Рыночный механизм саморегулирования.
Антиинфляционная политика
Антиинфляционная политика — это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленный на подавление инфляции.
1. Дефляционная денежно-кредитная политика (регулирование спроса) осуществляется путем ограничения денежного спроса следующими методами: повышением налогообложения в целях роста дохода бюджета и сокращением покупательной способности населения; сокращением государственных расходов, повышением учетной ставки банков, сокращением спроса на кредит и рост сбережений; повышением нормы обязательных резервов; реализацией ЦБ государственных ценных бумаг, приносящих фиксированный доход.
2. Политика доходов означает установление параллельного контроля за ростом цен и заработной платы путем полного их замораживания или установления пределов их роста.
3. Политика индексации означает индексацию потерь экономических субъектов из-за обесценивания денег. Правительство РФ периодически индексирует пенсии, стипендии, пособия, заработную плату, однако из-за отсутствия средств это осуществляется без необходимой увязки с ростом цен как по времени, так и по величине возмещаемых потерь. Поэтому проводимая индексация не всегда оказывает существенное влияние на уровень жизни.
4. Политика стимулирования расширения производства и роста сбережений населения.
16 Общественное производство. Его сущность и цели.
В ходе эволюционного развития экономической науки было доказано, что основой жизни человеческого общества является производство. В самом общем виде производство определяется как целесообразная деятельность людей, направленная на преобразование предметов природы в соответствии с их потребностями.
Результатом процесса производства является создание материальных и нематериальных благ, выступающих средством удовлетворения разнообразных человеческих потребностей.
По мере развития разделения труда, совместной деятельности людей производство приобретает общественный характер, т.е. оно получает новое качество:
во-первых, весь процесс производства осуществляется уже не изолированными субъектами, а в обществе, на основе разделения труда;
во-вторых, всем участникам (субъектам) процесса производства нужно постоянно решать, на каких условиях они будут производить тот или иной продукт, на каких принципах он будет распределяться, как будет осуществляться обмен «личными» долями произведенного продукта и в каких формах он будет потребляться.
С учетом этих обстоятельств можно говорить о термине «производство» в двух смыслах:
в значении особой, самостоятельной, исходной и главной фазы в экономике («собственно производство»), т.е. как непосредственный процесс создания благ в определенный период;
в значении «общественного производства», когда собственно производство, распределение, обмен и потребление рассматриваются как неотъемлемые элементы (стадии) в системе производства.
17Процесс производства. Процесс общественного производства
Производство как процесс общественного труда состоит из следующих фаз: непосредственно производства, распределения, обмена, потребления. Оно последовательно проходит все эти фазы и одновременно находится в каждой из них в определенный момент.
Важной характеристикой производства является его двойственность. В каждый определенный момент в процессе производства создаются блага, т. е. имеет место труд и осуществляются его затраты, и таким образом происходит формирование стоимости произведенных благ. С точки зрения создания конкретных благ (полезностей) процесс производства является производительной силой, которая сама себя создает. Когда он
связан с формированием стоимости продукции, проявляющейся в обмене затратами труда, воплощенными в различных благах с целью их присвоения, этот процесс выступает как развертывание определенных экономических производственных отношений (социально- и организационно-экономических).
Процесс производства — это взаимодействие производительных сил и производственных отношений, находящихся в противоречивом единстве, но относительно автономных в своем развитии. Последнее может быть как эволюционным, так и скачкообразным. Характерной чертой производства как процесса является также сочетание в нем элементов развития и функционирования, т. е. непрерывного его повторения, в ходе которого создаются предпосылки для развития. Нарастание количественных изменений во время функционирования производства делает возможным переход на новый качественный уровень, на котором снова-таки обеспечивается более эффективное функционирование.
Важной особенностью процесса производства является создание не только материальных, но и нематериальных благ и услуг, значение которых в современных условиях возросло.
Понятие общественного производства
Понятие общественного производства является одним из всеобщих
определений общества, однако оно не тождественно понятию общест-
венной жизни. Процесс общественного производства людьми своей
жизни, включает в себя прежде всего материальное производство,
ибо без производства и воспроизводства материальных условий и
средств жизни невозможна сама жизнедеятельность людей во всем ее
многообразии. Этим и обусловлена определенная, конституирующая
весь многообразный процесс общественной жизни роль материального
производства. Однако признанием и разъяснением данного принципи-
ального положения социально-философской теории марксизма тема
"производство и общество" вовсе не исчерпывается. Производство
общественной жизни включает в себя также и духовное производство
("производство сознания"), производство людей, как общественных
индивидов и производство "самой формы общения" (К.Маркс), т.е.
определенного типа социальной связи людей. Короче, в отличие от
чисто экономического толкования сущности производства, философс-
кий подход позволяет рассмотреть последнее как производство об-
щественной жизни, выражение органической целостности человечес-
кой деятельности.
18.Рынок и его виды.
Рынок — экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена. На данный момент существует бесконечное множество видов рынков: материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информационного и интеллектуального (духовного) продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочих мест и рабочей силы; по масштабам охвата территории: от регионального, до мирового; а также легальные (официальные) и нелегальные (теневые, черные) рынки.
рынок как механизм ("большой" рынок) состоит из отдельных ("малых") рынков - капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д. "Малые" рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции (товаров и услуг).
Экономические агенты возникают на "большом" рынке как собственники экономических ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей, знаний). Через соответствующие рынки они продают фирмам свои ресурсы, получая за это доходы.
Производители используют приобретенные ресурсы для организации производства продукции, которую затем продают на рынках продукции. Здесь она приобретается потребителями за их доходы.
Любой рынок можно дробить на все более узкие. Так, если в рынках ресурсов выделить рынок труда, то он, в свою очередь, состоит из рынков по группам специализаций (машиностроители, работники транспорта, финансисты и т.д.) и по отдельным специальностям.
Выделяют следующие виды рынков:
1. Рынок продовольственных товаров - используется для торговли продуктами питания и продовольствием.
2. Рынок промышленных товаров - применяется для приобретения товаров народного потребления.
3. Рынок услуг - здесь приобретают бытовые, жилищно-коммунальные и услуги по перевозке.
4. Рынок недвижимости - используется для проведения сделок по купле-продаже недвижимости.
5. Рынок средств производства - продажа средств производства.
6. Рынок денег - продажа и покупка валют, ценных бумаг или фондовый рынок.
7. Рынок капитала и инвестиций - средства для строительства, расширения и проведения реконструкции.
8. Рынок рабочей силы - на данном рынке продается и покупается рабочая сила.
9. Рынок инноваций - на нем ведется торговля техническими и экономическими изобретениями.
Традиционно микроэкономическая теория разделяет четыре основных типов рыночных структур: совершенной конкуренцией, монополистической конкуренцией, олигополией и монополией.
Классификацию четырех основных рыночных структур традиционно производят при помощи четырех структурных переменных: однородность продукции, количество фирм, легкость входа и выхода, контроль над ценами (табл. 1).
19.Спрос. Закон спроса.
Спрос - это количество товаров, которое покупатель хочет и может купить за определенный период времени (платежеспособная потребность). Объем спроса, или спрос надо отличать от объема покупок. Объем спроса определяется только поведением покупателей, объем покупок - как покупателями, так продавцами.
Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Закон окончательно сформулирован в 1890 году Альфредом Маршаллом.Закон спроса — выражение обратной зависимости величины спроса на определенный товар (Qd)от уровня цен на него (р) — при прочих равных условиях; следовательно,
Обратное соотношение между величиной спроса и ценой обусловлено действием принципа убывающей предельной полезности, а также эффектами дохода и замещения.
Закон спроса может быть выражен графически в виде «кривой спроса», имеющей отрицательный наклон. Изменения величины спроса на товар приводят к перемещению из одной точки в другую по линии устойчивого спроса вследствие роста или снижения цены на данный товар. Сдвиги кривой (т. е. изменения самого спроса) происходят под воздействием неценовых детерминант, рассматриваемых как «прочие равные условия»,то есть как постоянные величины.
20.предложение .закон предложения
Товаропроизводители исходят из потребностей людей и производят товары и услуги, продаваемые на рынке. Следовательно, совокупность товаропроизводителей обеспечивает людям удовлетворение их платежеспособного спроса, т. е. формирует предложение. Предложение — желание и способность производителей (продавцов) предоставлять товары для продажи на рынке по каждой возможной цене в каждый данный момент времени. Способность предоставлять товары связана с использованием ограниченных ресурсов, поэтому эта способность не столь велика, чтобы удовлетворить все потребности всех людей, ведь совокупные потребности, как известно, безграничны.
Объем предложения зависит от объема производства, но две эти величины не всегда совпадают. Величина предложения не тождественна объему произведенной продукции, поскольку обычно часть произведенной продукции потребляется в рамках предприятия (внутреннее потребление) и на рынок не предоставляется. С другой стороны, существуют различные потери при транспортировке и хранении товаров (например, естественная убыль).
На количество товара, которое фирма желает произвести, оказывают воздействие многие факторы, основные из которых следующие: цена самого товара; цена ресурсов, используемых в производстве данного блага; уровень технологий; цели фирмы; величины налогов и субсидий; ожидания производителей. Таким образом, предложение — функция многих переменных, но нас, прежде всего, интересует характер зависимости между величиной предложения и ценой товара при неизменности остальных факторов, способных оказать воздействие на предложение.
Между ценой и количеством предлагаемого товара существует положительная (прямая) зависимость: при прочих равных условиях с повышением цены возрастает и величина предложения, и наоборот, снижение цены сопровождается при прочих равных условиях сокращением объема предложения. Эта специфическая связь называется законом предложения.
21. Механизмы рыночного саморегулирования.
Рыночный механизм саморегулирования.
В условиях товарно-рыночного хозяйства специфической формой согласования хозяйственных пропорций служит меновая стоимость продуктов.
Поэтому в рыночной экономике закон пропорционального развития народного хозяйства выступает как закон равновесия макроэкономического спроса и макроэкономического предложения.
Этот закон стал действовать в полной мере в условиях классического капитализма когда господствовала свободная конкуренция. Такие условия, как известно, были в XVIII-XIX вв. в Англии. Не случайно механизм рыночного регулирования национального хозяйства впервые теоретически изучил А. Смит. В знаменитой книге "Исследование о природе и причинах богатства народов" он выдвинул и обосновал три фундаментальных положения о механизме рыночного регулирования.
Первое положение - о невмешательстве государства в регулирование рыночной экономики. Этот принцип получил формулировку "laissez faire" ("Пусть все идет своим чередом", франц.). В книге о богатстве народов А. Смит четко определил все виды государственных расходов: на оборону страны, на отправление правосудия, на некоторые общественные работы и общественные учреждения (для содействия торговле и поощрения ее, для образования). Как видим, в государственных расходах не указаны затраты на развитие производства и управление экономикой. Если государство не является макрорегулятором, то, спрашивается, кто (или что) является им?
Второе положение - о "невидимой руке", которая как бы "подталкивает" всех частных производителей товаров и услуг к действиям на благо общества. По словам А. Смита, заботящийся о собственной выгоде предприниматель "невидимой рукой" направляется к цели, которая вовсе не входила в его намерения.
Невидимой рукой" является, разумеется, рынок. Каждый товаропроизводитель, стремясь удовлетворить какой-то конкретный платежеспособный спрос, тем самым материально заинтересовывается в общем деле удовлетворения совокупных потребности общества.
Третье положение - о механизме рыночного саморегулирования. Этот механизм включает прямые и обратные экономические связи между товарным производством (предложением товаров) и рыночным спросом.
Прямая связь выражается в том, что производство (предложение) товаров предопределяет спрос. Все частные, независимые друг от друга предприниматели самостоятельно решают проблемы, касающиеся потребностей (спроса) покупателей: что, как и для кого производить. Однако в условиях классического капитализма единоличные производители, не способные повлиять на рыночные цены, действуют как бы вслепую, не зная реальных покупателей и их запросы. Поэтому стихийно складывающаяся связь между производством (предложением) и спросом может Нечасто давать "сбои", не достигая прямо поставленной цели.
Всех товаропроизводителей выручает обратная связь, идущая Ц от рынка к производству. Такой связью служит система рыночных цен, постоянно посылающая сигналы-информацию о соотношении спроса и предложения. Эта информация позволяет вносить поправки в производственные действия предпринимателей:
Цены переключаются на выпуск таких товаров, которые пользуются повышенным спросом и являются более выгодными.
Между тем А. Смит не ответил на важный вопрос: как обеспечивается равенство объемов спроса и предложения в масштабах страны. Эту проблему попытался разрешить французский экономист Ж.Б.Сей, считавший себя последователем английской классической политической экономии. Он сформулировал «закон рынка», согласно которому рыночный обмен товара на товар устанавливает равновесие предложения и спроса. Ж. Б. Сею \ приписывают изречение: "предложение порождает свой собственный спрос".
Однако "закон Сея" безусловно верен только для бартерной К Торговли (обмена товара на товар без денег). Когда же имеет место обращение товар-деньги-товар, то чаще всего не устанавливается автоматическое равенство объема предложения и объема спpoca. Например, продавец, получивший за реализованный продукт деньги, может обратить свободные деньги в сбережения. Значит, сбережения подрывают равенство предложения со спросом.
Неоклассики предприняли попытку "спасти" закон рынка Сея. Они рассуждали так. Население с выгодой для себя обращает сбережения в инвестиции. Люди знают, что на денежном рынке сбережения за определенный банковский процент преобразуются в производственные капиталовложения. Причем ставка процента как бы "следит" за тем, чтобы сделать выгодным обращение сбереженных денег в инвестиции. Иначе говоря, уровень процента (который устанавливается в зависимости от соотношения предложения денег и спроса на них) саморегулирует и уравнивает объемы сбережений и объемы инвестиций.
22. Конкуренция и монополия
Конкуренция (лат. concurrentia, от лат. concurro — сбегаюсь, сталкиваюсь) — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. В соответствии с Законом РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
С экономической точки зрения, конкуренция рассматривается в 3 основных аспектах:
Как степень состязательности на рынке;
Как саморегулирующий элемент рыночного механизма;
Как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.
Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.
Черты совершенной конкуренции не присущи ни одной из отраслей в полной мере. Все они могут лишь приближаться к модели.
Признаками идеального рынка (рынка идеальной конкуренции) являются:
отсутствие входных и выходных барьеров в той или иной отрасли производства;
отсутствие ограничений на количество участников рынка;
однородность одноименных представленных продуктов на рынке;
свободные цены;
отсутствие давления, принуждения со стороны одних участников по отношению к другим
Создание идеальной модели совершенной конкуренции является чрезвычайно сложным процессом. Примером отрасли, близкой к рынку совершенной конкуренции, может служить сельское хозяйство.
Несовершенная конкуренция
Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка.
Признаками несовершенной конкуренции являются:
демпинговые цены
создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров
ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам)
использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации
распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров
замалчивание важной для потребителя информации
Потери от несовершенной конкуренции:
неоправданный рост цен
увеличение издержек производства и обращения
замедление научно-технического прогресса
снижение конкурентоспособности на мировых рынках
падение эффективности экономики.
Монополия — исключительное право на что-либо. Применительно к экономике — исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель — извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям.
Модель монополии:
единственный продавец;
отсутствие близких продуктов-заменителей;
диктуемая цена.
Следует отличать естественную монополию, то есть структуры, демонополизация которых либо нецелесообразна, либо невозможна: коммунальное хозяйство, метрополитен, энергетика, водоснабжение и др.