Численные методы оценки конкурентоспособности
Услуги можно разделить на четыре группы
• бытовые(питание - столовая, бистро, кафе, бар, ресторан, банкет; жилье - строительство, ремонт, переоборудование; обслуживание - стирка, уборка; ремонт изделий; отдых - билеты, путевки, кино, театр, дискотеки);
• деловые(технические – наладка, обслуживание и ремонт оборудования, ремонт промышленных помещений, утилизация отходов производства);
• интеллектуальные(правовые, бухгалтерские, аудиторские, рекламные, маркетинговые, подбор персонала, управленческие);
• финансовые(расчетно-кассовое обслуживание, кредитование, страхование, пенсионное обеспечение, управление капиталом).
Социальные услуги
• образование- школа, колледж, курсы, училище, институт
• здравоохранение- поликлиника, косметический кабинет или салон, больница, консультация, профилакторий, санаторий
• безопасность- охрана, расследования, правовая защита
• культура -библиотека, театр, кино, музей, концерт и т.п.
Особенности услуг
- неосязаемость – услугу нельзя увидеть, попробовать на ощупь, услышать до момента приобретения
- неотделяемость от источника – юридическая, медицинская или иная консультация невозможны в отсутствии юриста или врача
- непостоянство качества – зависит и определяется уровнем квалификации и состоянием источника услуги
- несохраняемость
Качество услуг
• Совокупность свойств и характеристик, которые придают услугам способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности
Характеристики качества
-Безопасность
- Эргономичность
- Технические характеристики
- Экологичность
- Эстетичность
- Экономические характеристики
- Соответствие предполагаемому назначению
- Надежность и долговечность
Главное в качестве то, что считает таковым потребитель, а не производитель.
Конкурентоспособность товаров и услуг - относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его отличия от товара-конкурента.
Показатели конкурентоспособности
• Нормативныепоказатели - используемые для определения соответствия продукции обязательным национальным стандартам.
• Патентно-правовыепоказатели - определяющие патентную чистоту продукции, степень воплощения в изделии оригинальных технических решений, не подпадающих под действие патентов в конкретной стране.
Критерии оценки конкурентоспособности парижской торгово-промышленной палаты
- степень новизны товара
- качество его изготовления
- наличие материальной базы для распространения информации о товаре, меры по стимулированию сбыта, включая рекламу
- возможности приспособления товара к требованиям конкретного рынка, финансовые условия
- динамизм сбыта и способность быстро реагировать на успехи рынка
Расчет конкурентоспособности
• Показатель конкурентоспособности рассчитывается путем количественного сравнения технико-экономических показателей товаров иуслуг с соответствующими показателями образца, как процентное отношение величины каждого параметра.
Численные методы оценки конкурентоспособности
• Единичный -процентное отношение величины какого-либо технического или экономического показателя к величине того же показателя продукта-аналога, выпускаемого конкурентом
• Групповой или сводный - характеризующий уровень конкурентоспособности по однородной группе показателей (экономических, технических, нормативных)
• Интегральный -отношение группового показателя по техническим параметрам к групповому показателю по экономическим параметрам
• Дифференциальный -использование единичных показателей, при помощи которых определяется соответствующие уровню базового образца в целом или по каким показателям наблюдается отличие и в какой степени
• Комплексный -применение групповых и интегральных показателей
• Смешанный - использование как единичных, так и комплексных показателей и дает более полную оценку конкурентоспособности продукции