Основные источники получения прибыли
Тема 16. Прибыль и рентабельность предприятия
1. понятие и виды прибыли
2. основные источники получения прибыли
3. рентабельность и ее виды
доклад на тему: «Методы увеличения прибыли предприятия»
Понятие и виды прибыли
Любое коммерческое предприятие основной целью своей деятельности считает получение прибыли. Прибыль является одним из финансовых результатов деятельности предприятия и свидетельствует о его успешной деятельности, которая достигается, если доходы превышают расходы. В обратном случае предприятие получает убыток. Прибыль используется также для расчета рентабельности собственных и заемных средств, основных средств, всего авансированного капитала и каждой акции.
Как экономическая категория прибыль предприятия отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства.
Прибыль как экономическая категория выполняет определенные функции:
¾ Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Наличие прибыли на предприятии означает, что его доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.
¾ Прибыль обладает стимулирующей функцией, одновременно являясь финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия.
¾ Доля чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.
¾ Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.
Виды прибыли:
1. экономическая - разность между общей выручкой и внешними и внутренними издержками. В число внутренних издержек включают при этом и нормальную прибыль предпринимателя. (Нормальная прибыль предпринимателя – это минимальная плата, необходимая, чтобы удержать предприятие на плаву).
2. бухгалтерская - разница между доходами от различных видов деятельности и внешними издержками.
В настоящее время в бухгалтерском учете выделяют пять видов (этапов) прибыли: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, прибыль (убыток) от обычной деятельности, чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода).
Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг.
Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов.
Прибыль (убыток) до налогообложения – это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, которые подразделяются на операционные и внереализационные.
Прибыль (убыток) от обычной деятельности может быть получена вычитанием из прибыли до налогообложения суммы налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей (суммы штрафных санкций, подлежащих уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды)..
Чистая прибыль – это прибыль от обычной деятельности с учетом чрезвычайных доходов и расходов.
К финансовым результатам, планируемым на предприятии, относятся следующие показатели прибыли:
1 Валовая прибыль Пв – определяется как разность между выручкой от реализации продукции без косвенных налогов, производственной себестоимостью этой продукции и управленческими расходами по формуле
ПВ = ВР – СПР - РУП
ВР – выручка от реализации товарной продукции (работ, услуг) без косвенных налогов;
Спр – плановая производственная себестоимость реализованной продукции;
Руп – сумма управленческих расходов.
2 Прибыль от реализации (продаж) продукции Пр
ПР = ВР – СРП
Срп – полная себестоимость реализованной продукции.
3 Налогооблагаемая прибыль (прибыль до налогообложения Пно)
Пно = Пр + (ОД – ОР) + (ВРД – ВРР)
ОД, ОР – операционные доходы и расходы соответственно;
ВРД, ВРР – внереализационные доходы и расходы соответственно.
4 Прибыль от обычной деятельности Пд характеризует финансовые результаты всей производственно-хозяйственной деятельности
Пд = Пно – Нпр – Оп
Нпр – налог на прибыль, р.;
Оп – обязательные платежи из прибыли, р.
5 Чистая прибыль Пч рассчитывают путем исключения из прибыли от обычной деятельности сальдо чрезвычайных доходов ЧД и расходов ЧР
Пч = Пд ± (ЧД – ЧР).
6 При оценке эффективности производства предприятия используют показатель балансовой прибыли Пб
Пб = Пр + Ппр + ВРД – ВРР
Ппр – прибыль от прочей реализации;
ВРД, ВРР – внереализационные доходы и внереализационные расходы соответственно (финансовые результаты внереализованных операций).
Таким образом, прибыль – это важнейший качественный показатель эффективности деятельности организации, характеризующий рациональность использования средств производства, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Основные источники получения прибыли
Для большинства предприятий основной источник прибыли связан с его производственной и предпринимательской деятельностью. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства к постоянно меняющейся конъюнктуре.
Величина прибыли зависит от:
¾ правильности выбора производственного профиля предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным или высоким спросом);
¾ от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т. д.);
¾ от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли);
¾ от снижения издержек производства.
Кроме производственной и предпринимательской деятельности, источником образования прибыли предприятия может быть его монопольное положение по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Этот источник поддерживается за счет постоянного совершенствования технологии, обновления выпускаемой продукции, обеспечения ее конкурентоспособности.
На изменение прибыли влияют две группы факторов:
1. Внешние факторы: я природные условия; транспортные условия; социально-экономические условия; уровень развития внешнеэкономических связей; цены на производственные ресурсы и др.
2. Внутренние факторы: основные факторы (объем продаж, себестоимость продукции, структура продукции и затрат, цена продукции); неосновные факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины (неправильное установление цен, нарушения условий труда и качества продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям и др.).
При выборе путей увеличения прибыли ориентируются в основном на внутренние факторы, влияющие на величину прибыли. Увеличение прибыли предприятия может быть достигнуто за счет:
¾ увеличения выпуска продукции;
¾ улучшения качества продукции;
¾ продажи излишнего оборудования и другого имущества или сдачи его в аренду;
¾ снижения себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;
¾ диверсификации производства;
¾ расширения рынка продаж и т. д.
Таким образом, схематично источники получения прибыли можно представить следующим образом:
Рентабельность и ее виды
Для оценки результативности и экономической целесообразности деятельности предприятия недостаточно только определить абсолютные показатели. Более объективную картину можно получить с помощью показателей рентабельности. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.
Термин «рентабельность» ведет свое происхождение от слова рента, что в буквальном смысле означает «доход». Таким образом, термин рентабельность в широком смысле слова означает прибыльность, доходность.
Показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности работы отдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным производственным ресурсам. Наиболее часто используются такие показатели, как рентабельность продукции и рентабельность производства.
Показатели рентабельности:
1 рентабельность единицы продукции Ред
РЕД = Ц – СЕД / СЕД * 100 или ПЕД / СЕД * 100
Ц – цена за единицу продукции, р.;
Сед – себестоимость единицы продукции, р.;
Пед – прибыль за единицу продукции.
2 рентабельность продукции Рпр
РПР = ПР / СРП *100
Срп – полная себестоимость реализованной продукции, р.
ПР - Прибыль от реализации (продаж) продукции
3 рентабельность продаж Рр
РР = ВР – СРП / ВР *100 или ПР / ВР * 100
ВР – выручка от реализации товарной продукции (работ, услуг) без косвенных налогов;
Срп – полная себестоимость реализованной продукции.
4 рентабельность производства (капитала) Рпред
РПРЕД = ПД (ПБ) / ФОС + ФОБ * 100
Фос – среднегодовая стоимость основных фондов;
Фоб – среднегодовая стоимость оборотных средств
Прибыль от обычной деятельности Пд
балансовой прибыли Пб
5 фондорентабельность (рентабельность основных фондов) РОФ
РОФ = ПД (ПБ) / ФОС *100
Все финансовые показатели тесно взаимосвязаны. Это означает, что совершенствование планирования прибыли и рентабельности может обеспечить улучшение финансового состояния предприятия, выявить и использовать резервы роста эффективности деятельности предприятия.
Таким образом, повышению уровня рентабельности способствуют увеличение массы прибыли, снижение себестоимости продукции, улучшение использования производственных фондов. Показатели рентабельности используют при оценке финансового состояния предприятия.