Это,(1) помнится,(2) был портрет худого старика,(3) у него было странное лицо. А ещё я выбрал фотографию ночного города,(4) который был снят сверху.
13. Среди предложений 16—21 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 1—5 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
15.1.
15.2.
15.3.
Вариант 133
(1)Проснувшись, Ника сразу вспоминает о невыученной физике, и день начинается с ощущения враждебности окружающего. (2) Мать отдёргивает штору, распахивает окно, затопив комнату светом, блеском и свежестью майского утра. (3) Веселее, однако, от этого не делается: всякому понятно, что показное великолепие природы лишь прикрывает собою мрачную сущность мироздания.
(4)Стрелки часов неумолимо приближаются к восьми, а Ника, обиженная на весь свет, ещё пьёт свой чай.
– (5)Ну, всё, – говорит отец и, собрав бумаги, щёлкает замками «дипломата». – (6)Давай, Вероника, поехали…
– (7)Беги, –строго говорит мать, втайне любуясь дочерью.
– (8) Ничего не забыла?
– (9)Мамуль, я, кажется, не маленькая...
– (10)Ты можешь поторопиться? – раздражённо кричит с площадки отец. –(11)Каждое утро одно и то же!
(12)Ника с обиженным видом спускается за ним и садится в машину. (13)Подавив вздох, косится на отца, на его руки, уверенно лежащие на руле. (14)Вот уж кого, безусловно, не тревожат мысли о несовершенстве мироздания!
(15)Странно: вокруг так много взрослых, а поговорить по-настоящему не с кем. (16)Слишком у этих взрослых всё разложено по полочкам. (17)Быть троечницей – позор, серьёзной любви в школьном возрасте быть не может, человек без высшего образования –не человек…
(18)Отец в это же время посматривает вправо – на надменный девчоночий профиль в обрамлении тёмных волос: (19)« Сидит, молчит, о чём-то думает... (20)А о чём –поди узнай...»
– (21)Пап, а бывают женщины-академики? –вдруг спрашивает Ника.
– (22)А почему не бывает, у нас женщины равноправны.
– (23)Ну, это уж вообще... (24)Всю жизнь учиться! (25)Я думаю, это они от недостатка личной жизни.
– (26)Что-что?
– (27)Я читала про Елизавету Английскую, –уверенно объясняет она, –ту, раньше, при Марии Стюарт. (28)У неё было неблагополучно с личной жизнью, и поэтому она всю энергию вкладывала в государственные дела, в политику...
(29)На это у отца просто не находится что сказать. (30)«Какая, однако, взрослая девица», –удивляется и одновременно радуется он. (31)Но время ежеутреннего контакта с дочерью истекает, они приехали.
(32)А Ника, простившись с отцом и выйдя из машины, продолжает свой путь уже безо всякой уверенности. (33)Твёрдо она уверена лишь в том, что жизнь к ней немилостива и двойка по физике ей сегодня обеспечена.
(По Ю. Слепухину)*
*Слепухин Юрий Григорьевич – русский советский писатель, публицист. Автор 10 романов, 3 повестей, множества публицистических статей, писем. Романы о войне основаны на личных впечатлениях. В послевоенное время писал о семейных проблемах, о сложностях человеческих отношений, о трудностях взросления (романы «Киммерийское лето», «Южный крест» и другие).
2. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему Ника, обращаясь к родителям, называет их «мамуль» и «пап», а не «мама» и «папа» (предложения 9, 21)?» Такая форма обращения говорит …
1) о тёплых и непринуждённых отношениях между Никой и родителями.
2) о том, что дочь обижена на родителей и не расположена с ними всерьёз разговаривать.
3) о том, что дочь считает себя взрослой и общается с родителями снисходительно.
4) о неискренних, натянутых отношениях между дочерью и родителями.
В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено в тексте содержанию первого?
1) (1) Проснувшись, Ника сразу вспоминает о невыученной физике, и день начинается с ощущения враждебности окружающего.
(2) Мать отдёргивает штору, распахивает окно, затопив комнату светом, блеском и свежестью майского утра.
2) – (8) Ничего не забыла?
– (9) Мамуль, я, кажется, не маленькая...
3) – (21) Пап, а бывают женщины-академики? – вдруг спрашивает Ника.
– (22) А почему не бывает, у нас женщины равноправны.
4) (31) Но время ежеутреннего контакта с дочерью истекает, они приехали.
(32) А Ника, простившись с отцом и выйдя из машины, продолжает свой путь уже безо всякой уверенности.
Как характеризует героиню информация, заключённая в предложениях 21–28?
1) Ника ленива, нелюбопытна и не стремится узнать что-либо новое о мире и жизни.
2) Ника – уверенный в себе человек, для неё не существует нерешённых вопросов.
3) Ника – пытливый человек, она многое обдумывает и старается понять в жизни.
4) Ника поверхностна, легкомысленна и интересуется только личной жизнью знаменитостей.
Как отец относится к Нике?
1) Отец слишком строг с Никой и часто понапрасну кричит на неё.
2) Отцу хочется лучше понять дочь, но он не знает, как это сделать.
3) Отец лишь формально выполняет свой родительский долг перед дочерью, не вникая в её проблемы.
4) Отец привык относиться к дочери как к ребёнку и не хочет замечать, что она уже повзрослела.
Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему Нике «сущность мироздания» представляется мрачной?»
1) Ника рискует опоздать в школу, и настроение у неё невесёлое.
2) Ника считает, что родительская опека – это то, что мешает жизни быть великолепной.
3) Нике предстоит всю жизнь учиться, и это ей не нравится.
4) Ника считает, что ей не с кем из взрослых разделить свои неудачи, заботы и сомнения.
3. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является фразеологизм?
1) – (5) Ну, всё, – говорит отец и, собрав бумаги, щёлкает замками «дипломата».
2) (12) Ника с обиженным видом спускается за ним и садится в машину.
3) (16) Слишком у этих взрослых всё разложено по полочкам.
4) (30) «Какая, однако, взрослая девица», – удивляется и одновременно радуется он.
4. Из предложений 15–16 выпишите образованное приставочно-суффиксальным способом наречие, в котором правописание приставкизависит от суффикса.
5. Из предложений 31–33 выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется правилом правописания краткой формы страдательных причастий прошедшего времени.
6. Замените просторечное слово ПОДИ в предложении 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание МАЙСКОГО УТРА в предложении 2, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 9.
9. Среди предложений 5–9 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
Среди предложений 27–31 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
10. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.