Компетенции профессиональной подготовки
ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Учебно-методический комплекс
для студентов заочной формы обучения
направление подготовки 030900.62 – Юриспруденция
квалификация (степень «Бакалавр»)
Томск
Автор:
Вазим А.А.,кандидат экономических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия
Рецензенты:
Каз М.С., доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и учета Томского государственного университета
Ковалев А.В.,кандидат экономических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «Бакалавр»).
Одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия (протокол № 1 от 29 августа 2011 г.).
Утверждён Учебно-методическим советом Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия (протокол № 1 от 29 августа 2011 г.).
© Западно-Сибирский филиал РАП, 2011.
© Вазим А.А., 2011.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Объем дисциплины и виды учебной работы 6
Тематический план 7
Программа курса 7
Планы семинарских (практических) занятий 10
Методические рекомендации по изучению дисциплины и
Организации самостоятельной работы студентов 13
Примерная тематика рефератов 22
Примерная тематика контрольных работ 23
Примеры тестовых заданий для проведения
рубежного контроля 24
Литература 35
Вопросы для подготовки к зачету 36
Курс лекций 38
Введение
«Основы финансового менеджмента»
Цель. Современный специалист юридического направления должен в достаточной мере знать и понимать теорию (понятийный аппарат, принципы, базовые концепции и пр.) и организацию (информационно-аналитическую базу, этапы, организационное обеспечение, методы, процедуры и методики) управления инвестиционной, финансовой и инновационной деятельности хозяйствующего субъекта.
Изучение курса опирается на знания, полученные при изучении дисциплин «Экономика», «Философия», «Математика» и др. В свою очередь, получение экономических знаний является условием успешного изучения многих гуманитарных, социально-экономических и профессиональных дисциплин.
Содержание: теоретические основы финансового менеджмента; временная ценность денег, активов, капитала и обязательств; предпринимательский и финансовый риск; методы экономической диагностики эффективности управления финансами и инвестициями; методы оценки финансовых активов, доходности и риска; управление оборотным капиталом и денежным оборотом, модели формирования собственных оборотных средств; цена капитала и управление его структурой; управление собственным капиталом и дивидендная политика; политика привлечения заемных средств; управление основным капиталом и инвестиционный анализ; финансовое планирование и прогнозирование; специфические аспекты и особенности финансового менеджмента.
Компетенции профессиональной подготовки
1. Когнитивные компетенции:
- наличие, необходимых знаний профессии (теоретических, прикладных и конкретно-профессиональных);
- владение способами освоения этих знаний.
2. Регулятивные компетенции (способность использовать имеющиеся знания для постановки и решения профессиональных проблем):
- способность находить, конструировать оптимальную последовательность действий по достижению намеченной цели;
- способность планировать свою деятельность, оценивать и контролировать ее, самостоятельно принимать решения и т.д.
3. Коммуникативные компетенции:
- способность вести диалог в условиях делового общения и взаимодействия;
- высокий уровень владения рефлексией в межличностном общении.
4. Индивидуальные компетенции:
- владение методами самопознания, самореализации и саморазвития;
- стремление к повышению качества своей работы;
- готовность к профессиональному росту;
- способность к самомотивированию и др.
5. Рефлексивные компетенции:
- готовность к профессиональной рефлексии;
- способность к осмыслению познавательной деятельности и преодолению стереотипов мышления;
- владение различными видами рефлексии: ретроспективной (критическое осмысление прошлого опыта), ситуативной (реальная оценка текущей ситуации), перспективной (предвидение, предвосхищение результатов своей деятельности, осознанный выбор оптимальной стратегии поведения и т.д.).
Студент, изучив дисциплину «Основы финансового менеджмента», должен:
Знать:
- базовые концепции, принципы и основные инструменты финансового менеджмента;
- содержание и основные проблемы финансового менеджмента;
- понятийный аппарат финансового менеджмента;
- особенности функционирования коммерческих организаций, кредитных организаций, инвестиционных и страховых компаний в условиях российской бизнес - среды и за рубежом;
- законодательные акты и нормативно-справочную информацию, регулирующие и характеризующие финансово-инвестиционную деятельность коммерческих организаций;
- методы, приемы, систему частных и обобщающих показателей, обеспечивающих получение объективное оценки состояния объекта финансового менеджмента;
- методики финансового и инвестиционного анализа, оптимизации расчетов, внутреннего контроля, прогнозного анализа и бюджетирования деятельности коммерческих организаций.
Уметь:
- анализировать финансовую отчетность предприятия;
- использовать приемы экономического анализа при принятии управленческих решений;
- анализировать финансовое положение предприятия;
- пользоваться финансовыми коэффициентами для целей управления;
- оценивать финансовую устойчивость положения предприятия;
- владеть основами финансовой математики;
- оценивать эффективность принятых инвестиционных решений;
- рассчитывать эффект финансового левериджа и многое другое.
Иметь представление:
- о базовых концепциях финансового менеджмента;
- о закономерностях функционирования финансовых рынков;
- о специфике региональных экономических процессов (налоги, бюджет, региональная социально-экономическая политика).
Методические средства изучения дисциплины:
Для достижения целей и задач, поставленных при изучении дисциплины, используется набор методических средств:
- лекции;
- практические (семинарские) занятия с опросом студентов и закреплением теоретического материала;
- индивидуальные задания по анализу конкретных ситуаций, сбору статистического материала и его обработке;
- работа со студентами в библиотеке по изучению и более глубокому освоению разделов дисциплины, особенно вынесенных на самостоятельное изучение;
- индивидуальные и групповые консультации по теоретическим и практическим вопросам курса;
- проверка приобретенных знаний, навыков и умений осуществляется посредством опроса студентов, текущих тестовых испытаний, контрольных работ, сдачи экзаменов.