Организация бухгалтерского учета
Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении банка и о его результатах его хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Основное значение банковской отчетности – быть источником достоверной, полной и оперативной экономической информации о деятельности банка. Банковская отчетность должна быть понятна существующим и потенциальным инвесторам и кредиторам, давать им представления о суммах, времени и рисках, связанных с ожидаемыми доходам, предоставлять информацию о составе и видах привлекаемых ресурсов, их размещении, наличие резервов на возможные потери по ссудам.
Организация бухгалтерского учета ведется согласно:
1.1 Закону РФ «о бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (далее – Закон « О бухгалтерском учете») своевременное и достоверное создание первичных документов, передача их в установленном порядке и сроки для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным графиком документооборота.
1.2 Положения Банка России « О правилах бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» №385-П от 16 июля 2012 г.
1.3 ГОСТу Р 51141-98 « Делопроизводство и архивное дело» под документооборотом понимается движение документов в организациях, с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки.
1.4 Учетной политике банка
1.5 Настоящие Правила документооборота устанавливают порядок создания, принятия и отражения в бухгалтерском учете, а также хранение первичных документов в банке.
Учетная политика банка на 2013 г объемом 150 страниц утверждена президентом кредитной организации приказ №7411 от 26,12,2012г приложение №
Учетная политика определяет содержание и оценку записей на счетах и получение существенной, понятной и надежной информации для составления финансовой отчетности со всеми примечаниями и раскрытиями, которые требуются согласно Международным стандартам финансовой отчетности. Учетная политика должна предусматривать содержание и структуру форм отчетности, а также перечень проектируемых показателей и других данных, подлежащих раскрытию в приложениях к финансовым отчетам.
При формировании учетной политики по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета, как правило, возникает необходимость выбора одного способа из нескольких, допускаемых законодательством. Если в законодательстве не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то кредитная организация разрабатывает соответствующий способ, исходя из основных принципов бухгалтерского учета и требований к составлению финансовой отчетности.
Она должна в обязательном порядке включать:
· рабочий План счетов бухгалтерского учета в кредитной организации, ее филиалах и обособленных подразделениях, основанный на утвержденном Банком России Плане счетов;
· формы первичных учетных документов, в том числе для внутренней бухгалтерской отчетности, типовые формы которых не предусмотрены в альбомах Госкомстата РФ;
· порядок расчетов с филиалами (структурными подразделениями);
· порядок отражения в бухгалтерском учете операций, совершаемых кредитной организацией, который не должен противоречить действующему законодательству и нормативным актам Банка России;
· порядок проведения инвентаризации и методы оценки активов и обязательств;
· правила документооборота и технологию обработки учетной информации;
· порядок контроля за совершаемыми внутрибанковскими операциями;
· порядок и периодичность публикации документов аналитического и синтетического учета;
· другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
В приложении № скопирован один из разделов учетной политики Правила документооборота и технологии обработки информации
Состоит из следующих разделов
1.Общие положения
2. Первичные документы
3.Учетные регистры
4.Исправление ошибок в первичных документах и учетных регистрах
5.Порядок организации документооборота
6.Порядок хранения первичных документов и учетных регистров
П 2.1. Основание для отражения информации о совершенных хозяйственных операциях в регистрах бухгалтерского учета являются первичные документы, созданные в соответствии с требования настоящих Правил документооборота.
2.2. Первичные документы фиксирует факт совершения хозяйственной операции. Они должны содержать достоверные данные и создаваться своевременно, как правило в момент совершения операции.
2.3. Первичные документы создаются на типовых бланках, бланках типовых межведомственных форм или на бланках специализированных форм, разрабатываемых и утверждаемых министерствами, ведомствами и, при необходимости, подразделениями банка. Разработанные банком формы бланков должны быть утверждены приказом или распоряжение по банку, а их реквизиты соответствовать требованиям, содержащим в Законе «О бухгалтерском учете». Применение бланков устаревших и произвольных форм не допускается.
2.5.Первичные документы в банке (в зависимости от назначения) для придания им юридической силы должны иметь следующие обязательные реквизиты:
а) наименование документа(формы),код формы;
б) дату составления;
в) наименование организации, от имени которого составлен документ;
г)содержание хозяйственной операции;
д)измерители хозяйственной операции( в количественном и стоимостном выражении)
е) наименовании должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки.
2.19. Все документы, приложенные к приходным и расходным кассовым ордерам, подлежат обязательному погашению штампом или надписью от руки: «Получено» или «Оплачено» с указанием даты(числа, месяца, года).
Приложение № первичные документы
3,1 Содержащаяся в принятых к учету первичных документах информация, необходимая для отражения в бухгалтерском учете, накапливается и систематизируется в учетных регистрах.
Под регистрами понимается документы, в которых систематизируется и накапливается информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах(журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники.
Прилож № учетныу регистры
Лицевые счета применяемые в бухгалтерском учете имеет 20 знаков.
№ п\п | Количество знаков | |||||
корреспондентские счета, счета по учету средств клиентов и кредитных организаций | счета по учету кредитов, в том числе просроченных, просроченных процентов по ним и другие счета | бюджетные счета | счета по учету доходов и расходов | |||
Номер раздела | ||||||
Номер счета первого порядка (в каждом разделе начинается с № 01) | ||||||
Итого знаков | ||||||
Номер счета второго порядка (в каждом счете первого порядка начинается с № 01) | ||||||
Итого знаков | ||||||
Признак рубля, код иностранной валюты или драгоценного металла | ||||||
Итого знаков | ||||||
Защитный ключ | ||||||
Итого знаков | ||||||
Номер филиала (структурного подразделения) | ||||||
Символ бюджетной отчетности | - | - | - | |||
Символ отчета о прибылях и убытках | - | - | - | |||
Порядковый номер лицевого счета | ||||||
Всего знаков | ||||||
Пример 1. Открытие лицевого счета коммерческой организации, находящейся в федеральной собственности, для учета средств клиента:
балансовый счет второго порядка - 40502 (разряды 1 - 5)
код валюты (доллар США) - 840 (разряды 6 - 8)
защитный ключ - К (разряд 9)
номер филиала - 21 (разряды 10 - 13)
порядковый номер лицевого счета - 128 (разряды 14 - 20)
номер лицевого счета | К | ||||
разряды | 1 - 5 | 6 - 8 | 10 - 13 | 14 - 20 |
Пример 3. Открытие лицевого счета по учету доходов - процентов, полученных по предоставленным кредитам коммерческим организациям, находящимся в федеральной собственности:
балансовый счет второго порядка - 70601 (разряды 1 - 5)
признак рубля - 810 (разряды 6 - 8)
защитный ключ - К (разряд 9)
номер филиала - 1 (разряды 10 - 13)
символ отчета о прибылях и убытках - 11106 (разряды 14 - 18)
порядковый номер лицевого счета - 1 (разряды 19 - 20)
номер лицевого счета | К | |||||
разряды | 1 - 5 | 6 - 8 | 10 – 13 | 14 – 17 | 18-20 |
При необходимости кредитные организации могут изменять схему нумерации лицевых счетов по учету доходов и расходов, используя вместо пяти знаков четыре последних знака символа отчета о прибылях и убытках (в разрядах 14 - 17).