Цель и задачи, уровни стратегического менеджмента
Понятие стратегического менеджмента, этапы стратегического управления.
Стратегический менеджмент – это поиск, идентификация и реализация долгосрочных преимуществ фирмы. Стратегия – искусство достижения на практике сложных целей в условиях противостояния с чем-либо. Стратегический менеджмент начинается с определения миссии и главных целей. Стратегический менеджмент распространяется на долгосрочные цели организации. Содержание стратегического менеджмента: определение главных целей организации, анализ внешней среды, анализ внутренне среды, выбор и разработка стратегии на уровне стратегической зоны хозяйствования, анализ портфеля диверсифицированной фирмы, проектирование организационной структуры, выбор интеграции и систем управления, управление комплексом «стратегия-структура-контроль», обеспечение обратной связи, определение политики организации, совершенствование стратегии и структуры управления. Стратегическое управление – разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному повышению уровня результативности над конкурентами. Основные этапы стратегического управления: 1) определение сферы бизнеса и назначения организации; 2) трансформация целей организации в долговременные и краткосрочные; 3) определение стратегий достижения целей; 4) разработка и реализация стратегии; 5) оценка деятельности, контроль, корректировка.
2. Нарисовать и описать модель «пяти сил» Портера.
Анализ пяти сил Портера - методика для анализа отраслей и выработки стратегии бизнеса, разработанная Майклом Портером в Гарвардской бизнес-школе в 1979 году. Пять сил Портера включают в себя:
- угроза появления продуктов-заменителей - наличие продуктов-заменителей, склонность потребителей к которым может увеличиться вследствие изменения цены; - угроза появления новых игроков. Рынки, приносящие высокую прибыль, привлекают новых игроков. В результате появляются многочисленные новые игроки, существенно снижающие прибыль. Если не предпринимать действий по блокированию или затруднению входа новых игроков, прибыль будет последовательно снижаться с ростом уровня конкуренции; - рыночная власти поставщиков. Поставщики сырья, компонентов, рабочей силы и услуг могут влиять на деятельность компании. Поставщики могут отказаться работать с компанией или, например, установить чрезмерно высокие цены на уникальные ресурсы;
- рыночная власть потребителей - способность потребителей влиять на компанию, а также реакция чувствительности потребителя на изменение цены; - конкуренция. Для большинства отраслей, это определяющий фактор, влияющий на уровень конкуренции в отрасли. Иногда игроки конкурируют агрессивно, иногда происходит неценовая конкуренция в инновациях, маркетинге, бизнес-моделях и т.д.
Цель и задачи, уровни стратегического менеджмента.
Цель стратегического менеджмента – формирование стратегии для максимального развития организации через определённый промежуток времени.
Основные задачи стратегического менеджмента: эффективное распределение ресурсов, планирование и контроль за реализацией стратегии, определение перспективных направлений развития организации.
Уровни стратегии: - корпоративная (определение организации в целом, подразделений и бизнес-единиц, товарных линий, приобретение нового бизнеса, расширение или сокращение бизнеса, интеграция, финансовая и организационная структура); - стратегия зоны хозяйствования (решение специфических проблем, определение конкурентов и пути конкуренции с ними); - функциональная стратегия ( функциональные подходы поддержки стратегий организации в НИОКР, производстве, маркетинге, финансах и кадрах); - оперативная стратегия (разработка узких и специфических подходов для достижения целей единиц фирмы и функциональных отделов).