Задачи стратегического менеджмента

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине: «Стратегический менеджмент»

ЛекциОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

направление подготовки 080400 Управление персоналом

профиль подготовки Управление персоналом организации

Самара 20__г.

Стратегический менеджмент – это разработка и реализация управленческих решений, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов.

Стратегический менеджмент можно также определить как составление долгосрочных целей организации (долгосрочными операциями называют те, которые планируются на срок больше пяти лет), а также и то, как организация собирается достигнуть этих целей.

Глава организации и работники, которые будут связаны с этим долгосрочным проектом, должны иметь четкое представление об их линии поведения.

Цель управления компанией – достижение ситуации, когда каждый из ее работников знает свою роль в стратегических проектах компании, а также имеет четкий инструментарий управления своими операциями для решения этой стратегической задачи.

Тема 1. Введение. Роль и структура курса изучения дисциплины «Стратегический менеджмент»

Роль и место стратегического менеджмента в механизме управления.

Стратегический менеджмент представлен в виде трех разделов:

Раздел 1. Концепция стратегического менеджмента включает:

Ø методы генерации идей, техники мышления;

Ø систему мыслительной деятельности менеджера

Ø технологии разработки новых концепций, ситуаций.

Основные методы – социопроектирование новых отношений в условиях развития фирмы; методы рефлексии, т.е. самоанализа мышления, коллективного мышления в целях улучшения организации системы мыследеятельности.

Применяются специальные методы – ситуационного анализа, мозгового штурма, синектики, топического анализа и др.

Раздел 2. Стратегическое планирование включает:

Ø разработку комплекса стратегий;

Ø маркетинговые программы

Ø матрицы стратегического анализа

Ø стратегический план:

1) финансовый план

2) план организации производства продукции трех типов:

· реальный план – соответствующий программе,

· пессимистический план (с учетом издержек на введение новых проектов, диверсификации, замены оборудования и технологии);

· оптимистический план выпуска продукции с учетом инвестиций, расширением бизнеса, завоеванием новых рынков);

3) стратегические планы развития, лидерства, интеграции и конкурентной борьбы.

4) Оперативный стратегический бизнес-план, производственная программа фирмы.

Разрабатывается стратегический план специалистами, группами оперативного реагирования и стратегического развития.

Раздел 3. Реализация стратегии и контроль включает:

Ø принятие стратегических решений;

Ø разработку стратегического бюджета;

Ø реализацию комплекса стратегий;

Ø оценку результативности принимаемых решений;

Ø организацию мотивации и управленческого контроллинга (контроль финансовых потоков фирмы); управленческий контроль (учет, анализ).

Тема 2. Концепция стратегического менеджмента: цели, функции и принципы стратегического управления.

Задачи стратегического менеджмента.

1. Научиться стратегически мыслить (разрабатывать миссию на основе видения фирмы в будущем, разрабатывать новые концепции и ситуации, генерировать новые идеи и предложения).

2. Проводить стратегический анализ факторов окружающей среды, конкурентов, состояния фирмы в отрасли, позиций параметров фирмы в выбранном сегменте рынка, анализ издержек.

3. Разрабатывать стратегии и стратегические планы.

4. Ориентировать фирму в рыночных отношениях.

5. Осуществлять стратегии и стратегические бизнес-планы в различных условиях неопределенности и риска.

6. Осуществлять стратегическое бюджетирование и стратегический контроллинг.

7. Принимать стратегические решения.

Принципы организации стратегического менеджмента:

1. Самоорганизация и саморазвитие (фирма сама должна осуществлять стратегическое управление и развитие).

2. Принципы реализуемости и реальности (должно быть закономерное и реальное развитие фирмы).

3. Принцип креативности (создание творческих условий для работы).

4. Принцип эмерджентности (целостности).

5. Принцип результативности стратегий.

6. Принцип синергии (обеспечение взаимодействия энергии интел-лектуальных потенциалов команды управления ).

7. Принцип создания конкурентных преимуществ.

8. Принципы альтернативной стоимости (оценка того, что можно пожертвовать, чтобы достичь выбранной стратегии и поставленной цели).

Тема 3. Стратегическое планирование и управление: общие понятия.

1. История становления и развития стратегического планирования и управления как самостоятельного направления экономической науки.

Появление приёмов стратегического менеджмента и их использование на практике легче всего понять в историческом контексте. Историки бизнеса обычно выделяют четыре этапа в развитии корпоративного управления: бюджетирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование и стратегический менеджмент (Табл.1).

Бюджетирование До второй мировой войны, в эпоху формирования корпораций специальных служб планирования, особенно долгосрочного, в компаниях не создавалось. Высшие руководители корпораций регулярно обсуждали и намечали планы развития своего бизнеса, однако формальное планирование ограничивалось лишь составлением ежегодных финансовых смет – бюджетов по статьям расходов на разные цели.

Бюджеты составлялись, во-первых, по каждой из крупных производственно-хозяйственных функций (производству, маркетингу, капитальному строительству, НИОКР); во-вторых, по отдельным структурным единицам в рамках корпорации: отделениям, заводам и т.д.

Особенностью бюджетно-финансовых методов является их краткосрочный характер и внутренняя направленность, т.е. организация в этом случае рассматривается как закрытая система. При использовании лишь бюджетно-финансовых методов главной заботой менеджеров являются текущая прибыль и структура затрат.

Таблица 1.

Наши рекомендации