Экономическая стратегия и торговая политика предприятия
Oсновные направления деятельности предприятия
К основным направлениям деятельности предприятия относятся:
− диагностика финансового состояния предприятия;
− разработка учетной и кредитной политики;
− управление оборотными средствами, дебиторской и кредиторской задолженности и другими средствами краткосрочного финансирования;
− выработка амортизационной и дивидендной политики.
Привлечение заемного капитала может быть целесообразно не только при недостатке собственного капитала, но и в случае такого повышения рентабельности последнего, когда эффект от вложения средств - может быть значительно выше, чем процентная ставка за кредит.
Общий план работы финансовой службы в этом направлении следующий:
− рассчитать потребность в заемных средствах (при ее отсутствии — возможную выгоду от привлечения средств)
− выбрать кредитную организацию, учитывая наличие лицензии, размер процентной ставки, способа расчета (сложным или простым процентом), сроки погашения, формы выдачи кредита, репутацию на рынке ценных бумаг, условия пролонгации кредита и т.д.
− составить план погашения заемных средств, рассчитать процентную сумму с учетом порядка налогообложения прибыли.
Управление оборотными средствами, дебиторской и кредиторской задолженностью и другими средствами краткосрочного финансирования. От эффективности управления оборотными средствами напрямую зависят рентабельность предприятия и вероятность неплатежеспособности предприятия. Это одна из трудных и повседневных задач финансовой службы, которая решается в 3 этапа:
− анализ оборачиваемости оборотных средств, дебиторской и кредиторской задолженности;
− инвентаризация задолженности;
− расчет штрафных санкций.
В зависимости от результатов анализа принимают решения о предъявлении соответствующих претензий к должникам, вплоть до обращения в арбитражный суд.
После изучения кредиторской и дебиторской задолженности проводят следующие мероприятия:
− принимают решения о замене не денежных форм расчетов денежными или их сокращения на основе вексельных форм расчетов;
− составляют программы ликвидации задолженности по заработной плате, если такая задолженность имеет место;
− определяют возможность реструктуризации задолженности по платежам в федеральный бюджет и внебюджетные фонды.
Экономическая стратегия и торговая политика предприятия
Экономическая стратегия предприятия должна вырабатывать преимущественно экономические средства достижения стратегических целей предприятия, то есть средства, побуждающие всех участников производственного процесса - от исследователей рынка до обслуживающего персонала - заинтересованно выполнять свои роли в обеспечении процветания предприятия [6, с.177].
Стратегия - это детальный, всесторонний, комплексный план, который разрабатывается высшим руководством, а реализуется всеми уровнями управления [8, с.209]. Стратегия разрабатывается с точки зрения развития всего предприятия на основе исследований и фактических данных.
Теория стратегического планирования насчитывает достаточное число стратегий, которые стали основой для вывода из кризиса или его предотвращения на отдельных предприятиях, в отраслях производства, в целых странах. Авторы этих стратегий являются всемирно известными теоретиками и практиками в области стратегического планирования и управления.
Наиболее распространенные, выверенные практикой стратегии развития бизнеса обычно называются базисными или эталонными. В целом они отражают четыре различных подхода к росту предприятия и связаны с изменением состояния одного или нескольких следующих элементов: продукт, рынок, отрасль, положение предприятия внутри отрасли, технология. Каждый из данных пяти элементов может находиться в одном из двух состояний: существующее состояние или новое состояние
Товарная политика, являясь составной частью хозяйственной и маркетинговой стратегии, представляет собой комплекс мероприятий по развитию ассортимента, созданию новых товаров и исключению из производственной программы товаров, утративших потребительский спрос, улучшению упаковки товара, разработке его брэнда.
Ориентация на реальные требования и пожелания потребителей – основной принцип разработки как маркетинговой, так и товарной стратегии.
Продвижение товаров на рынке является одним из элементов товарной стратегии. Оно включает:
1. стимулирование сбыта – это многообразные средства кратковременного воздействия на покупателя или продавца (купоны, премии, конкурсы, зачеты за покупку), призванные стимулировать потребительские рынки, сферу торговли и собственный торговый персонал предприятия;
2. реклама – это использование продавцом платных средств распространения информации для доведения сведений о товарах и услугах. Рекламодатели должны четко определить цели своей рекламы;
3. пропаганда – бесплатное получение редакционного места и времени. Эта стратегия обладает огромными потенциальными возможностями, но используется недостаточно часто;
4. личная продажа осуществляется коммивояжерами и используется многими предприятиями несмотря на высокую стоимость. Некоторые предприятия отводят им ведущую роль в своих товарных стратегиях.