Исторические этапы развития бухгалтерского дела в отдельных государствах.
Тема 1
СУЩНОСТЬ БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА
И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Сущность и содержание бухгалтерского деда. Цели и задачи дисциплины.
1.2. Исторические этапы развития бухгалтерского дела.
1.3. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России.
1.4. Цели и задачи реформирования бухгалтерского учета в России.
1.1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
В современных условиях хозяйствование оперативность и качество бухгалтерской информация во многом зависят от того, насколько рационально организован бухгалтерский учет на предприятии или в организации и насколько эффективно осуществляется деятельность бухгалтерских служб и специалистов в области бухгалтерского учета, составляющих основу содержания бухгалтерского дела.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Содержание бухгалтерского учета определяет система наблюдения хозяйственной жизни соответствующего экономического субъекта. Эта система реализуется путем использования количественных и стоимостных показателей на базе сплошной, непрерывной и документально фиксированной взаимосвязи совершаемых хозяйственных операций.
Бухгалтерское дело, являясь составной частью системы бухгалтерского учета, обеспечивает возможность практического сбора и представления документально обоснованной информации в системе бухгалтерского учета.
Другими словами, бухгалтерское дело представляет собой профессиональную деятельность бухгалтеру во всех ее проявлениях - ведении учета, составлении отчетности, формировании учетной политики организации, контроле, анализе данных; участии в профессиональных организациях и т.д.
Сущность бухгалтерского дела составляет деятельность бухгалтерской службы по сбору, регистрации, обобщению информации обо всех хозяйственных операциях на предприятии в специально разработанных и оформленных бухгалтерских документах, а также организация их движения, учета и хранения.
Элементами метода бухгалтерского дела являются многочисленные виды документов (финансовые, расчетно-денежные, первичные учетные, отчетно-статистические, организационно-распорядительные) - продукты труда работников бухгалтерии, включающие в себя основные показатели, отражающие жизнеспособность предприятия и перспективы его дальнейшего существования.
Эффективная и рациональная организация бухгалтерской деятельности на предприятии является необходимым условием функционирования всей системы бухгалтерского учета, от которой зависит возможность получения и представления заинтересованным пользователям всей необходимой информации.
Бухгалтерский учет должен вестись всеми организациями, находящимися на территории Российской Федерация (РФ), а также филиалами и представительствами иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
Основными задачами организации бухгалтерского учета являются:
* формирование достоверной, полной и своевременной информации о совершаемых хозяйственных операциях по приобретению и использованию имущества экономическим субъектом, его обязательствам;
* предупреждение и нейтрализация производственных потерь на всех стадиях кругооборота хозяйственных средств независимо от причин их возникновения;
* предоставление пользователям необходимой информации, соответствующей требованиям действующего законодательства, о всех участках деятельности экономического субъекта;
* своевременное и полное предоставление качественной отчетности внутренним и внешним пользователям учетной информации о финансовых результатах деятельности экономического субъекта и его финансовом положении, а также его положение на соответствующем рынке товаров, работ или услуг;
* предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности предприятий и организаций и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
При этом в сферу бухгалтерского дела включаются:
* прием, регистрация входящей и исходящей корреспонденции и ее отправка по назначению;
* прием документов на рассмотрение и подписание администрацией;
* распределение рассмотренных администрацией документов между структурными подразделениями и сотрудниками для исполнения и ознакомления сотрудников с директивными актами;
* учет стадий прохождения исполнения документов с обеспечением их сохранности;
* сдача дел в архив и обеспечение их хранения.
Цель преподавания дисциплины «Бухгалтерское дело» состоит в подготовке бухгалтеров высокой квалификации, способных в условиях развития рыночных отношений, на основе знаний в области бухгалтерского дела организовать работу бухгалтерской службы на предприятии, оценить риски и выбрать оптимальный вариант выполнения хозяйственных операций.
Задачи изучения дисциплины вытекают из цели ее преподавания и связаны с формированием специалиста-бухгалтера. Основными задачами изучения курса «Бухгалтерское дело» являются:
* рассмотрение бухгалтерского дела как науки, основного источника достоверной информации, необходимой для успешного управления предприятием и делового сотрудничества за его пределами;
* получение методологического представления о роли и значении бухгалтерского дела в условиях перехода к рынку;
* овладение теоретическими и практическими основами организации учетного процесса на всех предприятиях независимо от ведомственной принадлежности, форм собственности и организационно-правовых форм и видов деятельности;
* ознакомление с порядком ведения записей в первичных документах, системой счетов бухгалтерского учета, технологией обработки учетной информации, учётными регистрами и формами бухгалтерского учета.
Предмет дисциплины «Бухгалтерское дело» представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых по своему содержанию тем, отражающих правовые, экономические и методологические вопросы организации бухгалтерского учета в Российской Федерации.
В современных условиях существенным изменениям подвергаются теоретические и методологические основы теории бухгалтерского учета, а именно: содержание и определение предмета бухгалтерского учета, его объекты, основные задачи, требования и принципы, а также содержание разделов и вопросов их толкования. Хорошее знание курса «Бухгалтерское дело» имеет первостепенное значение для формирования профессиональной подготовки и деловых качеств экономистов, бухгалтеров, аудиторов, финансистов и банкиров. Эта дисциплина представляет собой фундаментальную теоретическую часть бухгалтерского учета.
В результате изучения дисциплины «Бухгалтерское дело» студент должен знать:
* нормативную базу по вопросам регулирования и организации бухгалтерского дела на российских предприятиях;
* требования, предъявляемые к специалистам - бухгалтерам и аудиторам;
* цели и задачи функционирования профессиональных организаций бухгалтеров и аудиторов;
* функции бухгалтерской службы предприятия;
* права и обязанности работников бухгалтерской службы;
* возможности совершенствования технических средств сбора, передачи и обработки бухгалтерской информации, области их применения;
* порядок отражения хозяйственных операций в учете и отчетности.
Студент должен уметь:
* организовать работу бухгалтерской службы на предприятии;
* сформировать перечень должностных обязанностей работников бухгалтерской службы предприятия;
* оформлять первичные документы, учетные регистры и бухгалтерскую отчетность предприятия;
* осуществлять комплексный анализ и оценку хозяйственных операций, осуществляемых на предприятии;
* выбирать оптимальный вариант решения хозяйственных ситуаций.
Изучение дисциплины «Бухгалтерское дело» помогает сформировать специалистов, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки. Для усвоения данной дисциплины необходимо предварительное изучение следующих курсов: «Теория бухгалтерского учета», «Экономическая теория».
1.2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА
История современной бухгалтерской науки и, как следствие, профессия бухгалтера, насчитывает несколько столетий. В развитии бухгалтерского дела можно выделить 5 основных этапов.
Для I этапа (с момента возникновения товарно-денежных отношений до конца XVII века) было характерно:
* появление различных способов регистрации фактов хозяйственной деятельности в учетных регистрах (журналах, ведомостях и др.) в виде систематических и хронологических записей;
* мануфактурное производство;
* сосуществование натурального обмена и товарно-денежных отношений.
В период правления Альфонса Мудрого в Кастилии (Испания) в 1263 г. был издан специальный закон об обязательном ежегодном составлении отчетности управляющими государственных предприятий. В это же время складываются три основные системы хозяйственного учета: простая (униграфическая) - объектом учета выступают наличие и движение ценностей; камеральная (сметная, бюджетная) - учитывается выполнение сметы расходов и доходов; двойная (диграфическая) - все факты хозяйственной жизни непременно фиксируются дважды в одинаковой сумме.
Все эти три системы сохранились до наших дней: простая система применяется малыми предприятиями, перешедшими на упрощенную систему учета и отчетности, камеральная система существует во всех организациях, не ставящих целью получение прибыли, — это так называемые бюджетные организации; двойная система принята во всех коммерческих организациях. Их основное отличие состоит в том, что для организаций первого типа получение денег признается доходом, а их выплаты - расходом.
Во второй половине XV века в трудах Бенедетто Котрульи (1468 г.) впервые говорится о бухгалтерском учете как о науке, Бенедикт Котрульи в своей работе под названием «О торговле и совершенном купце», в главе « О купеческой бухгалтерии» излагает суть ведения учета в трех книгах - Главном, журнале и мемориале с применением двойной записи на счетах.
В Венеции в 1494 г. была издана книга по математике францисканского монахи Луки Пачоли «Совокупность всей арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях», в которой одна из частей называлась «Трактат о счетах и записях». В этой работе изложен венецианский способ ведения двойной бухгалтерии торговых и кредитных операций средневековых купцов. Луке Пачоли принадлежит авторство следующих пяти главных положений бухгалтерского учета, не утративших своего значения и в настоящее время:
1. Он дал теоретическое истолкование двойной записи (без употребления терминов «дебет» и «кредит»), создал персоналистическую модель учета и заложил основы для его юридического истолкования, что было подтверждено в работах Э. Дегранжа и Дж. Чербони.
2. Персоналистическая модель учета привела к возможности самостоятельного рассмотрения таких абстрактных бухгалтерских категорий, как дебет и кредит. Тем самым создавались условия для выделения бухгалтерского учета в самостоятельную науку.
3. Бухгалтерский учет рассматривался им как самостоятельный метод, основанный на применении двойной записи а применяющийся для отражения хозяйственных процессов.
4. Он ввел двойную запись на счетах, которые рассматриваются как система (план) учета. По его, мнению, организация системы (плана) не могла быть постоянной, а должна зависеть от цели, преследуемой администрацией.
5. Впервые в бухгалтерский учет введено моделирование, основанное на комбинаторике, что позволяет построить общую модель, в рамках которой любая учетная задача истолковывается как частный случай.
Идеи Луки Пачоли были развиты его последователями. В результате сформировалась такая наука, как бухгалтерский учет. Венцом данного периода стало широкое использование метода двойной записи. Однако бухгалтерское дело еще не рассматривается как отдельная наука, а курс «счетоводство» включен отдельным разделом в математику.
В Германии, где 13 февраля 1498 г. император Священной Римской империи Максимилиан I подписал следующий указ: «Повелеваем делопроизводителя вашей палаты» доверенного и прилежащего писца, который ведет книги, отныне называть бухгалтером, каковым должен теперь быть Христоф Штехер». Так впервые появилось слово «бухгалтер».
II этап (конец XVII в. - конец XVIII в.) развития бухгалтерского дела приходится на время:
* революционных преобразований в области производства - переход на машинный технологический базис;
* развития разнообразных форм хозяйственных сделок и увеличения объемов как торговых, так и финансовых операций.
Для этого периода характерны единообразные подходы к основам систематизации бухгалтерских записей. Так, до середины XVIII в. доминировала «Развитая итальянская форма счетоводства». В дальнейшем Гельвигом была предложена «Мемориально-кассовая форма».
III этап (конец XVIII в. - конец XIX в.) отмечен развитием в промышленности и торговле неизвестных ранее форм предпринимательства. Появление финансовых рынков ценных бумаг, многочисленные скандалы, связанные с финансовыми аферами, вынудили отдельные страны поставить под государственные контроль и регулирование системы бухгалтерского учета, учредить институт аудита. В этот период возникают различные теории счетоводства: юридическая - во Франции, экономическая – в Италии, камеральная - в Германии.
С началом промышленной революции стали появляться профессиональные бухгалтера. Так, Закон о компаниях 1844 г. предусматривал обязательную аудиторскую проверку фирм - банкротов. Каждый член Общества бухгалтеров, образованного в 1854 году в Эдинбурге, в соответствии с королевской хартией получил право на титул «присяжного бухгалтера».
IV этап (конец XIX в. - начало XX в.) по существу стал периодом становления бухгалтерского дела как области научных знаний. Большинство авторов, среди них Франческо Вилла, Д. Масса, Е. Пизани, А.П. Рудановский и т. д., стремились сформулировать теоретические основы бухгалтерского учета.
В конце XIX в. в Эдинбурге было создано и активно работало «Общество бухгалтеров». А в 1880 г. с одобрения королевы Виктории создан Институт присяжных бухгалтеров Англии и Шотландии. Считается, что с этого момента профессия профессионального бухгалтера получила признание на государственном уровне.
В 1941 г. Американский институт присяжных бухгалтеров дал следующее определение бухгалтерского учета: «Учет есть искусство записи, классификация и обобщения счетов путем регистрации в денежных единицах сделок и событий, которые, по крайней мере в какой-то части, имеют финансовый характер, а также интерпретации полученных результатов». A в 1970 г. этим институтом было заявлено, что функция учета - «обеспечить количественную информацию, главным образом финансового характера, о хозяйствующих субъектах в целях использования этой информации для принятия управленческих решений».
V этап (начало 20 столетия и до наших дней), по мнению российских экономистов В. Д. Новодворского и А. Н. Хорина, целесообразно разделить на два этапа:
* до середины XX в. характеризуется разработкой базовых принципов объективной оценки имущественно-правового положения самостоятельного хозяйствующего субъекта, целевой направленностью в построении системы бухгалтерского учета, расширением государственной регламентации национальной системы бухгалтерского учета и отчетности
* до нашего времени характеризуется разработкой принципов оценки имущественно-правового положения хозяйствующих субъектов в условиях внешней рыночной среды и в связи с принятием эффективных хозяйственных решений по извлечению будущих экономических выгод; разработкой и внедрением Международных стандартов по бухгалтерскому учету и аудиту.
Несмотря на существование общих тенденций в развитии мировой экономики, нельзя не отметить особую роль отдельных государств в становлении бухгалтерского дела. Наглядно это можно проследить на примерах Франции, США и Великобритании (таблица 1).
Таблица 1
Исторические этапы развития бухгалтерского дела в отдельных государствах.
этапы | Франция | США | Великобритания |
I | Колониальная система, натуральный обмен сырьем, появляются таможенные тарифы. Протекционизм. Монархия. Таможенные тарифы контролировались министром финансов. Бухгалтерский учет велся простой записью, но отчетность составлялась в виде «декларации о доходах». Развивается патентное дело, лицензирование деятельности. Появляются кооперации и товарищества. Зарождается кредитно-денежная система через ростовщиков и банкиров. | Образование США (1776). Происходит рывок в развитии промышленности (текстильные фабрики; строительство железных дорог, предприятий тяжелой промышленности). | Страна аграрная, городская цеховая промышленность развита слабо. Флот намного уступал голландскому. В XVI в. начался стремительный подъем экономики, развивается суконная мануфактура, английская шерсть вывозится на континент на продажу. |
II | Буагильбер создает теорию уничтожения серебра и золота. Появляются бумажные деньги. В товарно-денежных отношениях возникла потребность в одном всеобщем эквиваленте обмена. Развиваются сельское хозяйство, мануфактурное производство. Оценка доходов и обращения между производителями и потребителями переходят на единую денежную единицу. Появляется теория утопического социализма, представители которой выступают против частной собственности, а также теория добавочного капитала. Развивается система налогообложения. | Реймонд создает теорию протекционизма (защита национальных мелких товаропроизводителей и банков, поскольку те не могут воспользоваться крупными займами и противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу). Бухгалтерская отчетность не носит публичного характера; бухгалтерский учет ведется, как в Англии, с помощью двойной записи. Победа капитализма (1861-1862). Экономика широко шагнула вперед и превозшла английскую. Появляются мелкие банки, регулируется объединение банков в корпорации. США выходят на мировой рынок. Совершенствуется учет, бухгалтерский опыт Великобритании. | Томас Мен публикует свое исследование «Богатство Англии во внешней торговле». Хозяйственный учет основывался на принципе «общего котла», когда затраты учитывались все вместе. Его недостаток: итог не показывал источников формирования затрат по отдельным статьям и элементам. В бухгалтерском учете использовались: 1) «запись сводимых» и «двойная запись»; 2) «фиксация». |
III | Пьер Лафарг создает теорию кооперативного социализма. Возникает теория денежно-кредитных отношений, защищающая принципы монетарного регулирования. Зарождается ростовщический капитализм. Происходит становление крупной промышленности, появляются акционерные общества. Обрабатываются система вексельных отношений и формы кредиторской задолженности. принимается закон о банкротстве. учреждается Контрольно-ревизионная палата. | В 1882 г. создан институт бухгалтеров, в 1886 – Ассоциация обществ бухгалтеров. Уокер и Джордж формулируют закон убывания ценности национальной земельной ренты. Расширяется участие в международной торговле. | Дж. Магнер Фелс и Э. Такер в 1887 г. издают «Производственные счета: принципы и практика их ведения», в которой предлагается: 1) регистрация с помощью двойной записи; 2) выделять фиксированные затраты. Появляются: «стандарт-костинг» (Дж. Теплер Нортон, 1889); «счет по отделам» (А. Г. Черч, 1901). Согласно теории учета затрат в накладных расходах были выделены общеорганизационные затраты. Введен учет рабочего времени. |
IV | В 40-50 г. ХХ в. страна отстала по основным экономическим показателям от мировых лидеров. К 60-м годам развивается законодательство по предпринимательству. Государство издает Закон «О льготном налогообложении предприятий». В 70-е годы возникают новые концепции и школы по теории предпринимательства. В 80-е годы страна переходит на европейские стандарты PCG. | Период развития монополий и империализма. В 1913 г. принята попытка унификации хозяйственных документов. В 1917 г. появляются присяжные бухгалтеры. Они создают комитет по стандартизации бухгалтерского учета. 1930 г. – сздан комитет по сотрудничеству с фондовой биржей в области бухгалтерской отчетности. | Бухгалтерская система развивается независимо от государства. Подход к бухгалтерскому учету сугубо экономический. Формирование национальной системы учета происходит под влиянием таких факторов, как: экономияческая ситуация в стране; национальные особенности и традиции бизнеса; законодательная среда; экономические, политические и иные связи с другими государствами. |
V | Основные элементы бухгалтерского дела на предприятиях регулируются государством. Во Франции располагается штаб-квартира ассоциации аудиторов (при ООН) | Формулируются GAAP (принципы учета и регулирования частной практики США), единая форма стандартизации. | Дж. Харрисон создает систему «директ-кост» и доказывает, что необходимость в распределении накладных расходов отпадает. Сущность его подхода заключается в том, что издержки делятся на условно-постояннве и условно-переменные; оценка имущества осущечтвляется по цене реализации. |
1.3. КОНЦЕПЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России - документ, определяющий основы построения системы бухгалтерского учета в условиях новой экономической среды, складывающейся в стране. Основывается на последних достижениях науки и практики, ориентируется на модель рыночной экономики, использует опыт стран с развитой рыночной экономикой, отвечает международно признанным принципам учета и отчетности. Концепция призвана:
* обеспечивать заинтересованных специалистов информацией об общих подходах к организации и ведению бухгалтерского учета;
* быть основой поэтапной разработки новых и пересмотра действующих нормативных документов по бухгалтерскому учету;
* способствовать принятию решений по вопросам» еще не урегулированным нормативными документами;
* помогать потребителям бухгалтерской информации в понимании данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности.
Концепция не заменяет нормативные документы по бухгалтерскому учету. Если какое-либо положение Концепции противоречит положению законодательного или нормативного акта по бухгалтерскому учету, то исполнению подлежит положение законодательного или нормативного акта.
Концепция определяет основы организации и ведения бухгалтерского учета для предприятий всех видов деятельности, отраслей и организационно-правовых норм. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории РФ, могут вести учет лишь для целей налогообложения. Для субъектов малого предпринимательства могут устанавливаться упрощенные формы реализации отдельных положений Концепции, не противоречащие цели бухгалтерского учета.
Целью бухгалтерского учета является формирование информации для внешних и внутренних пользователей. Применительно к внешним пользователям цель бухгалтерского учета - формирование информации о финансовом положении организации, финансовых результатах и изменениях в финансовом положении, полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений. Применительно к внутренним пользователям целью бухгалтерского учета является формирование информации, необходимой руководству организации для принятия управленческих решений, планирования, анализа и контроля производственной и финансовой деятельности. Информацию для внутренних пользователей, характеризующую финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и изменения в финансовом положении, целесообразно использовать при формировании информации и для внешних пользователей.
Для достижения указанных целей бухгалтерского учета предполагается, что он будет осуществляться в соответствии с допущениями имущественной обособленности, непрерывности деятельности организации, последовательности применения учетной политики и временной определенности фактов хозяйственной деятельности.
При формировании бухгалтерской информации налоговая система рассматривается как один из пользователей этой информации. Для этого пользователя должны быть подготовлены данные о деятельности организации, на основе которых и из которых возможно сформировать показатели, необходимые для осуществления налогообложения.
Формирование информации, удовлетворяющей потребности заинтересованных пользователей, обеспечивает руководство организации. Оно отвечает за эту информацию и представление ее заинтересованным пользователям.
Для удовлетворения общих потребностей заинтересованных пользователей в бухгалтерском учете формируется информация о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.
Финансовое положение организации определяется ее активами, структурой обязательств и капитала организации, а также способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования. Информация о финансовом положения организации формируется, главным образом, в виде бухгалтерского баланса.
Информация о финансовых результатах деятельности организации необходима для оценки потенциальных изменений в ресурсах при прогнозировании способности вызывать денежные потоки на основе имеющихся ресурсов. Данная информация формируется в основном в отчете о прибылях и убытках.
Информация об изменениях в финансовом положении организации дает возможность оценить ее инвестиционную, финансовую и текущую (операционную) деятельность в отчетном периоде. Данная информация обеспечивается, главным образом, отчетом о движении денежных средств.
Содержание, порядок формирования и способы представления информации для внутренних пользователей определяются руководством организации.
Информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть полезной пользователям, т.е. быть уместной, надежной и сравнимой.
Информация уместна, если ее наличие или отсутствие оказывает или способно оказывать влияние на решения пользователей, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки. На уместность информации влияют ее содержание и существенность. Существенной признается информация, отсутствие или неточность которой может повлиять на решения заинтересованных пользователей.
Информация надежна, если она не содержит существенных ошибок. Чтобы быть надежной, информация должна объективно отражать факты хозяйственной деятельности, а сами факты должны отражаться в бухгалтерском учете исходя не только из их правовой формы, но и их экономического содержания и условий хозяйствования.
Информация (кроме информации об объектах специального назначения) должна быть нейтральной, т.е. не быть односторонней. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки заинтересованных пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.
При формировании информации в бухгалтерском учете нужно придерживаться определенной осмотрительности в суждениях и оценках в условиях неопределенности таким образом, чтобы активы и доходы не были завышены, а обязательства и расходы не были занижены. При этом не допускаются создание скрытых резервов, намеренное занижение активов или доходов и намеренное завышение обязательств или расходов.
Информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть полной (с учетом ее существенности и сопоставимости затрат на сбор и обработку).
Информация об организации должна быть сравнимой за равные периоды времени для определения тенденций в изменении финансового положения и финансовых результатов организации. Заинтересованные пользователи должны также иметь возможность сопоставлять информацию о разных организациях, чтобы сравнивать их финансовое положение, финансовые результаты и изменения в финансовом положении. Для обеспечения сравнимости информации заинтересованные пользователи должны быть проинформированы об учетной политике организации, изменениях в ней и влиянии этих изменений на финансовое положение и финансовые результаты организации.
При формировании информации в бухгалтерском учете должны приниматься во внимание все факторы, ограничивающие уместность и надежность информации. Одним из таких факторов является своевременность информации.
Польза, извлекаемая из формируемой в бухгалтерском учете информации, должна быть сопоставима с затратами на подготовку этой информации.
Элементами информации о финансовом положении организации, отраженной в бухгалтерском балансе, являются активы, обязательства и капитал.
Активы - это хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов хозяйственной деятельности и которые должны привести ей экономические выгоды в будущем. Будущие экономические выгоды - это потенциальная возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию. Считается, что актив принесет в будущем экономические выгоды организации, когда он может быть:
· использован обособленно или в сочетании с другими активами в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;
· обменен на другой актив;
· использован для погашения обязательств;
· распределен между собственниками организации.
Материально-вещественная форма актива и юридические условия его использования не являются критериями отнесения ее к активам.
Обязательство - это существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты, по которой должны привести к оттоку активов. Обязательство может возникнуть в силу действия договора или правовой нормы, а также обычаев делового оборота.
Погашение обязательств предполагает обычно отток соответствующих активов в виде выплаты денежных средств или передачи других активов (оказания услуг). Оно может происходить также в форме замены обязательств одного вида другим, преобразования обязательств в капитал, снятия требований со стороны кредитора.
Капитал - это вложения собственника и прибыль, накопленная за время деятельности организации. При определении финансового положения организации величина капитала определяется как разница между активами и обязательствами.
Элементами формируемой в бухгалтерском учете информации о финансовых результатах деятельности организации, отражаемой в отчете о прибылях и убытках, являются доходы и расходы организации.
Доход - это увеличение экономических выгод в течение отчетного периода или уменьшение обязательств, которые приводят к увеличению капитала, отличного от вклада собственников. К доходам относят выручку от реализации продукции, работ, услуг, проценты и дивиденды к получению, роялти, арендную плату, а также прочие доходы.
Расход — это уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода или возникновение обязательств, которые приводят к уменьшению капитала, кроме изменений, обусловленных изъятиями собственниками. К расходам относят затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг), оплату труда работников, амортизационные отчисления, а также потери (убытки от стихийных бедствий, продажи основных средств, изменений валютных курсов и др.).
При определении финансового результата деятельности организации за отчетный период прибыль или убыток определяется как разница между доходами и расходами.
Для того чтобы быть признанными, т.е. включенными в бухгалтерский баланс или отчет о прибылях и убытках, активы, обязательства, доходы и расходы (объекты учета) должны отвечать соответствующему определению и следующим критериям:
* на дату составления бухгалтерской отчетности существует обоснованная вероятность того, что организация получит или потеряет какие-либо экономические выгоды, обусловленные объектом;
• объект может быть измерен с достаточной степенью надежности. При несоблюдении данного условия объект не включается в формы бухгалтерской отчетности, а должен быть отражен и объяснен в пояснениях к отчетности.
Принятие решения о включении объекта в формы бухгалтерской отчетности должно отвечать требованию существенности:
• актив признается в бухгалтерском балансе, когда вероятно получение организацией экономических выгод в будущем от этого актива и его стоимость может быть измерена с достаточно высокой степенью надежности;
• обязательство признается в бухгалтерском балансе, когда в результате исполнения соответствующего требования существует вероятность оттока хозяйственных средств, способных приносить организации экономические выгоды, и величина этого требования может быть измерена с достаточно высокой степенью надежности;
• доходы признаются в отчете о прибылях и убытках, когда возникшее увеличение в будущих экономических выгодах, связанных с соответствующим активом, или уменьшение в обязательствах может быть измерено с достаточно высокой степенью надежности;
* расходы признаются в отчете о прибылях и убытках, когда возникшее уменьшение в будущих экономических выгодах, обусловленное уменьшением актива, или увеличение обязательства может быть измерено с достаточно высокой степенью надежности. Расходы признаются с учетом прямой связи между произведенными затратами и поступлениями (соответствие доходов и расходов). Если расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется опосредованно, расходы признаются в отчете о прибылях и убытках путём их обоснованного распределения между периодами;
• затраты признаются как расход отчетного периода, когда очевидно, что они не принесут экономических выгод или когда будущие экономические выгоды не отвечают критерию признания актива в бухгалтерском балансе;
• расходами отчетного периода в отчете о прибылях я убытках признаются все затраты, удовлетворяющие критерию признания расходов независимо от того, как они трактуются для целей расчета налогооблагаемой базы. Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках, когда возникают обязательства, не обусловленные признанием соответствующих активов.
Оценка активов, обязательств, доходов и расходов производится, как правило, по фактической (первоначальной) стоимости (себестоимости), т.е. в сумме денежных средств, уплаченной или начисленной при приобретении или производстве объекта.
Для обеспечения полезности информации в соответствующих случаях оценка объектов может производиться:
* но текущей (восстановительной) стоимости (себестоимости), т.е. в сумме денежных средств, которая должна быть уплачена на дату составления отчетности в случае необходимости замены какого-либо объекта;
* по текущей рыночной стоимости (стоимости peaлизации), т.е. в сумме денежных средств, которая может быть получена в результате продажи объекта или при наступлении срока его ликвидации.
При отсутствии иной базы измерения для оценки отдельных объектов может быть использована дисконтированная стоимость.
1.4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИИ
До перехода на рыночную экономику была создана система бухгалтерского учета, отвечающая требованиям плановой экономики. Основным потребителем информации, формируемой в бухгалтерском учете, являлось государство в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансовых органов.
Изменение системы общественных отношений, пользователей информации, гражданско-правовой среды, а также необходимость приведения отечественной системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности обусловили необходимость соответствующей трансформации системы бухгалтерского учета в России.
В настоящее время реформирование бухгалтерского учета в России осуществляется на основе Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283.
Основная цель реформирования бухгалтерского учета - придведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики. В соответствии с этой целью определены главные задачи реформирования:
• формирование системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезность информации для внешних пользователей;
• обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями;
* гармонизация стандартов на международном уровне;
* оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении управленческого учета.
Основными направлениями реформирования бухгалтерского учета являются:
* законодательное и нормативное регулирование (на уровне Президента и Правительства РФ);
* формирование нормативной базы (стандартов);
* методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
* кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
* международное сотрудничество.
Для выполнения задач по каждому направлению намечено осуществить следующие меры:
I) подготовить необходимые изменения и дополнения в Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) и иные федеральные нормативные акты;
2) разработать и утвердить около 20 новых положений (стандартов) по бухгалтерскому учету и пересмотреть существующие на основе международных учетных стандартов, а также новые планы счетов бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций;
3) разработать:
* методические указания (инструкции и рекомендации) по бухгалтерскому учету в разрезе положении, в том числе методические рекомендации по учету затрат на производство, реализацию продукции, работ, услуг;
* типовые методические рекомендации по организации бухгалтерского учета на малых предприятиях с учетом требований международных стандартов;
пересмотреть:
* регистры бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций, кредитных учреждений и профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний и инвестиционных фондов;
* первичную учетную документацию с учетом требований рыночной экономики и международных стандартов;
4) для улучшения кадрового обеспечения переработать программы обучения специалистов разных уровней:
* Бухгалтер-счетовод готовится на первом уровне профессиональной подготовки начального профессионального образования через систему различных краткосрочных курсов.
* Бухгалтер-техник - специалист в области бухгалтерского учета среднего уровня. Подготовка осуществляется в техникумах и колледжах.
* Бухгалтер-экономист выпускается в государственных и коммерческих экономических вузах по специальности 06.05.00 «Бухгалтерский учет и аудит».
* Профессиональный бухгалтер - это специалист по бухгалтерскому учету высшей категории.
Кроме того, должны постоянно пересматриваться программы переподготовки сотрудников бухгалтерских служб, разрабатываться учебно-методическая литература, осуществляться аттестация профессиональных бухгалтеров, разрабатываться нормы профессиональной этики;
5) в области международного сотрудничества намечены вступление в Комитет по международным бухгалтерским стандартам финансовой отчетности, взаимодействие с международными и национальными специализированными организациями, в том числе с Координационным советом по методологии бухгалтерского учета стран СНГ. Важная роль в улучшении международного сотрудничества отводится созданному в декабре 1997 г. Международному центру по реформе бухгалтерского учета.
В работе по всем направлениям реформирования бухгалтерского учета будет принимать активное участие Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ) России.
Ряд положений Программы в области совершенствования методологического обеспечения системы бухгалтерского учета, обеспечения достоверного и полного раскрытия бухгалтерской отчетности и развития бухгалтерской профессии, подготовки и повышения квалификации специалистов бухгалтерского учета конкретизированы Письмом Правительства РФ от 13 апреля 2001 г. № КА-П13-06573 «Меры по реализации в 2001-2005 годах Программы реформирования бухгалтерского учета». Данным Письмом, например, предусмотрена разработка шести новых и переработка ряда уже имеющихся положений по бухгалтерскому учету.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается сущность бухгалтерского дела?
2. Каково содержание бухгалтерского дела?
3. Какие основные этапы развития бухгалтерского дела можно выделить? Охарактеризуйте каждый из них.
4. В чем заключается Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России?
5. Какова цель бухгалтерского учета?
6. Назовите элементы формируемой в бухгалтерском учете информации.
7. Каковы цели и задачи реформирования бухгалтерского учета?
8. Назовите основные этапы реформировамил бухгалтерского учета.
9. Какие уровни подготовки учетных кадров вы знаете? Охарактеризуйте их.