Инструменты регулирования со стороны Центрального банка
Основные вопросы темы:
1.4.1. Спрос на деньги, их предложение. Формирование рыночной процентной ставки.
1.4.2. Регулирование банковской процентной ставки со стороны Центрального банка.
1.4.1. Ссудный процент – объективная экономическая категория, которая представляет собой цену ссуженной во временное пользование стоимости. Подобные отношения складываются, как было отмечено выше, на финансовом рынке. В структуру финансового рынка входят как денежный рынок, так и рынок капиталов. Граница между ними является чисто условной; тем более для финансово-кредитной организации не может быть резких различий в доходности рубля, отданного в краткосрочный, в долгосрочный кредит, либо вложенного в ценные бумаги. Ссудный процент, с небольшими колебаниями ставки, приблизительно одинаков для всех сегментов финансового рынка.
Согласно теории денег ДЖ. Кейнса общий спрос на деньги распадается на два вида:
· спрос на деньги для сделок МД т (транзакционный спрос);
· спрос на деньги, испытывающий влияние со стороны финансовых активов (спекулятивный спрос) – МД А.
Общий спрос на деньги МД = МД т + МД А.
МД т – прямо реагирует на изменения ВНП и нечувствителен к процентной ставке;
МД А – обратно пропорционален уровню процентной ставки;
МД – как итог также обратно пропорционален процентной ставке.
Предложение денег следует соотнести с двумя уровнями банковской системы: со стороны коммерческих банков и со стороны Центрального банка. Первые, безусловно, заинтересованы в том, чтобы под большой процент предоставлять больше кредитных ресурсов. Другая позиция у ЦБ, поскольку он проводит в жизнь общенациональную политику и является эмиссионным центром, т.е. с помощью регулирования денежной массы ЦБ призван оказывать влияние на состояние экономики в целом. Поэтому ЦБ заранее рассчитывает массу денег в обращении, и их в обращении оказывается строго определенное количество в данный период времени, безотносительно к процентной ставке. Из сказанного вытекает, что рынок денег схематично выглядит так (см. схему 3).
Схема 3. Спрос и предложение на денежном рынке
r (%)
MS
ro E
MD
0 M o M
где M – объем денег для сделок (агрегат M1);
r – процентная ставка;
MS – предложение денег с учетом политики ЦБ;
MD – спрос на деньги;
E – точка равновесия спроса и предложения;
M o – количество денег, в конечном счете предлагаемое всей банковской системой;
ro – рыночная ставка по банковским кредитам и другим финансовым активам.
Из схемы 3 видно, что рыночная процентная ставка может реагировать как на смещение MD, так и на смещение MS. Если изменяется MD – спрос на деньги, - то в большей степени это стихийный процесс, на него можно повлиять лишь косвенно (повысить налоги, сбить инфляционные ожидания и т.п.) и в достаточно долгосрочной перспективе.
Гораздо эффективнее влиять на изменение процентной ставки r посредством расширения или сжатия предлагаемой денежной массы MS, что полностью зависит от политики Центрального банка.
Таким образом, особенность изложенной теории ссудного процента ДЖ. Кейнса состоит в том, что это результат взаимодействия спроса и предложения на денежном рынке, а также в высшей степени психологический феномен, поскольку вложение денег в финансовые активы зависит от привычек, традиций, доверия населения. В России этот фактор как раз не срабатывает. Кроме чисто рыночных сил на ставку процента влияют также: цикличность развития экономики (спад – подъем), уровень накопления денежного капитала и сбережений населения, общий уровень развития денежных рынков и рынков ценных бумаг, открытость для ввоза – вывоза капитала, состояние валютного рынка, тенденции курса национальной денежной единицы и др.
Какое значение имеет уровень процентной ставки на финансовом рынке для экономики? Если не забывать, что деньги заимствуются хозяйствующими субъектами для инвестиций, то чем дешевле кредиты, тем больше средств будет инвестировано в экономику. Но нам известен ограничитель – экономика может дать прирост не более чем в 5 % в течение года (по теории М. Фридмена). Поэтому и количество предлагаемых денег M o может быть увеличено за год не более чем на 5 %. Поскольку рынок уравнивает спрос и предложение, то в результате процентная ставка долгое время может оставаться стабильной, что служит оздоровлению финансового рынка.
Для России в настоящее время актуальна тенденция некоторого расширения денежной массы через ее удешевление и снижение процентных ставок, поскольку идет процесс выхода из кризиса, восстановление производственного потенциала через инвестиции в условиях пока не преодоленной инфляции.
Регулирование процентных ставок со стороны Центрального банка проводится с целью:
оживления инвестиционного процесса;
проведения антиинфляционной политики;
поддержания курса национальной валюты;
укрепления конкурентоспособности банковской системы в структуре финансового рынка в целом.
1.4.2. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России (ЦБР) являются:
процентные ставки по операциям ЦБР;
нормативы обязательных резервов. депонируемых в ЦБР (резервные требования);
операции на открытом рынке (с ценными бумагами государства);
рефинансирование коммерческих банков;
валютное регулирование;
установление ориентиров роста денежной массы;
прямые количественные ограничения.
Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами государственной денежно-кредитной политики.
Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.
Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции.
Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.
Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Банке России устанавливаются Советом директоров.
Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 % обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различными кредитных организаций.
Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.
При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право взыскать в бесспорном порядке с кредитной организации сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном им размере, но не более двойной ставки рефинансирования.
При отзыве лицензии на совершение банковских операций депонированные в Банке России средства используются для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами.
Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров.
Под рефинансированием понимается кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.
Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.
Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организа-циями отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
Банк России ежегодно не позднее 1 октября представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.
Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения: анализ состояния и прогноз развития экономики Российской Федерации; основные ориентиры, параметры и инструменты единой государственной денежно-кредитной политики.
Государственная Дума рассматривает основные направления единой государствен-ной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает решение об их утверждении.
Регулирование денежного обращения в России в последние годы следует признать успешным.
Во-первых, подавлена инфляция: в 2000 г. она составила 12 % в год.
Во-вторых, прекращено покрытие бюджетного дефицита за счет денежной эмиссии. Прирост денежной массы составляет в год не более 10 %, что соответствует потребностям экономики, выходящей из кризиса.
В-третьих, Центральный банк в последнее время проводит политику «дешевых денег», снижает ставки рефинансирования и доходность государственных ценных бумаг с тем, чтобы денежные ресурсы банков и населения направлялись на нужды кредитования и инвестирования производства.
В-четвертых, повышаются рейтинги российских финансовых структур в международных финансовых кругах, Россия становится более безопасной сферой вложения капитала. Это привело к значительному притоку иностранных инвестиций в нашу страну.
В то же время остается ряд нерешенных проблем: взаимные неплатежи, бартерный обмен, теневой оборот денег.
Регулирование экономики посредством кредитно-денежной политики выглядит практически следующим образом. Деятельность ЦБР направлена на изменение денежной массы в обращении, объема кредитования, уровня процентных ставок и других показателей. Она подразделяется на кредитную экспансию (рост) и кредитную рестрикцию (сокращение); то и другое проводится следующими методами:
прямое и косвенное воздействие на денежную массу;
воздействие на спрос и предложение денег;
установление либо количественных, либо качественных параметров динамики денежной массы;
Основные инструменты денежно-кредитной политики:
установление минимальных резервных требований для КБ;
процентная (дисконтная) политика;
рефинансирование КБ;
операции на открытом рынке;
таргетирование.
Минимальные резервные требования влияют на:
объем денежной массы, ликвидность банков;
снижение уровня инфляции, курс национальной валюты;
значение банковского мультипликатора.
В развитых странах этот рычаг отходит на второй план, т. к. лишен эластичности и негативно воспринимается в сфере банковского бизнеса. Ставка резерва не должна превышать 20 % от облагаемой базы, может быть предпринята дифференциация по:
видам вкладов;
их величине;
географическому положению банка;
виду кредитного учреждения.
В России нормативы резервов дифференцированы по срочным вкладам и вкладам до востребования и составляют около 10 %. Обязательные резервы размещаются в ЦБР и служат кредитными ресурсами и гарантом обязательств банков.
Негативные последствия: более конкурентными оказываются те кредитные учреж-дения, которые не обязаны делать такие резервы; банки стремятся использовать такие операции, которые не включаются в базу исчисления обязательных резервов. В период кризиса подобные резервы не могут спасти всю банковскую систему, их недостаточно.
Процентная (дисконтная) политика ЦБ регулирует стоимость центробанковских кредитов. Может проводиться либо политика «дорогих», либо «дешевых» денег. Процентная политика соответствует прямому кредитованию, дисконтная – переучету векселей.
Регулирование осуществляется двояким образом:
через фиксацию ставок кредитов ЦБ (практика России – на конец 2000 г. ставка составляла 25 %);
через контроль над ставками кредитных учреждений (по отдельным видам кредитов, по отдельным банкам).
Процентные ставки по кредитам ЦБ могут резко меняться, исходя из экономической целесообразности. Так, в России они поднимались выше 100 % и опускались до 24 %, в зависимости от уровня инфляции и курса рубля.
Рефинансирование КБ – это предоставление кредитных ресурсов ЦБ в форме:
прямых кредитов (практика РФ);
переучета векселей;
ссуд под залог ценных бумаг (ломбардные) – широко применялись до августа 1998 г. в РФ, сейчас – нет;
организация кредитных аукционов.
Операции ЦБ России на открытом рынке ценных бумаг. Имеется в виду купля-продажа ценных бумаг государственных (ГЦБ), корпоративных, векселей, а также бумаг самого Центрального банка. Продажа означает отток денежной массы из обращения, скупка,– наоборот, рост денежной массы.
Операции различаются:
по условиям сделки (за наличные деньги) или операции РЕПО (обратные);
по сферам проведения операций (госсектор, банковский сектор);
по способам установления ставок (рыночные или центробанковские).
В России этот метод с использованием ГЦБ широко применялся с 1994 г. по август 1998 г. Однако в результате была построена финансовая пирамида, которая рухнула, вызвав общий экономический кризис. В настоящее время ЦБ прибегнул к эмиссии собственных ценных бумаг, обеспеченных золотовалютными резервами. Они называются облигации Банка России (ОБРы). Цель их выпуска – снять избыточные резервы коммерческих банков, не допустить обвал валютного рынка.
Таргетирование – установление целевых ориентиров прироста денежной массы в обращении, установление высших и низших пределов ее увеличения на определенный период. Получило развитие за рубежом в 70-е годы в связи с сильной инфляцией и введением плавающих валютных курсов. По сути это ограничение для изменения объемов денежной массы. Формы разные:
контрольные цифры (Франция);
депозиты (США);
прогнозы (Япония).
На практике ЦБ должен сопоставить реальную динамику денежной массы с установ-ленными ориентирами и определить довольно точно период для своего вмешательства, используя все вышеперечисленные инструменты. В России из-за нестабильности экономики этот метод использовать трудно. Регулирование производится только в краткосрочном периоде.