Охарактеризовать методы финансового прогнозирования

Дать определение финансового прогнозирования, описать его составляющие. Перечислить основные шаги прогнозирования потребности финансирования. Привести примеры применения методов финансового прогнозирования. Привести формулы расчета потребности суммы дополнительного внешнего финансирования.

В связи с планированием схемы финансовых потоков используется финансовый метод прогнозирования/

Задача - оценить финансовые последствия реализации той или иной стратегии.

Финансовое прогнозирование составляет основу для расчета планового бюджета технологической цепочки: прогноз реализации, план производства, прогноз запасов, календарь прямых материальных затрат, прогноз расходов и доходов предприятия, плановый баланс.

Начало финансового прогнозирования - прогноз продаж и соответствующих им расходов;

Конец и цель – расчет потребностей во внешнем финансировании.

Основные шаги прогнозирования потребностей финансирования:

1. Составление прогноза продаж различными доступными методами.

2. Составление прогноза переменных затрат.

3. Составление прогноза инвестиций в постоянные и текущие активы, необходимые для достижения необходимого объема продаж.

4. Расчет потребностей во внешнем финансировании и изыскание соответствующих источников с учетом принципа формирования рациональной структуры источников средств.

1 шаг делают маркетологи. 2-4 — за финансистами.

Инструменты: математические, статистические, статистико-математические - математическое моделирование, экспертные оценки, экстраполяцию, уравнения регрессии, динамическое программирование.

Методы финансового прогнозирования:

1) Бюджетный - основан на кон­цепции денежных потоков и сводится к расчету финансовой части бизнес-плана.

Бюджет –годовой финансовый план торговой организации и является формализованным изложением намерений руководства в отношении продаж, расходов и других финансовых действий на предстоящий год.

Бюджет - инструмент планирования, и контроля: в самом начале периода действия бюджет представляет собой план или норматив; в конце периода действия он служит средством контроля, с помощью которого руководство может определить эффективность действий и составить план мероприятий по совершенствованию деятельности торговой организации в будущем.

Общий (главный) бюджет: текущий бюджет (прогноз продаж (план сбыта), план закупок товаров со всеми сметами расходов и прогнозный отчет о прибылях и убытках) и финансовый бюджет (бюджет денежных средств и прогнозного бухгалтерского баланса)

Этапы бюджетирования:

- Подготовка прогноза продаж - по всем видам продаваемых товаров в стоимостном и в натуральном выражении на основании имеющихся договоров на поставку товаров, маркетингового анализа и анализа безубыточности; определяется кредитная политика на предстоящий год и рассчитывается график поступления денежных средств с помесячной разбивкой.

- Формирование плана закупок товаров - формируется исходя из прогноза продаж в натуральном выражении с учетом имеющихся остатков нереализованных товаров на начало прогнозного года и необходимости создания переходящих запасов товаров на следующий за ним год; прогнозируются себестоимость продаж, издержки обращения и полная себестоимость товаров; формируется график платежей, связанных с основной деятельностью торговой организации.

- Расчет бюджета денежных средств - формируется с помесячной разбивкой и состоит из:

а) раздела денежных поступлений, включающего в себя остаток денежных средств на начало периода прогнозирования, поступления денежных средств от покупателей и прочие денежные поступления;

б) раздела выплат, содержащего все денежные платежи, запланированные на прогнозируемый период;

в) раздела излишка или дефицита денежных средств, который показывает разницу между первым и вторым разделами, а также содержит остаток денежных средств на конец периода прогнозирования;

г) финансового раздела - покрытие дефицита денежных средств за счет различных источников внешнего финансирования (кредитов, займов, эмиссии ценных бумаг организации).

- Прогнозирование отчета о прибылях и убытках - на основании прогнозов продаж и себестоимости с учетом необходимости обслуживания внешних источников финансирования; определяются предполагаемые суммы налогов, которые необходимо выплатить в предстоящем году.

- Прогнозирование бухгалтерского баланса - корректировка статей бухгалтерского баланса за предшествующий (отчетный) год с учетом всех видов деятельности, которые предполагается вести в течение предстоящего года.

Достоинства метода: точный, подробный

Недостатки: трудоемкий, используется средними и крупными торговыми организациями.

2) «метод процента от продаж»(первая модификация) и «метод формулы»(вторая модификация).

Достоинства: простота и лаконичность.

Все вычисления делаются на основе трех предположений:

1. Переменные затраты, текущие активы и текущие обязатель­ства при наращивании объема продаж на определенное количест­во процентов увеличиваются в среднем на столько же процентов - и текущие активы, и текущие пассивы будут составлять в плановом периоде прежний процент от выручки.

2. Процент увеличения стоимости основных средств рассчиты­вается под заданный процент наращивания оборота в соответст­вии с технологическими условиями бизнеса и с учетом наличия недогруженных основных средств на начало периода прогнозиро­вания, степенью материального и морального износа наличных средств производства и т. п.

3. Долгосрочные обязательства и акционерный капитал берутся впрогноз неизменными. Нераспределенная прибыль прогнозиру­ется с учетом нормы распределения чистой прибыли на дивиден­ды и чистой рентабельности реализованной продукции: к нерас­пределенной прибыли базового периода прибавляется прогнози­руемая чистая прибыль (произведение прогнозируемой выручки на чистую рентабельность реализованной продукции) и вычита Охарактеризовать методы финансового прогнозирования - student2.ru Охарактеризовать методы финансового прогнозирования - student2.ru ются дивиденды (прогнозируемая чистая прибыль, умноженная на норму распределения чистой прибыли на дивиденды).

Чистая рентабельность реализованной продукции = Чистая прибыль /Выручка от реализации продукции

Чистая прибыль = Выручка от реализации продукции * Чистая рентабельность реализованной продукции

Результаты расчетов покажут - сколько пассивов не хватает, что­бы покрыть необходимые активы пассивами — это и будет потреб­ная сумма дополнительного внешнего финансирования. Рассчитать эту сумму можно также по формуле:

Охарактеризовать методы финансового прогнозирования - student2.ru

Формула свидетельствует, что потребность во внешнем финан­сировании тем больше, чем больше нынешние активы, темп при­роста выручки и норма распределения чистой прибыли на диви­денды, и тем меньше, чем больше нынешние пассивы и чистая рентабельность реализованной продукции.

Для ознакомления:

Пример: Заложим в прогностический баланс 5-процентную рентабель­ность продаж и 40-процентную норму распределения чистой при­были на дивиденды и рассчитаем потребность в дополнительном финансировании сначала на основе трех предположений, а затем — по формуле. Фактическая выручка — 20 млн. руб., прогнозируемая — 24 млн. руб., (темп прироста выручки — 20%, или 0,2). Расчеты сделаем для ситуации полной загрузки произво­дственных мощностей в отчетном периоде. Одновременно предположим для простоты, что основные активы для обеспечения нового объема продаж должны возрасти на 20% (т. е. на 0,2).

1. Составим прогнастический баланс на основе отчетного по «методу процента от продаж»

  Отчетный баланс Прогностический баланс
АКТИВ Текущие активы Основные активы   2,0 (10% выручки) 4,0 (20% выручки)   2,0 + 2,0x0,2 = 2,4 либо (24,0х0,1) = 2,4 4,0 +4,0 х 0,2 = 4,8 либо (24,0 х 0,2) = 4,8
БАЛАНС 7,2
ПАССИВ Текущие обязательства Долгосрочные обязательства Уставный капитал Нераспределенная прибыль   2,0 (10% выручки) 2,5 0,3 1,2   2,0 + 2,0x0,2 = 2,4 либо (24,0 х0,1) = 2,4 2,5 0,3 1,2 + 24,0x0,05--24,0x0,05x0,4 = 1,92
БАЛАНС 6,0 7,12

Потребность во внешнем финансировании: 7,2-7,12 = 0,08 млн.руб.

2. Теперь просчитаем потребность во внешнем финансирова­нии по «методу формулы»:

6,0 * 0,2 - 2 * 0,2 - 24,0 * 0,05 * (1 - 0,4) = 0,08 млн. руб.

Итак, чтобы обеспечить прогнозируемый объем продаж, требу­ются новые капвложения в сумме: (4,8 — 4) = 0,8 млн. руб. Одно­временно необходимый прирост оборотных активов должен со­ставить: (2,4 — 2,0) = 0,4 млн. руб. Прирост же текущих обяза­тельств: (0,4 млн. руб.) и нераспределенной прибыли: (0,72 млн. руб.), к сожалению, не в состоянии покрыть возрастание долго- и краткосрочных финансовых потребностей на (0,8 + 0,4) = 1,2 млн. руб. Образуется дефицит в сумме: (1,2 — 0,4 — 0,72) = 0,08 млн.руб.

Результаты сошлись трижды. Финансистам предприятия при­дется изыскать 0,08 млн. руб. собственных или заемных средств.

Наши рекомендации