Фонды обеспечения социальных гарантий
Рассказать о системе социального страхования и пенсионного обеспечения в Украине более подробно, чем это сделано в совместном официальном отчете Министерства труда и социальной политики и Пенсионного фонда Украины (см. Приложение 89), видимо, можно. Но я не буду этого делать. Поэтому любознательным читателям рекомендую ознакомиться с текстом Приложения 89. Кроме того, если вам придется проводить какие-то исследования по системе пенсионного обеспечения, советую посетить сайт www.pension.kiev.ua. Там есть что почерпнуть. Много материалов по социальному обеспечению в Украине содержится на сайте Министерства труда и социальной политики (www.mlsp.gov.ua).
Не хочется мне разводить полемику на страницах этой книги относительно степени совершенства (или несовершенства) и справедливости (или несправедливости) обеспечения социальных гарантий в нашей стране. Оставим это в удел политикам и политэкономам. Сложившаяся система такая, какая она есть. Она в полном объеме отражает состояние экономики страны и отношение власти к народу Украины. Поэтому мы рассмотрим только финансовую сторону данного вопроса:
— источники формирования фондов;
— размеры фондов;
— статьи расходов.
Начну с самого крупного фонда.
Глава 6. Централизованные финансы 155
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД УКРАИНЫ
В соответствии с Законом Украины «Про загальнообов'язкове державне пенсійне страхування» (см. Приложение 90) система пенсионного обеспечения в нашей стране состоит из трех уровней1.
Третий уровень — система негосударственного пенсионного обеспечения.
О негосударственных пенсионных фондах рассказано в девятой главе (см. также Приложение 79).
Второй уровень — накопительная система общеобязательного государственного пенсионного страхования.
В данном случае речь идет о настоящем страховании, когда размер пенсионных выплат будет иметь четкую зависимость от общей суммы обязательных пенсионных страховых взносов, произведенных вашими работодателями.
По состоянию на середину 2008 года данный уровень в Украине отсутствовал. Проект Закона Украины № 2854 «Про запровадження накопичувальної системи загальнообов'язкового державного пенсійного страхування» был принят ВР только в первом чтении в апреле 2007 года. Предполагается, что источником формирования Накопительного пенсионного фонда будут обязательные отчисления работодателей (порядка 7 % начислений на фонд заработной платы).
Первый уровень — солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования (ПФУ обеспечивает функционирование именно этого уровня).
Хотя здесь и присутствует слово «страхования», но на страхование данный уровень похож мало, поскольку четкой зависимости между размером обязательных отчислений (страховых взносов) и размером получаемой впоследствии пенсии пока не существует.
По аналогии с государственным бюджетом Пенсионный фонд Украины можно рассматривать, как минимум, в двух ипостасях:
— Пенсионный фонд Украины — это централизованный
См. статью 2 Закона (Приложение 90).
156 Финансы.UA
фонд финансовых ресурсов, используемый для обеспечения государственных социальных гарантий;
— Пенсионный фонд Украины — это совокупность денежных отношений, возникающих у государства с юридическими и физическими лицами в связи с формированием и использованием централизованного фонда финансовых ресурсов.
Исходя из практики последних лет, можно выделить три наиболее крупных источника ресурсов, формирующих порядка 80 - 90 % бюджета ПФУ1 (см. табл. 6.4):
1. Обязательные взносы предприятий, учреждений и организаций («начисления» на фонд заработной платы). В данном случае работодатели перечисляют в ПФУ сумму равную 33,2 %2 от фактических расходов на оплату труда работников (в том числе в натуральной форме), подлежащих обложению налогом с доходов физических лиц.
2. Обязательные взносы граждан («удержания» из зарплаты). Объектом налогообложения является сумма доходов в виде заработной платы, других выплат и вознаграждений, начисленных (выплаченных) плательщику в соответствии с условиями трудового или гражданско-правового договора, которые включаются в состав общего облагаемого налогом3 дохода. Отчисления здесь проводятся непосредственно из вашей зарплаты «грязными». Ставка обязательного страхового взноса в процентах к объекту налогообложения составляет 2 % от суммы совокупного налогооблагаемого дохода.
3. Средства Государственного бюджета Украины.
1 Исчерпывающий перечень источников доходов и статей расходов ПФУ вы можете
увидеть из постановлений КМУ об утверждении бюджетов Пенсионного фонда
на 2002 — 2007 годы (см. Приложение 91).
2 Абзац второй п. 1 статьи 4 Закона j\° 400 (см. Приложение 94).
3 Имеется в виду налог с доходов физических лиц.
оговому учету |
Вся литература по бухгалтерскому и наг
http://market.factor.
интернет-магазин
Таблица 6.4
Динамика доходов и расходов ПФУ4
Показатели | |||||||
Общая сумма доходов ПФУ (млрд грн.) | 22,26 | 25,27 | 36,18 | 49,15 | 70,2 | 90,35 | 141,16 |
В т.ч. платежи работодателей (млрд грн.) | 15,11 | 18,99 | 23,74 | 37,17 | 45,39 | 57,62 | 88,1 |
В т.ч. взносы граждан (млрд грн.) | 0,89 | 1,26 | 1,58 | 2,42 | 3,02 | 3,63 | 5,4 |
В т.ч средства Государственного бюджета Украины (млрд грн.) | 1,98 | 1,85 | 5,88 | 6,66 | 9,4 | 22,32 | 34,8 |
Общая сумма расходов ПФУ (млрд грн.) | 21,73 | 25,27 | 36,18 | 65,5 | 70,2 | 90,35 | 141,16 |
Отношение расходов ПФУ к размеру ВВП Украины (%) | 9,6 | 9,5 | 10,5 | 14,8 | 13,1 | 12,7 | - |
'Таблица составлена но данным Приложения 91.
158 Финансы.UA
Из таблицы видно, что бюджет ПФУ в последние годы растет солидными темпами. По информации Счетной палаты1, в 2005 году на одного украинского пенсионера приходилось 2,4 человека работоспособного возраста, а официально работающих — 1,2 (вдвое меньше!). При сохранении существующих тенденций через 15 лет в Украине прогнозируется ситуация, когда на одного работающего будет приходиться один и более пенсионеров2. При таком соотношении говорить о светлом будущем пенсионного обеспечения в нашей стране не приходится. Так что перспектива изменения сроков пенсионного возраста в Украине, думаю, не за горами (60 лет для женщин, 65 — для мужчин). Мера, конечно, непопулярная, но вводить ее, скорее всего, придется. Между прочим, во многих странах и мужчины и женщины получают право на пенсию в одинаковом возрасте — 65 лет (например, в Германии и Канаде).