Мой банкир хочет знать, насколько я умен
Первый этап моей подготовки к вступлению в реальный мир состоял в ознакомлении с табелем успеваемости для взрослых, функцию которого выполняет финансовый отчет, составленный на основе отчета о прибылях и убытках и баланса. Как любил повторять мой богатый папа, “мой банкир никогда не просил меня показать ему мой табель. Все, что ему нужно, — это увидеть мой финансовый отчет”. Иногда к этому он добавлял: “Моего банкира не интересует, насколько я умен в академическом плане. Мой банкир хочет знать, насколько я умен в плане финансовом”.
Следующие несколько глав посвящены более конкретным методам развития финансового ума вашего ребенка перед вступлением в реальный мир.
Глава 9
Дети учатся в процессе игры
Однажды мы с богатым папой наблюдали за игрой двух котят. Они кусали друг друга за шею, за уши, царапались, рычали и время от времени награждали друг друга ударами. Если бы мы не знали, что они играют, то можно было бы подумать, что они дерутся по-настоящему.
Глядя на них, мой богатый папа сказал: “Котята учатся друг у друга навыкам выживания, которые заложены в их генах. Если бы мы когда-нибудь выпустили их уже взрослыми в дикий лес и перестали кормить, то навыки выживания, которым они учатся сейчас, совсем маленькими, не дадут им погибнуть. Они учатся и закрепляют полученные навыки в процессе игры. Люди учатся точно так же”.
Навыки финансового выживания в реальном мире
Одним из тяжелейших решений, которые мне когда-либо приходилось принимать, было закрытие моей фабрики и увольнение тридцати пяти добросовестных работников. Я описал это тяжкое испытание, которое выпало мне в 1970-е годы, в другой книге. Мне пришлось закрыть фабрику, потому что я больше не в силах был конкурировать с Азией и Мексикой. Затраты на рабочую силу и государственные штрафы за рекламации были слишком высоки. Вместо того чтобы бороться за их снижение, я решил выдержать конкуренцию, что привело к переводу предприятия за границу. Я выиграл, но мои работники проиграли. Когда меня спрашивают, почему я пишу книги о деньгах, хотя ни в чем не нуждаюсь, я вспоминаю день прощания с моими работниками и никаких “почему” мне больше не надо.
Когда я закрывал фабрику, мои рабочие получали меньше трех с половиной долларов в час. На сегодняшний день, то есть примерно через двадцать лет, те же рабочие получали бы лишь чуть больше пяти долларов в час, или минимальную зарплату. Они могли бы даже получить прибавку, но не думаю, что от прибавок к зарплате много пользы. Единственный из навыков выживания, который они могли бы усвоить, — это переходить с одной работы на другую, трудиться в поте лица и стараться зарабатывать больше денег. По этому поводу богатый папа говорил мне: “Сами по себе деньги не делают тебя богатым, так же как гарантированная работа не обязательно гарантирует твое будущее”.
Для того чтобы выжить и чувствовать себя в финансовой безопасности, людям необходимо освоить навыки финансового выживания до того, как они вступят в реальный мир. Если к этому моменту таких навыков у них не будет, то реальный мир начнет преподносить им собственные, жестокие уроки. Сегодня этот мир добрался уже и до системы образования. Мало того, что молодые люди оканчивают образование, имея кучу долгов по кредитным карточкам, так у многих еще и ссуды на обучение не погашены. Очень важно научить ребенка обращению с деньгами как можно раньше. Осваивать эти навыки лучше всего в процессе игры, потому что игра — это, похоже, придуманный самим Богом или природой способ обучения малышей, даже если это котята.
Превратите учебу в забаву
От богатого папы я узнал о деньгах так много, потому что он сумел превратить учебу в забаву. Он постоянно придумывал игры и не пытался насильно “кормить” меня информацией. Если я не хотел Изучать какую-то тему, он позволял мне заниматься тем, что мне было интересно, или искал способ сделать интересным то, чему он пытался меня научить. Обычно у него всегда было наготове что-нибудь материальное, вещественное, что я мог бы увидеть, потрогать и почувствовать как часть урока. И, самое главное, он никогда не пытался сломить мой дух. Вместо этого он старался подбодрить меня и укрепить веру в мои силы. Когда я допускал ошибку, он предоставлял мне возможность найти ее самому, а не подсказывал правильный ответ. У него доставало терпения учить с любовью. Он не жалел сил на то, чтобы раскрыть во мне умного ребенка, и никогда не смотрел на меня как на ограниченного, заторможенного или неспособного к учебе, хотя некоторые вещи доходили до меня довольно медленно. Он подстраивал свои уроки под мои возможности нежелание усвоить что-то новое и не устраивал мне экзаменов. Он никогда не пытался сравнивать мои успехи с успехами других, как это делают многие родители. У моего умного папы была во многом схожая методика.