Итоговая контрольная работа (икр)

Первый семестр, 2016/2017 г.

Система отчетности

Оценка работы студента осуществляется на основе учета рейтинговых баллов по результатам текущего и итогового контроля. Для получения зачета необходимо набрать не менее 41 балла. Если по дисциплине предусмотрен экзамен, для получения оценки «удовлетворительно» достаточно набрать 41 балл, «хорошо» – 61 балл, «отлично» – 81 балл.

Текущий контроль включает в себя две контрольные работы по текстам, оценку творческой работы, учет посещения занятий.

Итоговый контроль включает в себя итоговую контрольную работу и собеседование в экзаменационной форме по программе курса.

Текущий контроль

Контрольные работы по текстам

Специфика историко-литературного курса состоит в том, что условием выполнения его программы является прочтение довольно большого количества произведений. Кроме того, важно, чтобы произведения были прочитаны своевременно. Поэтому студентам предлагается понедельный график чтения, учитывающий объем и сложность произведений, входящих в список обязательного чтения. Проверка знания произведений осуществляется в форме контрольных работ (КРТ).

Список произведений для обязательного чтения:

К первой контрольной работе Ремарк. На Западном фронте без перемен Фицджеральд. Великий Гэтсби Хемингуэй. В наше время. Брехт. Добрый человек из Сычуани. Фолкнер. Шум и ярость Сартр. Мухи. Камю. Посторонний. Осборн. Оглянись во гневе Сэлинджер. Над пропастью во ржи Сэмюэл Беккет. В ожидании Годо Роб-Грийе. В лабиринте
Ко второй контрольной работе Набоков. Лолита Голдинг. Повелитель мух Фаулз. Башня из черного дерева Берджесс. Заводной Апельсин Борхес. Бескорыстный убийца Билл Харриган. Хаким из Мерва, красильщик в маске. Тлен, Укбар, Orbis Tertius. Пьер Менар, автор “Дон Кихота”. Лотерея в Вавилоне. Вавилонская библиотека. Сад расходящихся тропок. Смерть и буссоль. Юг. Бессмертный. Алеф Кортасар. Преследователь Гарсия Маркес. Сто лет одиночества Зюскинд. Парфюмер. Эко. Имя розы

График чтения и расписание контрольных мероприятий см. в таблице ниже.

Максимальная сумма баллов за каждую КРТ – 15. Вопросы формулируются в закрытой форме. Задание может состоять в том, чтобы по фрагменту опознать произведение, правильно определить время и место действия, перечислить главных героев и т.д.

Творческие работы (ТР).

Творческая работа по определению – создание нового. Ее результат должен не только свидетельствовать об определенном уровне усвоения материала, но и обладать самостоятельной ценностью. Наиболее простым способом достижения такого результата в учебном процессе может быть создание композиции из фрагментов художественных произведений, суждений критиков, справочной информации, аудио- и видеоиллюстраций, непосредственно относящихся к произведению или передающих колорит эпохи. Это могут быть кадры из экранизаций, книжные иллюстрации, мода, живопись, музыка, танцы эпохи. Можно подобрать фото и видеоматериалы, представляющие место действия или относящиеся к историческим событиям, образующим его фон.

Самостоятельная речь студента может занимать большее или меньшее место: наибольшее в сочинении типа эссе, сопровождаемом аудио- и видеоматериалами. Но и в тех случаях, когда представляемый текст состоит исключительно из цитат, автор должен быть в состоянии объяснить свой замысел и прокомментировать выбор элементов.

Выполнение ТР в форме эссе рекомендуется только тем студентам, которые вполне уверены в своем умении излагать мысль литературным языком и пишут без ошибок.

Минимальный формат, в котором может быть представлена ТР – постер, на котором размешены одно или несколько изображений, фрагменты из произведений и справочная информация. Работа может состоять из серии постеров, организованной тем или иным способом.

Проект может быть выполнен как индивидуально, так и в команде, при условии, что индивидуальный вклад каждого участника может быть оценен.

Разумеется, условием успешного выполнение проекта будет реальное знание произведения и контекста.

Выполненные проекты должны быть представлены на практических занятиях в конце семестра. Электронная версия проекта обязательна.

Тема, проект и состав исполнителей должны быть в обязательном порядке согласованы.

Посещение занятий

Стопроцентное посещение лекционных и практических занятий соответствует 10 баллам.

График работы

  Контрольные мероприятия График чтения
29 а – 4 с. Выбор и утверждение тем творческих работ Ремарк. На Западном фронте без перемен
5– 11 с. Фицджеральд. Великий Гэтсби
12 – 18 с. Хемингуэй. В наше время.  
19 – 25 с. Брехт. Добрый человек из Сычуани.
26 с. – 2 о.   Фолкнер. Шум и ярость  
3 – 9 о.   Сартр. Мухи. Альбер Камю. Посторонний.
10 – 16 о.   Осборн. Оглянись во гневе Сэлинджер. Над пропастью во ржи
17 – 23 о.   Сэмюэл Беккет. В ожидании Годо Роб-Грийе. В лабиринте
24 – 30 о. КРТ-1   Набоков. Лолита
31о. – 6 н.   Голдинг. Повелитель мух
7 – 13 н.   Фаулз. Башня из черного дерева Берджесс. Заводной Апельсин
14 – 20 н. Курсовая консультация Борхес. Рассказы. Кортасар. Преследователь
21 – 27 н. Практ. занятие 1 Гарсия Маркес. Сто лет одиночества
28 н. – 4 д. Практ. занятие 2 Зюскинд. Парфюмер.
5 – 11 д. Практ. занятие 3 Эко. Имя розы
12 – 18 д. Практ. занятие 4 КРТ-2  
19 – 25 д. Практ. занятие 5  
26 д. – 1 я.    
     

Итоговый контроль

Экзамен (зачет) по дисциплине проводится в два этапа.

Итоговая контрольная работа (ИКР).

Первый этап экзамена (зачета) – это письменная итоговая контрольная работа. Задание содержит 20 вопросов в закрытой и 5 – в открытой форме. Цель ИКР, главным образом, – проверка фактических знаний студентов в пределах программы. В задании будут, во-первых, вопросы на конкретное знание текста. Задания на конкретное знание текста будут только по тем произведениям, которые включены в обязательный минимум. Вопросы по текстам будут аналогичны тем, которые включены в семестровые КРТ. Во-вторых, значительная часть вопросов – это проверка конкретных историко-литературных знаний. Студент должен представлять себе содержание основных историко-литературных категорий; круг авторов, представляющих в данную эпоху ту или иную литературу; основную проблематику и круг произведений тех или иных писателей; иметь представление о важнейших литературных репутациях. Проверяться будет необходимый минимум фактических знаний в объеме программы. Для подготовки к ИКР достаточно учебника и лекционного материала. При этом ИКР не характеризует ни способность к творческой работе, ни способности мышления и самостоятельной интерпретации материала. Для этого предусмотрены другие формы работы, которые выполняются в течение семестра.

За ИКР можно получить до 40 баллов, в зависимости от количества правильных ответов на закрытые вопросы и качества ответов на открытые вопросы. Баллы, полученные за ИКР, добавляются к тем, которые были получены в течение семестра. Если набранных баллов недостаточно для получения желаемой оценки (зачета), проводится собеседование по дополнительным вопросам в обычной экзаменационной форме.

Экзаменационный минимум:

Историко-литературные вопросы в итоговой контрольной работе возможны по следующим разделам курса:

По учебнику «Зарубежная литература ХХ века» под ред. В.М. Толмачева (М., 2003):

Авангардистские течения в литературе ХХ века

Немецкая литература 1920-х–1940-х

Английская литература 1920-х–1940-х

Французская литература 1920-х–1940-х

Литература США между двумя мировыми войнами

Западная драматургия ХХ века

Французская литература второй половины ХХ века

Английская литература после 1945 г.

Литература США после 1945 г.

Немецкая литература после 1945 г.

Литература Латинской Америки в ХХ веке

Зарубежная поэзия ХХ века

Историко-литературные вопросы в итоговой контрольной работе возможны по творчеству следующих авторов:

Жан Поль Сартр.

Альбер Камю.

Сэмюэл Беккет.

Бертольд Брехт.

Генрих Белль.

Грэм Грин.

Уильям Голдинг.

Джон Фаулз.

Фрэнсис Скотт Фицджеральд.

Эрнест Хемингуэй.

Джон Стейнбек.

Уильям Фолкнер.

Джером Дэвид Сэлинджер.

Владимир Набоков.

Хорхе Луис Борхес.

Хулио Кортасар.

Габриэль Гарсия Маркес.

Умберто Эко.

Основные литературоведческие понятия и проблемы историко-литературного процесса, вопросы по которым могут быть включены в задание итоговой контрольной работы:

«Потерянное поколение»

Социалистический реализм

Модернизм

«Поток сознания»

«Новый роман»

Авангардизм

Дадаизм

Сюрреализм

«Автоматическое письмо»

Эпический театр

Ангажированность

Группа-47

Неореализм

«Сердитые молодые люди»

Движение битников

Театр абсурда

Магический реализм

Новый латиноамериканский роман

Утопия и антиутопия

Постмодернизм

Мифологизм, миф и литература ХХ века, современное мифотворчество

Идеи фрейдизма и литература

Литература и философия экзистенциализма

Литература и религия.

Литература и контркультура

«Левая идея» в литературе ХХ века

Литература и настроения либерального протеста («контестации») 1950–1970-х годов

«Массовая литература», литература и массовая культура

Наши рекомендации