Исторические этапы развития психологии

Античное представление о психике человека

Античность. Именно в период расцвета античной культуры и были предприняты первые попытки по­нять, распознать, изучить и описать психику чело­века. Одним из первых направлений был анимизм, ко­торый рассматривал психику человека во многом с точки зрения мифологии и психологии богов. Анимизм рассматривал именно по­ведение и мышление богов, изучал их жизнь, стиль поведения и отношение к внешнему миру. Настоящей революцией в развитии мысли стал переход от анимизма к гилозоизму (от греч слов, означающих «материя» и «жизнь»), в соответствии с которым весь мир, космос считался изначально живым, границы между живым, неживым и психи­ческим не проводилось - все они рассматривались как порождения единой живой материи. Совершенно новую сторону познания этих явле­ний открыла деятельность философов-софистов (от греч софия - «мудрость»). Их интересовала не природа, с ее не зависящими от человека закона­ми, а сам человек, который, как гласил афоризм первого софиста Протагора, «есть мера всех вещей». В трудах древнегреческих мыслителей имеются попытки решения многих проблем, которые и сегодня направляют развитие психологических идей. В их объяснениях генезиса и структуры души обнаруживаются три направления поиска тех больших, независимых от индивида сфер, по образу и подобию которых трактовался микрокосм индивидуальной человеческой души. Первым направлением стало объяснение психи­ки, исходя из законов движения и развития мате­риального мира, из идеи об определяющей зависи­мости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы. Только после того как была осмыслена произволь­ность жизни души от физического мира, их внутрен­нее родство, а тем самым - и необходимость изу­чать психику, психологическая мысль смогла продвинуться к новым рубежам, открывшим свое­образие ее объектов. Второе направление античной психологии, со­зданное Аристотелем, ориентировалось преимуще­ственно на живую природу, исходной точкой для него служило отличие свойств органических тел от неорганических. Поскольку психика является фор­мой жизни, выдвижение на передний план психо­биологической проблемы было крупным шагом впе­ред. Оно позволило увидеть в психическом не обитающую в теле душу, имеющую пространствен­ные параметры и способную покидать организм, с которым она внешне связана, а способ организа­ции поведения живых систем. Третье направление ставило душевную деятель­ность индивида в зависимость от форм, которые создаются не природой, а человеческой культу­рой, а именно от понятий, идей, этических цен­ностей. Эти формы, действительно играющие огромную роль в структуре и динамике психических процес­сов, были, однако, начиная от пифагорейцев и Пла­тона, отчуждены от материального мира, от реаль­ной истории культуры и общества и представлены в виде особых духовных сущностей, чувственно вос­принимаемых телом.

Исторические этапы развития психологии.

Пять этапов развития психологии.

Историческая перспектива здесь дана лишь для демонстрации фона на котором зарождается новая психология. В качестве основания для разделения этого процесса на этапы мной был выбран критерий цели жизни человека, которую определяет или подразумевает психология. В истории психологии я различаю пять больших периодов: Первый (VI в. до н.э. - XVI в н э) -- когда психологические знания развивались в недрах философии , а также других наук;

Второй ((XVII - нач. XIX вв). - когда в психологии формировался экспериментальный метод; (Два первых периода нас мало интересуют, поскольку это были периоды рождения психологии как науки.)

Третий (10-е гг. - сер. 30-х гг. XX в) - Цель жизни - функционироание: бихевиоризм, психоанализ, аналитическая психология и т.д. ; Четвертый ((50-е гг. XX в. - конец XX в) - Цель жизни - рост и развитие: гуманистическая и трансперсональная психология.

Пятый (настоящее время)- Цель жизни - подъем к высшему состоянию : формирование интегральной психологии будущего.

Рассмотрим подробно три последних периода. Цель жизни - функционирование Психоанализ, аналитическая, индивидуальная психология Представления о развитии личности, личностном росте, разрабатывались в духе психофизиологических теорий о надстройке функциональных систем над физиологическими. Эта позиция видела в пациенте набор симптомов и течение синдромов, частный случай, подкрепляющий ту или иную теорию. Психоаналитические школы рассматривали личностный рост в связи с проблемами преодоления тревоги, фиксаций, неврозов, комплексов. Бихевиоризм

Предполагалось, что путем правильного использования подкрепления при тотальном контроле из человека можно сделать все что угодно. Личность существует только как сумма паттернов поведения.

На этой стадии оказалось возможным рассматривать цель жизни человека как практическую целесообразность. Подобным образом понимаемый смысл определял поведение человека приспособительными интересами, сводящим его жизнь к 'функционированию'. Цель жизни - рост и развитие

Основные понятия психологической науки.

1. Ощущение различают экстерорецептивные ощущения это ощущения внешней среды; интерорецептивные это ощущения внутренней среды; проприорецептивные ощущения это синтетические ощущения. Кроме того различают ощущения дистантные (зрение, слух, обоняние) и контактные (осязание и вкус). Все расстройства чувствительности называют сенсопатиями различают: гипестезия( пониженная чувствительность), гиперестезия(повешенная чувствительность), анестезия(ошибочная чувствительность), парестезия(извращение чувств).

2. Восприятие- процесс синтеза или объединение нескольких ощущений и формирование целостности образа предмета в сознании человека, в отличии от ощущений процессов восприятия основную роль играет структура головного мозга. Восприятие обладает рядом свойств:

-целостность окружающего мира; воспринимается не в виде разрозненных ощущений, а в виде целостных обществ.

-константность, все предметы окружающего мира воспринимаются относительно постоянными по форме, цвету, положению в пространстве.

-котегориальность, восприятие всегда соотносится с мышлением поэтому все воспринимаемые предметы человек относит к какой — то уже известной ему категории предметов.

3. Мышление, способ воспринимать окружающей мир не только чувственно но и через внутренние взаимосвязи. Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.

Мышление в отличии от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.

4. Внимание. Способность человека сконцентрировать свои «познавательные процессы» да одном объекте с целью его изучения (познания).

Внимание - сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Характеристики внимания: устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени), распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей), возможность переключения.

5. Память — способность сохранять, хранить и воспроизводить жизненный опыт. Различают следующие виды: мгновенная, оперативная, кратковременная, долговременная, а так же: наследственная, биохимическая, нейтронная память.

6.Воображение. особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.

7. Речь — совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Речь — один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Наши рекомендации