором это предприятие функционирует.
Из сказанного выше следует вывод, что предприятие ответственно за результаты своей деятельности не только перед потребителями, но и перед всем обществом в целом. В связи с этим проанализируйте следующую ситуацию.
По информации Торгово-промышленной палаты РФ, доля фальшивой продукции в товарообороте России составляет примерно одну треть. Лидеры подделок – одежда и обувь (40%); парфюмерия, косметика, моющие средства (более 50%); алкогольная продукция (до 60%); рыбные и мясные консервы (35–40%); масло и маргарин (45%).
Вопросы:
1. Попробуйте найти объяснение сложившейся ситуации.
2. Есть ли в этом отчасти вина самих потребителей?
3. Что бы вы им посоветовали?
Ситуационное задание № 13
Привлекательные услуги пансионата «Нарочанский берег»
В пансионате «Нарочанский берег» над пляжем ярко светило солнце, ласково пригревая спину, монотонно шумели нарочанские волны, накатываясь на теплый песок, в небе носились шумливые чайки. Если на минуту закрыть глаза, то кажется, что ты на Черноморском побережье. А если открыть их снова, то понимаешь, что здесь гораздо приятнее и красивее. Ни на каком турецком берегу нет таких живописных сосен, такого удивительного воздуха, настоянного на янтарной смоле и ароматном целебном разнотравье. Это самая лучшая ингаляция! А по дороге от пляжа к пансионату (это всего метров пятьсот) — россыпи живительных ягод черники, земляники, малины, брусники, которых не заменят никакие «ревиты» и «аскорбинки».
В 2004 году пансионату исполнилось сорок лет. Вначале это был просто дом отдыха, но после чернобыльской аварии увеличилось число больных людей, и особенно детей. Пришлось изыскивать дополнительные средства, расширять инфраструктуру и обустраиваться в пансионат. Сейчас в пансионате есть физиотерапевтический кабинет, кабинеты светолечения, лазеромагнитотерапии (аппарат «Милта»), теплолечение, электрогрязелечение, низкочастотная импульсная терапия («Амплипульс»), многофункциональный аппарат «НЭТ-1», высокочастотная терапия («УЗТ-101»), магнитотерапия «Полюкс-101», ингаляционная терапия, иглорефлексотерапия с использованием музыкотерапии, зубоврачебный и массажный кабинеты, тренажерный зал, сауна. По путевкам здесь бывает за год около 6 тысяч человек, в том числе 3,5 тысячи детей, главным образом, из Гомельской области. Кроме того, пансионат принимает сотни отдыхающих на два-три дня или на неделю. Мест для всех желающих не всегда хватает. Поэтому руководство Федерации профсоюзов Беларуси приняло решение о вводе в эксплуатацию еще одного корпуса. Проектные работы по его реконструкции уже начаты. Поскольку пансионат работает круглый год, в нем оборудованы учебные классы, чтобы дети во время лечения в течение учебного года не отстали в учебе от сверстников. О том, насколько высок уровень организованного детского отдыха, свидетельствуют отклики учителей из Лельчицкого, Хойникского и других районов.
У руководителя пансионата есть хорошие заместители: по культурно-массовой, медицинской и хозяйственной работе. Поэтому самому не нужно тратить время, чтобы вникать во все мелочи организации питания, лечения, культурного досуга, комфортного проживания и т.д. Сам же директор работает здесь уже восемнадцать лет, является опытным менеджером и умеет организовать слаженную деятельность всего коллектива.
Недалеко от пансионата расположен сосновый бор. После ночного ливня лесная дорога усыпана желтыми лисичками, словно осенними листьями. Даже вездесущие коммерсанты, скупающие их по три доллара за килограмм, не в состоянии освоить все грибные запасы нарочанских лесов. Домой отдыхающие уезжают с вязанками грибов, высушенных на ветерке. В какой еще Турции найдешь такой деликатес! Отдыхают здесь не только белорусы, но и россияне, украинцы, казахи и многие другие. Свой выбор объясняют тем, что, во-первых, это гораздо дешевле, чем снимать дачу где-нибудь в подмосковном людском муравейнике. Во-вторых, в баре пансионата тебе могут пожарить с картошечкой твои же грибы или рыбу. Но поскольку рыбу не все ловят, в баре «Вечерний»' время от времени можно побаловаться угрем, которого здешние кулинары готовят отменно.
Бар «Вечерний», оформленный в стиле деревянного зодчества, наверное, не обошел стороной ни один отдыхающий не только «Нарочанского берега», но и соседнего санатория МВД «Белая Русь». Впрочем, эти здравницы живут как хорошие соседи. У них даже культурная программа общая. Сначала дискотека на открытой танцплощадке «Белой Руси». Потом, когда строгий милицейский режим предписывает сохранять полную тишину, все, не уставшие за день, переходят в «Нарочанский берег». Здесь даже сильнейший ливень не мешает веселиться на открытом воздухе, но под крышей не хуже, чем на знаменитом бразильском карнавале. Замечательные танцы, доброжелательные улыбки и обходительные, галантные кавалеры. После «Вечернего» многие отдыхающие отправляются на пляж пансионата, где в «Розовом фламинго» громкая музыка никому не мешает до глубокой ночи.
Ты стоишь у кромки прибоя, смотришь на поблескивающую в волнах луну, слушаешь замечательную музыку и понимаешь, что это берег, на котором тебя ждут, с которого не хочется уходить. Но уходить придется. Чтобы вернуться сюда снова.
Вопросы:
1. Насколько привлекательны предлагаемые пансионатом услуги для белорусского потребителя?
2. Какие приемы использует фирма для создания благоприятного общественного мнения?
3. Как Вы думаете, справляется ли пансионат с задачей обеспечения конкурентоспособности своих услуг?
Ситуационное задание № 14