По написанию курсовых работ
В специальной подготовке студента большую роль играет самостоятельно выполняемое им курсовое сочинение. Написание курсовой работы содействует более глубокому ознакомлению с предметом, способствует овладению рядом полезных умений и навыков, в частности, умению самостоятельно работать с источниками и литературой, приобретению необходимых навыков юридического анализа, а также четкому и ясному, в то же время научному, изложению своих мыслей, к тому же правильно оформленных (что позволит впоследствии справляться с написанием любых научных текстов. Работа над курсовым сочинением способна выявить творческие возможности студентов, стремление к самостоятельному размышлению, умение правильно организовать свой труд.
Работа над курсовым сочинением подразделяется на несколько этапов:
I. Выбор темы.
II. Общее ознакомление с проблематикой работы.
На этом этапе студент должен:
а) по вузовскому учебнику (лучше по нескольким) ознакомиться с курсом вцелом и своей проблемой в частности;
в) прочитать соответствующие статьи в справочной литературе;
б) вычленить круг необходимых источников, привлекая все доступные издания (в том числе хрестоматии);
г) ознакомиться с библиографией и составить картотеку необходимых для работы изданий – для этого стоит воспользоваться библиографическими списками, приложенными к вузовским учебникам, а также более подробными библиографическими указателями (библиографию работ по римскому праву, изданных в России с 1860 по 1996 гг. см. в журнале «Древнее право» № 1(2). 1997. С. 136-161. См. также Древняя Греция. Древний Рим. Библиографический указатель... /Сост. А.И. Воронков. М., 1961), при этом важно уже на этом этапе выработать навык правильной библиографической работы, выписывая названия нужных изданий на карточки, строго следуя правилам библиографического описания;
III. Систематическое изучение источников и литературы.
От первоначального общего ознакомления необходимо перейти к систематическому изучению всей группы источников и литературы, относящейся к теме. Здесь необходимо следовать хронологическому принципу: знакомясь с источниками, а затем (или одновременно) с работами современных исследователей, есть смысл начинать с более ранних материалов. Это даст возможность обнаружить преемственность, зависимость и новизну в изложении сменявших друг друга авторов. На этом этапе работы вычление основные проблемы, которые поднимались при рассмотрении темы до вас. Анализируя источники, подумайте, какую информацию они дают по вашей проблеме, какие проблемы, на которые дают ответ источники, не поднимались в историографии. Сделайте предварительный план работы, определив ее структуру. Анализируя материал источников и литературы, делайте необходимые выписки из источников и литературы, которые могут иллюстрировать пункты плана, одновременно происходит и уточнение плана. Завершая изучение источников и новейшей литературы, необходимо привести в систему накопленный материал: распределить выписки по пунктам плана, оценить обеспеченность источниками и литературой отдельных разделов плана и в связи с этим еще раз уточнить структуру будущего сочинения. Следует подумать над вопросами: все ли было учтено предшественниками? Все ли проблемы, затронутые этими предшественниками, разрешены? Что вызывает сомнение и в чем состоит смысл нового обращения к данной теме? Ответы на эти вопросы лягут в основу такого важного структурного элемента введения как актуальность темы. Прежде чем приступить к написанию работы необходимо дать себе ясный ответ, в чем должна состоять цель вашего сочинения.
IV. Написание работы.
Сколь бы ни было велико значение предшествующих этапов работы, решающим все же является последний — написание самого сочинения. Студенческая курсовая работа составляет в среднем 30–35 страниц компьютерного текста[1] и это должно служить основанием для расчета необходимого времени написания с тем, чтобы руководитель смог проверить сочинение и указать на имеющиеся недочеты. Крайний срок сдачи работы – летняя сессия. Систематичность написания предполагает обязательную работу по графику, который должен составить для себя каждый студент.
Следует помнить, что работа полностью оформлена лишь тогда, когда она имеет титульный лист, оглавление, когда все разделы снабжены надлежащими заголовками, когда помимо основной части имеются введение и заключение, когда к работе приложены список использованных источников и литературы и когда все листы пронумерованы (сверху, по центру; титульный лист и первая страница оглавления не нумеруются). Наибольшее затруднение у студентов вызывает написание введения, причем главной ошибкой является непонимание необходимости всех требуемых структурных элементов введения, поэтому остановимся на этом подробнее.
Написание введения.Введение – необходимый структурный элемент курсового сочинения, в свою очередь само введение включает в себя ряд обязательных составных частей. Следует придерживаться следующего порядка следования этих частей:
а) Актуальность темы, т.е. обоснование ее значимости – научной и политической;
б) Анализ источников с точки зрения внешней и внутренней критики;
в) Обзор литературы по исследуемому вопросу;
г) Методологическая основа работы;
д) Формулирование целей и задач работы;
е) Обоснование структуры работы.
Говоря о научной актуальности работы, прежде всего необходимо иметь в виду степень изученности темы, ее значение в рамках более общей проблематики или курса в целом, ее дискуссионность и наличие вопросов, нуждающихся в пересмотре.
Политическая актуальность темы определяется и обосновывается связью исследуемой проблемы с современностью.
Анализ источников, используемых для раскрытия темы должен включать в себя элементы внешней критики (происхождение источника, время составления, авторство, место написания, цели и обстоятельства составления источника) и внутренней критики (определение личности автора как представителя своей эпохи, его мировоззрения и профессиональной подготовки, полноты сведений, их достоверности и точности, степени информативности источника и ценности его информации).
Если имеется много источников, то нет необходимости делать обзор каждого из них отдельно. Автор должен систематизировать источники по видам, дав оценку как группе источников, так и отдельным источникам, составляющим ее. По завершении обзора источников необходимо подвести итог о состоянии источниковой базы.
В этой части введения необходимо сделать подстрочную ссылку, в которой пояснить каким изданием источника Вы пользуетесь. Это может быть:
а) отдельное издание текста источника:
Гай. Институции /Пер. Ф. Дыдинского М., 1997.
б) публикация источника всборнике текстов:
Институции Гая //Памятники римского права. Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М., 1997. С. 16-151.
в) публикация источника в собрании сочинений:
Платон. Государство //Платон. Собр. соч. в 4-х т. Т. 3. М., 1994.;
г) публикация источника в разного рода хрестоматиях и практикумах:
Законы XII таблиц //Хрестоматия по истории Древнего Рима. М., 1987. С. 44-53.
д) публикация источника в журнале:
Павел Юлий. Пять книг сентенций к сыну /Пер. Е.М. Штаерман //Вестник древней истории. 1974. № 3.
Историографический обзор имеет своей целью выявить степень разработанности проблемы в отечественной и зарубежной историографии и, следовательно, не может быть лишь простым перечислением ранее написанных монографий и статей. Материал обзора должен быть структурирован. Структура, как правило, выстраивается на основе проблемного или хронологического принципа (или проблемно-хронологического). В первом случае, литература группируется по основным проблемам курсового исследования. Во втором, посредством выделения этапов исследования рассматриваемой проблемы. Изученная специальная литература располагается по хронологии выхода в свет: сначала, например, обзор работ, написанных в XIX в., затем, в первой половине XX в. и т. д. При этом, конечно, эти работы в обзоре группируются по направлениям. Следует обратить внимание главным образом на труды тех авторов, которые внесли наибольший вклад в изучение данной темы, т.е. на тех, работы которых являются этапными. Остальные работы можно расположить вокруг этих фундаментальных исследований.
Обзор должен кратко ответить на вопрос: в какой мере тот или иной автор (или группа авторов) пытался решить и решил вопрос, вынесенный в заглавие курсовой работы.
Обзор литературы должен показать знание студентом истории изучения проблемы, умение критически рассматривать работы предшественников и обобщать сделанное ими. В ходе чего студент должен выявить те вопросы, что остались дискуссионными или неразрешенными. Именно они и должны привлечь внимание и стать основой исследования.
Прежде чем приступить к написанию текста обзора источников и литературы, полезно обратиться к опыту отечественных историков и юристов, прочитав подобные обзоры в монографических исследованиях или историографические работы.
Историографический обзор должен быть обязательно снабжен ссылками на используемую и цитированную литературу, цитирование выделяется кавычками. В конце обзора необходимо сделать вывод о состоянии изученности проблемы и имеющихся проблемах.
Методология работы. Слово методология происходит от греческого metodoV, что означает "путь исследования”, "способ познания". Методология имеет дело с основными понятиями исторической науки, составляющими в своей совокупности ее методологический аппарат. Их назначение состоит в том, что они организуют материал исторической науки, образуют исходный пункт и вместе с тем способы его исследования. "Под методологией какой бы то ни было науки, – писал Н.И.Кареев, – мы привыкли разуметь учение о ее методе или методах, то есть о тех путях, тех способах, при помощи которых данная наука разрешает свои проблемы".[2] Использованные в работе методы определяются целью и задачами исследования.
В определении целиработы намечается стратегическая программа всего исследования. Задачи намечают пути, средства и методы достижения поставленной цели. Решение всех поставленных задач в итоге должно обеспечить выполнение поставленной цели. Задачи формируются в форме вопросов, на которые необходимо ответить для раскрытия темы. Эти проблемы выносятся в название соответствующих глав курсового сочинения.
Структура работы вытекает из выдвигаемых целей и задач.
Объем введения не может превышать объема каждой из написанных глав (~ 10стр).
Написание основной части. Главную трудность при написании основной части, как правило, представляет неумение ставить проблему, раскрыть ее, опираясь на сведения источников и выводы, сделанные романистами, сделать необходимые выводы.
Выделение глав и параграфов. Выделение конкретных вопросов темы начинается еще в момент составления плана сочинения, затем уточняется и корректируется в процессе написания запланированных разделов и завершается в результате редактирования текста.
Обычным правилом разбивки курсового сочинения на разделы является выделение глав и параграфов. Принципы деления результатов исследования на части возникают в процессе углубленного анализа содержания и зависят от особенностей темы, характера собранного и изученного материала, цели и задач исследования. Можно указать три распространенных принципа определения разделов: хронологический, проблемный, проблемно-хронологический.
Хронологический способ используется при членении содержания, охватывающего длительный по времени развития исторический процесс, в котором наблюдаются качественные переходы изучаемого явления от одного этапа к другому с установлением временных границ. Таким образом, устанавливается внутренняя периодизация исторического процесса в пределах охватываемого хронологического периода. Определение научно обоснованной внутренней периодизации в развитии изучаемого события является важным условием разработки темы.
Проблемный порядок выделения глав и параграфов используется при многоплановом проявлении изучаемого предмета в границах небольшого по времени периода, когда явление характеризуется многими функциями и рассматривается с различных сторон. Проблемный порядок группировки вопросов темы исследования зачастую бывает не только предпочтительным, но и единственно возможным.
Следует заметить, что в выборе принципа членения текста сочинения на разделы определяющим является глубокое проникновение исследователя в содержание вопросов темы, хорошее знание источников и литературы. Принцип же подсказывается самим содержанием материала. Более того, насильственное применение принципа, объективно не вытекающего из особенностей содержания темы, вызывает непреодолимое сопротивление материала. Автор сочинения сразу поймет, что нужен иной подход. Так что до тех пор, пока материалы исследования не изучены, не продуманы и не освоены во всех деталях и основных идеях, составление окончательного плана текста по разделам не представляется возможным.
Каждая глава как самостоятельный сюжетный раздел сочинения должна представляться законченным произведением, имеющим вступление, изложение основного содержания в целом или по частям (параграфам) и выводы по материалам главы. Выводы в конце каждой главы дают возможность сформулировать итоги по отдельным этапам исследования и освободить общие выводы по работе в целом от второстепенных подробностей в "Заключении". Важно помнить, что каждая глава имеет право на существование как в системе всех других разделов сочинения (быть логически связанной с предшествующим и последующим разделами), так и отдельно от них в виде самостоятельного научного сюжета. Стройность и логичность построения текста, целеустремленность изложения содержания обеспечиваются строгим целевым назначением каждой главы или параграфа, когда каждый раздел является развитием общего содержания сочинения.
Правильное выделение глав и параграфов, умелое композиционное построение текста, тщательное продумывание заголовков и оформление выводов по разделам — все это в самом лучшем виде может характеризовать курсовое сочинение.
Следует обратить особое внимание на правильное оформление ссылок и примечаний. Краткие ссылки на источники целесообразно помещать прямо в тексте, непосредственно за цитатой или положением, которое прямо основывается на материале источников. В качестве примера приведем фразу с такой ссылкой: " Сами римляне понимали обязательство очень широко. Они считали, что любые отношения между людьми могут породить обязательство (D. 44.7.3)".
Cсылки на литературунеобходимо сносить в примечания внизу страницы. При этом следует строго соблюдать правила библиографического описания, указывать фамилию и инициалы автора, название работы, издание и том, место и год опубликования; для журнальной статьи, вслед на названием работы – через двойную косую черту (слэш) — наименование журнала, том, год и номер страницы или страниц, на которые делается ссылка.
При написании научного исследования допускается воспроизведение ссылкок из других изданий с указанием источника заимствования, например: Цит. по: Кучеренко Л.П. Общественная жизнь, быт и досуг древних греков и римлян. Учебное пособие. Сыктывкар, 1996. С. 10.
Если приводятся подряд ссылки на одно и то же издание, то во второй раз и далее вместо совпадающих сведений приводят слова "Там же", например:
Кофанов Л.Л. Обязательственное право в архаическом Риме. М., 1994. С. 10.
Там же. С. 119.
Если приводятся подряд ссылки на разные работы одного и того же автора, то во второй и последующих ссылках вместо совпадающих сведений приводят слова "Он же", например:
Штаерман Е.М. Расцвет рабовладельческих отношений в римской республике. М., 1964.
Она же. Римская собственность на землю // ВДИ. 1974. № 3.
Повторные ссылки на один и тот жедокумент приводят в сокращенной форме при условии, что все необходимые библиографические данные указаны в первый раз, а также допускается опускать концовки длинных названий, например:
– в первой ссылке:
Павлов А.А. Проблема происхождения патрициев и плебеев в отечественной историографии //Вестник Сыктывкарского университета. Сер. 8: история, филология, философия. Вып. 3. 1999. С. 8.
– во второй и всех последующих:
Павлов А.А. Проблема происхождения патрициев и плебеев... С. 10–11.
В повторных ссылках только на одну работу какого-либо автора допускается сокращать описание работы до фамилии автора, слов "Указ.соч." и номеров страниц, например:
– в первой ссылке:
Кулаковский Ю. Коллегии в древнем Риме. Киев, 1882. С. 13.
– в повторных ссылках:
Кулаковский Ю. Указ. соч. С. 18–19.
Однако если в работе встречается ссылка на другое исследование этого же автора, то этим правилом пользоваться уже нельзя.
Эти же правила распространяются и на цитирование работ на иностранных языках, только вместо "Там же" пишут "Ibid.", вместо "Он же" – "Idem.", а вместо "Указ. соч." – "Op. cit.". Например:
Jay M. The Dialectical Imagination. A History of the Frankfurt School and the Institute of Social Research, 1923-1950. Boston; Toronto, 1973. P. 284–285.
Ibid. P. 187.
Jay M. Op. cit. P. 282.
Образец вывода, сделанного по результатам исследованной проблемы, вынесенной в название главы:
"Итак, закон Петелия отменил долговое рабство, что означало и ликвидацию nexum как обязательственно-правового отчуждения res mancipi (в том числе и земельных сервитутов) под залог личности свободного человека. Закон ввел четкое разграничение между личностью должника (corpus), которая не могла быть залогом обязательства, и его имуществом (pecunia) или трудом (opera), являвшимися обеспечением долга....” (Цит. по: Кофанов Л.Л. Обязательственное право в архаическом Риме. М., 1994. С. 184).
Написание заключения. Заключение является обязательным структурным элементом курсовой работы. В нем подводятся итоги всего проделанного автором исследования, делаются выводы по проблеме в целом, поэтому эта часть работы не должна содержать цитат и ссылок на чье-либо мнение (это уже сделано в основной части), напротив автор должен вынести соответственное суждение по исследуемой проблеме в целом.
Не нужно думать, что заключение есть простой реферат сочинения, краткий пересказ того, что изложено в главах и параграфах. Строго говоря, содержание заключения и суммированное содержание глав и параграфов различаются не в количественном, а в качественном значениях. В процессе написания заключения происходит не механическое сокращение объема изложенных результатов исследования, а новое, на более высоком уровне проводимое осмысление научных результатов, продолжается процесс решения задач и достижения цели исследования, осуществляется завершающий этап исследования, абстрагирование от частностей до уровня теоретического обобщения. В то же время это не тезисы, которые требуют доказательства, а обоснованные научные положения, доказанные в главах. Таким образом, заключение, как и введение, является не вспомогательным разделом, а важной и ответственной частью курсовой работы.
Заключение оформляется различными способами, выбор которых зависит от характера конкретного материала, цели и задач исследования. Используются такие приемы, как реферативное обобщение в последовательности разделов сочинения, проблемное изложение итогов работы, обобщение содержания в порядке соподчиненности основных вопросов независимо от очередности их рассмотрения в главах, перечисление выводов и др.
Независимо от способа организации материалов, в заключении необходимо обеспечить некоторые позиции как обязательное условие отчета о проделанной работе:
1. Провести мысль о достижении цели и решении задач, сформулированных во введении;
2. Представить в выводах положения, указывающие на доказательство выдвинутых гипотез;
3. Сформулировать основные выводы;
4. Изложить предложения по дальнейшему научному освоению темы;
5. Дать рекомендации для научного или практического использования результатов;
6. Отметить позиции, в которых исследователем внесено нечто новое в науку или практику;
7. Обобщить главный научно-практический итог исследования.
Объем заключения трудно определить безотносительно к конкретной работе, однако, при выполнении всех перечисленных условий этот раздел составит, по-видимому, 1–3 страницы.
Следует иметь в виду, что не должно быть противоречий между выводами в главах и выводами в заключении. В то же время выводы заключения не могут быть дословным пересказом выводов к главам. Выводы из глав обобщаются при создании заключения, формулируются уже не на материале каждой отдельно взятой главы, а на базе результатов исследования всей темы в целом и, следовательно, на иной логико-познавательной основе, на более широком содержательном фоне, с иными возможностями к обобщению.
Список литературы составляется в строгом соответствии с требованиями и должен содержать сведения об источниках и литературе, использованных при составлении текстовых документов и быть пронумерован арабскими цифрами с точкой. Произведения в списке располагаются в алфавитном порядке.
Список использованных источников и литературы: 1. Источники 1.1. Гай. Институции/Пер. Ф.Дыдинского. М., 1997. 1.2. Платон. Государство //Платон. Собр. соч. в 4-х т. М., 1993. Т. 2. 1.3. Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога "Historia Philippicae" /Пер. с лат. А.А.Деконского и М.И.Рижского //Вестник древней истории. 1954. № 2-4; 1955. № 1. 1.4. Юстиниан Институции/ Пер. Д. Расснера //Памятники римского права. Институции Юстиниана. М., 1998. 2. Литература 2.1. Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. М., 1973. 2.2. Дождев Д.В. Римское частное право. М., 1996. 2.3. Покровский И.А. История римского права. СПб., 1998. 2.4. Слепцова Е.Н. Societates в римском классическом праве и в Гражданском кодексе Российской Федерации //Древнее право. № 2(5). 1999. С. 184-188. 2.5. Рудоквас А.Д. Юрисдикция епископского суда в области гражданского судопроизводства Римской империи в IV в. н.э. //Древнее право. № 1(3). 1998. С. 93-101. |
Следует обратить внимание на то, что сокращенное название города допускается только для Москвы (М.), Ленинграда (Л.), Петрограда (Пг.), Санкт-Петербурга (СПб.), остальные названия городов пишутся полностью (Харьков, Воронеж, и т.п.). Сокращение "том" (Т.), "часть (Ч.), "книга" (Кн.), "страница" (С.) всегда пишутся с заглавной буквы.
Советуем внимательно изучить приведенные образцы современного библиографического описания литературы и источников. Здесь важно понять и уяснить все, вплоть до знаков препинания. Необходимую консультацию по вопросам библиографии, имея в виду и грамотное составление подстрочного научного аппарата, и составление общего списка использованных источников и литературы, может дать научный руководитель.
СОДЕРЖАНИЕ Введение..................................................................................................................3 Глава I Законодательная деятельность Солона..............................................................18 Глава II Солон и становление демократического строя в Афинах...................................28 Заключение............................................................................................................39 Список использованных источников и литературы...........................................40 |
Министерство образования Российской Федерации Сыктывкарский государственный университет Юридический факультет Кафедра теории и истории государства и права Иванов Иван Иванович РИМСКОЕ ГРАЖДАНСКОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО (Курсовая работа студента I курса юридического факультета) Научный руководитель: Ст. преподаватель Павлов А.А. Сыктывкар 2002 |
Содержание
Введение.............................................................................................3
Планы семинарских занятий.............................................................4
Рекомендуемая литература................................................................31
Вопросы к экзамену...........................................................................32
Темы рефератов..................................................................................32
Методические указания по написанию курсовых работ................33
* Подробную библиографию работ по римскому праву изданных с 1860 по 1996 год можно найти в журнале «Древнее право» № 1(2). 1997. С. 136-161. Значительную подборку зарубежной библиографии см. Дождев В.В. Римское частное право. М., 1996. С. 611-644.
[1] Шрифт Tymes New Roman или Arial, 14 пт., полуторный интервал. Допускается выполнение работы на пишущей машинке или от руки.
[2] Кареев Н.И. Метафизик о "Методологии общественных наук" //Анналы. 1923. № 2. С. 267.