Порядок формирования показателей отчета о финансовых результатах

ВЫРУЧКА– доходы от обычного вида деятельности (ПБУ 9/99):

-поступления от продажи продукции;

-поступления от продажи товаров;

-поступления за оказанные услуги;

-арендная плата;

-лицензированные платежи и т.д.

Отражается в БУ с использованием счета 90 «Продажи».

СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДАЖ – отражается информация о расходах по обычным видам деятельности, которые сформировали себестоимость проданных ТРУ (ПБУ 10/99). В себестоимость включаются расходы (ПБУ 2/2008):

-связанные с изготовлением продукции

-связанные с приобретением товаров

-связанные с выполнением работ

-связанные с оказанием услуг

-связанные с предоставлением имущества в аренду

-связанные с предоставлением прав на использование результатов интеллектуальной собственности

-связанные с участием в уставном капитале других организаций

-сумма отклонений, претензий и т.д. (ожидаемые убытки)

Себестоимость списывается с 20, 23, 29, 41, 43, 40 счетов в дебет счета 90/2.

ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК)– прибыль (убыток) от обычных видов деятельности. Разница между Выручкой и Себестоимостью продаж.

КОММЕРЧЕСКИЕ РАСХОДЫ – информация о расходах по обычным видам деятельности, связанных с продажей ТРУ (коммерческие расходы организации). К коммерческим расходам относят:

-на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции

-на погрузку в вагоны, суда, другие транспортные средства

-на рекламу

-на оплату труда в торговых организациях

Ежемесячно списываются с 44 в дебет 90/2 (ПБУ 10/99).

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РАСХОДЫ –информация о расходах по обычным видам деятельности, связанная с управлением организацией:

-административно-управленческие расходы

-на содержание общественного персонала, не связанного с производственным процессом

-арендная плата за помещения общехозяйственного назначения

-расходы по оплате аудиторских, консультационных и других подобных услуг

и др.

ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) ОТ ПРОДАЖ = Валовая прибыль – (коммерческие расходы + управленческие расходы)

Отражается информация о прибыли (убытке) организации от обычных видов деятельности.

ДОХОДЫ ОТ УЧАСТИЯ В ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ – информация о доходах организации, полученных от участия в УК других организации и являющихся для нее прочими (ПБУ 9/99):

-суммы распределенной в пользу организации части прибыли (дивидендов)

-стоимость имущества, полученная при выходе из общества или ликвидации организации.

ПРОЦЕНТЫ К ПОЛУЧЕНИЮ – доходы организации в виде %, являющихся для организации прочими доходами:

-% по займам, по коммерческим кредитам

-% по ценным бумагам

Отражается по кредиту 91/1 (прочие доходы).

ПРОЦЕНТЫ К УПЛАТЕ – прочие расходы организации в виде начисленных к уплате % (ПБУ 10/99, ПБУ 15/2008):

-%, уплаченные по всем видам заемных обязательств организации

-дисконт, причитающийся к уплате по облигациям и векселям.

ПРОЧИЕ ДОХОДЫ:

-штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров

-активы, полученные безвозмездно

-прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году

-положительные курсовые разницы

Отражается по кредиту 91/1.

ПРОЧИЕ РАСХОДЫ:

-расходы, связанные с участием в УК других организаций

-расходы, связанные с оплатой услуг, оказанных кредитными организациями

-отчисления в оценочные резервы

-убытки прошлых лет

-возмещения причиненных организацией убытков и т.д.

Учитываются по дебету 91/2.

ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) ДО НАЛОГОООБЛОЖЕНИЯ – информация о прибыли (убытке) до налогообложения.

= (прибыль (убыток) от продаж + доходы от участия в других организациях + проценты к получению + прочие доходы) – (проценты к уплате + прочие расходы)

ТЕКУЩИЙ НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ –информация о текущем налоге на прибыль, то есть о сумме налога на прибыль, начисленной к уплате в бюджет, отраженной в налоговой декларации по налогу на прибыль организации (ПБУ 18/02).

В Т. Ч. ПОСТОЯННЫЕ НАЛОГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (АКТИВЫ) – сальдо постоянных налоговых обязательств (активов). Учитывается по дебету или кредиту 99. Определяется как разница между кредитовыми и дебетовыми оборотами за отчетный период по счет 99.

ИЗМЕНЕНИЕ ОТЛОЖЕННЫХ НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ – информация об изменении величины отложенных налоговых обязательств, признанных в БУ в соответствии с ПБУ 18/02.

Значение показателя этой строки определяется как разница между кредитовым и дебетовым оборотами по счету 77.

ИЗМЕНЕНИЕ ОТЛОЖЕННЫХ НАЛОГОВЫХ АКТИВОВ –информация об изменении величины отложенных налоговых активов в соответствии с ПБУ 18/02. Разница между дебетовым и кредитовым оборотами по счету 09.

ПРОЧЕЕ –информация об иных показателях, оказавших влияние на величину чистой прибыли организации (ПБУ 4/99):

-налоги, уплаченные организациями, применяемые специальные налоговые режимы, налог на игорный бизнес

-штрафные санкции за нарушение налогового и иного законодательства

-доначисления (суммы к уменьшению) по налогу на прибыль за предыдущие налоговые периоды в связи с выявлением несущественных ошибок и др.

ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) – отражается информация о чистой прибыли (убытке) организации, полученной за отчетный период и аналогичный период предыдущего года.

Определяется на основе счета 99 (сальдо по счету 99 на конец отчетного периода). Чистая прибыль - по кредиту 99, убыток - по дебету 99.

36. Пояснительная записка: назначение, порядок подготовки

Пояснительная записка к бухгалтерской (финансовой) отчетности составляется с целью обеспечения пользователей бухгалтерской отчетности дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в основные формы отчетности, но которые им необходимы для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении. Главным отличием этой отчетной формы от рассмотренных ранее форм является то, что при ее заполнении используются самые различные данные, в том числе и не находящие отражения в системном бухгалтерском учете. Именно наличие в этой отчетной форме показателей, формируемых вне системы бухгалтерского учета, позволяет говорить о ее специфичности.

В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности должна быть приведена информация о данных, требование о раскрытии которых определено п. 27 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». При этом в ней отражается та информация, которая не вошла с состав показателей, определенных в образце приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5). Кроме того, формирование информации в пояснительной записке не ограничивается только этими показателями. Практически каждое положение по бухгалтерскому учету из ныне действующих приводит из регламентируемой им сферы учета перечень показателей, часть из которых должна быть как минимум раскрыта в пояснительной записке. Этот перечень, как правило, приводится в завершении каждого положения по бухгалтерскому учету и именуется «Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности».

В настоящее время организация самостоятельно определят объем информации, приводимой в ПЗ, и форму подачи материалов в виде отчета, а действующие нормативы лишь излагают общие требования к ее содержанию.

ПЗ должна выполнять следующие основные задачи:

1. Обеспечить информационную нагрузку форм бухгалтерской отчетности.

2. Раскрыть существенность информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности.

3. Предоставить пользователям сопоставимую отчетную инф-мацию за ряд отчетных периодов.

4. Предоставить данные аналитических показателей наиболее важнейших с точки зрения деятельности организации.

Назначение ПЗ тесным образом связано с составом включаемых в нее разделов. ПЗ должна быть составлена с учетом требований ПБУ. Следовательно, в ПЗ важно включить разделы, соответствующие требованиям отдельных положений. Виды информации, подлежащие выделению в качестве отдельных разделов пояснительной записки, следующие:

· Краткая характеристика юридического лица и основные направления его деятельности

· Учетная политика организации

· Информация об аффилированных лицах (вознаграждения членов совета директоров (наблюдательного совета))

· Инф-ция для обеспечения сопоставимости данных за отчет. период и предшествующие годы

· Основные факторы, повлиявшие в отчетном периоде на хозяйственные и финансовые результаты деятельности организации

· События после отчетной даты и условные факты хозяйственной деятельности

· Данные о важнейших отчет-х показателях по видам деят-ти и географическим рынкам сбыта

· Государственная помощь

· Участие в природоохранных мероприятиях

· Динамика важнейших показателей отчетности и порядок расчетов аналитических коэф-тов

· Прибыль на акцию

Минимальный состав ПЗ включает следующие разделы:

1. Краткая характеристика организации и основные направления ее деятельности.

2. Учетная политика организации.

3. Основные факторы, повлиявшие на результаты финансовой деятельности организации.

4. Числовые расшифровки к бухгалтерскому балансу.

5. Числовые расшифровки к отчету о прибылях и убытках.

При наличии информации, удовлетворяющей другим разделам ПЗ, организации рекомендуется заполнить соответствующие разделы и включить их в состав пояснений к отчету.

Отечественная практика выработала определенные подходы к порядку подачи информации, отражаемой в пояснительной записке. В соответствии с такими подходами эта форма отчетности, как правило, содержит несколько самостоятельных разделов, позволяющих систематизировать всю информацию в разрезе показателей, подлежащих обязательному раскрытию. Так, например, разделы пояснительной записки могут последовательно соответствовать формам бухгалтерской отчетности, информация которых требует дополнительного раскрытия. При этом раскрытие информации в этой отчетной форме, как правило, начинается с раздела, в котором отражаются основные сведения об организации и ее собственниках.

К таким сведениям относятся: наименование организации (полное и сокращенное), ее организационно-правовая форма, юридический адрес, сведения об учредителях, размер указанного в учредительных документах уставного (складочного) капитала, среднегодовая численность работников за отчетный период или численность работающих на отчетную дату, состав (фамилии и должности) членов исполнительных и контрольных органов организации.

Акционерные общества в пояснительной записке приводят фамилии и должности членов совета директоров (наблюдательного совета), членов исполнительного органа, общую сумму выплаченного им вознаграждения. При этом описываются все виды выплаченного вознаграждения (оплата труда, премии, комиссионные и иные имущественные предоставления (льготы и привилегии)).

В следующем разделе пояснительной записки принято раскрывать основные положения учетной политики. В обязательном порядке указываются принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности. В случаях изменения учетной политики в течение отчетного года в рассматриваемом разделе пояснительной записки указывается причина, повлекшая за собой указанные изменения.

В следующем разделе пояснительной записки, как правило, отражаются данные о факторах влияния на динамику развития организации. К ним принято относить информацию, характеризующую деятельность организации в разрезе тех предметов деятельности, которые квалифицируются организацией как обычные.

При изложении основных показателей деятельности может быть приведена характеристика основных средств (доля активной части основных средств, коэффициенты износа, обновления, выбытия и пр.), нематериальных активов, финансовых вложений, научно-технического уровня продукции и пр. При этом информация может быть дополнена необходимыми аналитическими таблицами, расшифровками. Рекомендуется определять тенденции основных показателей деятельности, а также качественные изменения в имущественном и финансовом положении, их причины.

В случае необходимости в пояснительной записке следует указывать принятый порядок расчета аналитических показателей (рентабельность, доля собственных оборотных средств и пр.).

Кроме того, может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются: широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами организации, и др.; степень выполнения плановых показателей, обеспечения заданных темпов их роста (снижения); уровень эффективности использования ресурсов организации.

Также в этом разделе отражаются решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределения прибыли, оставшейся в распоряжении организации. Раскрытие информации о решениях по распределению прибыли являются одними из важнейших сведений во всей системе данных пояснительной записки.

Также в рассматриваемом разделе пояснительной записки раскрывается различная дополнительная информация, например о природоохранных мероприятиях. В этом случае приводятся основные проводимые и планируемые организацией мероприятия в области охраны окружающей среды.

В следующем раздел пояснительной записки принято отражать информацию, раскрывающую основные показатели бухгалтерского баланса. В частности, к такой информации относятся данные, сопутствующие нематериальным активам, основным средствам и материально-производственным запасам.

При раскрытии информации, сопутствующей нематериальным активам, приводятся данные о способах оценки нематериальных активов, приобретенных за неденежные средства.

В свою очередь, при формировании информации, сопутствующей основным средствам, раскрываются данные о поступлении и выбытии основных средств по основным группам в течение отчетного года.

Следующий раздел пояснительной записки содержит информацию, раскрывающую основные показатели отчета о прибылях и убытках. К такой информации относятся данные, связанные с формированием доходов и расходов.

При раскрытии информации о доходах обязательно указывается как порядок признания выручки организации, так и способ определения готовности работ, услуг, продукции, выручка от выполнения, оказания, продажи которых признается по мере готовности. В свою очередь, при формировании информации о расходах следует представить данные об изменении величины расходов, не имеющих отношения к исчислению себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг в отчетном году,.

Особое внимание составителями отчетности должно уделяться представлению информации об условных фактах хозяйственной деятельности. Так, например, по каждому условному обязательству следует приводить краткое описание характера обязательства и ожидаемого срока его исполнения, а также краткую характеристику неопределенностей, существующих в отношении срока исполнения и величины обязательства.

Кроме того, представляется информация о резервах, образованных в связи с последствиями условного факта. При наличии выданных организацией гарантий, обязательств, вытекающих из учтенных (дисконтированных) организацией векселей, и других аналогичных обязательств, принятых на себя организацией, указывается их величина.

Таким образом, значительная часть пояснительной записки формирует информацию, которая недостаточно существенна для ее отдельного представления в основных формах бухгалтерской отчетности, но является достаточно важной как для собственников, так и для отдельных групп пользователей в целях принятия решения о взаимодействии с организацией.

ВОПРОС № 37. Структура и содержание отчета о движении капитала

Основной целью представления в бухгалтерской отчетности показателей капитала организации является обеспечение всех пользователей информацией о его составе и динамике, которая выражает эффективность управления организацией, а также экономических правах пользователей отчетности, связанных с деятельностью этой организации.

Положение по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» устанавливает принципы формирования информации, которая должна быть представлена и раскрыта в отчете о движении капитала организации.

Капитал в бухгалтерской отчетности должен отражаться по составляющим его элементам:

1.уставный капитал,

2.резервный капитал,

3.добавочный капитал,

4.нераспределенная прибыль,

5.резервы предстоящих расходов,

6.оценочные резервы,

7.целевые поступления.

В отчете указываются не только суммы его составляющих, но и факторы, влияющие на изменение капитала.

1.На изменение уставного капитала могут повлиять:

· дополнительный выпуск акций или уменьшение их количества;

· увеличение или уменьшение номинальной стоимости акций;

· реорганизация предприятия.

2.Величина резервного капитала формируется путем представления в отчете об изменениях капитала сумм остатков резервного капитала и других аналогичных фондов, создаваемых организацией в соответствии с учредительными документами и законодательством Российской Федерации.

Факторами динамики изменений резервного капитала является его создание и наращивание за счет нераспределенной прибыли предприятия и направление сумм резервного капитала на покрытие убытков организации за отчетный год, а также на выплату дивидендов по привилегированным акциям.

3.Информация о добавочном капитале, отражаемая в отчете об изменениях капитала, отражается в разрезе составляющих, характеризующих динамику его движения.

К показателям увеличения добавочного капитала относятся:

· эмиссионный доход акционерного общества, полученный от размещения акций сверх номинальной стоимости;

· сумма дооценки внеоборотных активов;

· средства целевого финансирования, направленные на приобретение (создание) инвестиционного актива;

· курсовая разница, возникающая при формировании уставного (складочного) капитала организации.

В свою очередь, факторами, влияющими на уменьшение добавочного капитала, могут быть:

· уменьшение стоимости основных средств в результате их переоценки только в части сформированного добавочного капитала за счет прироста стоимости основных средств;

· направление его сумм на увеличение уставного капитала;

· распределение сумм добавочного капитала между учредителями организации;

· направление его сумм на погашение убытка, выявленного по результатам деятельности организации за год.

4.На нераспределенную прибыль влияют:

— финансовые результаты отчетного года;

— размер выплаченных дивидендов;

— сумма отчислений в резервные фонды;

— сумма, направленная на покрытие убытков отчетного года;

— сумма изменений, отражающая последствия реорганизации предприятия.

Величина оценочных резервов и резервов предстоящих расходов представляется в отчете об изменениях капитала в разрезе их остатков на заданную дату с выделением сумм образованных и использованных резервов в отчетном году.

5.Резервы предстоящих расходов могут создаваться в соответствии с учетной политикой организации по закрепленным ею видам резервов. Информация о таких резервах, отражаемая в отчете об изменениях капитала, представляется в развитие соответствующего показателя бухгалтерского баланса.

Целью создания резервов предстоящих расходов является равномерность включения расходов на создание резервов в затраты производства (обращения), т. е. достижение организацией стабильных финансовых результатов. Именно равномерное (ежемесячное или ежеквартальное) включение сумм, отчисляемых в резервы, позволяет добиться относительной стабильности.

6.Основное назначение оценочных резервов — уточнение оценки активов организации, отражаемых в балансе.

В состав оценочных резервов включаются:

· резервы под снижение стоимости материальных ценностей,

· резервы под обесценение вложений в ценные бумаги

· резервы по сомнительным долгам.

o Необходимость создания резервов под снижение стоимости материальных ценностей диктуется правилами оценки ресурсов в обороте т.е. запасы материалов и иных аналогичных средств в обороте подлежат отражению в бухгалтерском балансе по наименьшей из двух оценок: фактической себестоимости приобретения (заготовления) или цене возможной продажи (рыночной).

o Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги создаются под потенциальное обесценение собственных вложений в ценные бумаги.

o Резервы по сомнительным долгам создаются под дебиторскую задолженность организации, которая не погашена в предусмотренный договором срок и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Представление капитала в отчетности теснейшим образом связано с величиной чистых активов предприятия. Поэтому в отчете об изменениях капитала принято справочно отражать данные о стоимости чистых активов для оценки степени ее ликвидности. При этом под чистыми активами понимается величина, определяемая путем вычитания из суммы активов акционерных обществ суммы их обязательств. В свою очередь, перечень активов и обязательств акционерных обществ, принимаемых к расчету, определяется соответствующим нормативным актом.

Таким образом, перечень рассмотренных показателей, подлежащих отражению в отчете об изменениях капитала, позволяет говорить, что имеются все предпосылки для создания полноценной информационной базы о важнейшей категории рыночной экономики — собственного капитала организации.

ВОПРОС № 38. Приложения к бухгалтерскому балансу: назначение и содержание

Приложение к бухгалтерскому балансу призвано обеспечивать пользователей бухгалтерской отчетности дополнительными данными, которые представляют собой расшифровку основных статей бухгалтерского баланса.

В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22 июля 2003 г. № 67н. вертикальная структура приложения к бухгалтерскому балансу представляет собой следующие показатели:

Структура приложения к бухгалтерскому балансу представлена 10-ю разделами, в которых отраена информация о наличии на начало и конец отчетного периода и движения в течение отчетного периода показателей таких объектов бухгалтерского учета, как:

Нематериальные активы;

Основные средства;

Наши рекомендации