Сохранение финансовой стабильности в районе
ЕЖЕГОДНЫЙ ОТЧЕТ
Главы Оленинского района об итогах работы за 2013 год
Марта 2014 года
Уважаемые депутаты!
Завершившийся 2013 год был одним из самых тяжелых в жизни Оленинского района. Нашей основной задачей в новых, гораздо худших, условиях, стало сохранение социальной и финансовой стабильности в районе, укрепление финансовой дисциплины. При этом было продолжено выполнение районных целевых программ, сформированных на основе предвыборной программы главы района и партийных проектов местного отделения «Единой России».
Сохранение финансовой стабильности в районе
В связи с изменениями Методики межбюджетных отношений, в значительной мере связанными с недофинансированием Тверской области из федерального бюджета на реализацию Майских Указов Президента РФ по повышению заработной платы работникам социальной сферы, финансовое положение района резко ухудшилось.
Общий объем районного бюджета (без учета целевых средств), по расчетным показателям Минфина, по сравнению с 2012 годом был сокращен на 6 млн. руб. Одновременно с этим, прогноз собственных доходов, которые мы должны собрать, был увеличен примерно в полтора раза. В итоге, финансовая помощь в денежной форме из областного бюджета (опять же, без учета целевых средств) в 2013 году по сравнению с 2012 годом сократилась с 96,7 млн.руб., до 77,8 млн.руб., или почти на 19 миллионов. Но это далеко не все потери района в прошлом году. Дотация предприятиям ЖКХ, за счет которой приобретается, прежде всего, топливо, сократилась на 2,6 млн. руб., при этом изменился в худшую сторону порядок перечисления средств. На 2,5 млн. руб. сократились дотации поселениям, входящим в состав района. Кроме этого, при выделении средств на повышение заработной платы работникам детских садов и учреждений культуры в марте 2013 года нас обязали выделить 4,1 млн.руб. за счет собственных средств – из которых, правда, 1,5 млн. нам частично компенсировали во втором полугодии.
Таким образом, общие потери местного бюджета в 2013 году по отношению к 2012 году составили 26,7 млн. рублей. И было бы удивительно, если бы такие финансовые потери не отразились на социальной обстановке в районе.
В такой ситуации у руководства района имелось три возможных варианта действий.
Первый – это проведение массовой «оптимизации» учреждений образования и культуры, прежде всего – в сельской местности. Именно так действовали многие районы. Считаю, что ликвидация сельских школ, клубов и библиотек в нашем районе является неприемлемой и недопустимой.
Второйвариант, который ничуть не лучше – жизнь в долг, взятие ничем не обеспеченных кредитов и развал платежной дисциплины. Мы с большим трудом вылезали из долговой ямы 12 лет назад, благодаря возможностям действовавшего на тот момент законодательства (которое сегодня уже совершенно другое), и не должны ни при каких обстоятельствах в нее возвращаться. Есть полное понимание, что наращивание муниципального долга в конечном итоге приведет не только к массовой «оптимизации» социальной сферы, но к банкротству МУПов, а в конечном итоге – к утрате управляемости районом. Такую безответственную финансовую политику я также считаю полностью неприемлемой.
Третий вариант, по которому действовала администрация района – управляемое и равномерное снижение расходов по всем учреждениям – как сельским, так и поселковым (прежде всего, через упорядочение их штатной численности) и укрепление финансовой дисциплины со стороны учреждений и муниципальных предприятий. Наш путь – это взвешенная и максимально продуманная финансовая политика. При этом, мы понимаем, что рост заработной платы, опиравшийся на реальные возможности бюджета, не оправдал завышенных ожиданий работников отдельных учреждений.
На повышение заработной платы работникам детских садов, учреждений культуры и дополнительного образования (без учета начислений) было направлено 8385,3 тыс.руб. (в т.ч. полученных из областного бюджета 5303,3 тыс.руб.). В результате, средняя заработная плата учителей за 2013 год составила 17376 руб. (118% к уровню 2012 г.), воспитателей - 16212 руб. (181%), работников культуры – 8207 руб. (129%).
Повышение зарплаты и сохранение ее своевременной выплаты стало возможно только благодаря организационно-штатным мероприятиям, прошедшим с апреля по июнь 2013 г. Была проведена полная инвентаризация всех штатных расписаний в каждой школе, детском саду, клубе, библиотеке. В результате мы, во-первых, добились объективного, а не заниженного учета средней заработной платы бюджетников (что было необходимо в связи с реализацией Майских Указов Президента), а, во-вторых, сократили искусственные вакансии, невостребованные в течение многих лет. Например, в Оленинской средней школе существовали такие экзотические должности, как водитель директора или вожатый. На них никто не работал уже много лет (если вообще когда-то работали), но они год от года закладывались в штаты, в бюджет, а затем «рисовалась» на бумаге фиктивная «экономия», идущая на премирование в конце года.
Для нас в прежних условиях не имело большого значения, что, например, руководитель крупного учреждения, получая зарплату 37 тысяч, дополняет ее высокими премиями и стимулирующими выплатами. Мы спокойно закрывали глаза на то, что, к примеру, на зарплату уборщиц в сельских клубах оформляются безработные родственники основных работников (при том, что саму работу выполняет этот работник, показывая во всей отчетности среднюю зарплату 5, а не 8 тыс.руб.). Мы могли позволить начислять полную ставку воспитателю дошкольной группы из трех детей. Мы делали вид, что наши преподаватели крупных школ получают по 10, а не 18 тысяч, которые расписаны у одного человека на несколько ставок.
Все это район мог себе позволить в нормальной обстановке, пока у нас были деньги. Деньги закончились. Такого бюджета, как, например, был в 2011 году, когда он, единственный раз в истории района, превысил 300 млн.руб., в обозримом будущем нам ждать не приходится. И нам пришлось жестко прекращать все вышеназванное. Потому что альтернативой нашим действиям могли стать либо «оптимизация», либо резкий рост долгов, за которым неизбежно последуют хаос и анархия в районе.
Всего, благодаря штатным мероприятиям, экономия бюджета составила по детсадам и учреждениям культуры за 9 месяцев 2 млн.руб., по школам за 4 месяца - 672,1 тыс.руб.
По дошкольному образованию и культуре район выполнил установленные для нас прогнозные показатели средней заработной платы на 2013 год.
По общему образованию за первые 9 месяцев показатели средней заработной платы также были выполнены. В ноябре 2013 года в соответствующие соглашения внесены поправки, и какие-либо прогнозные показатели по школам Оленинского района были исключены, в связи с отсутствием денежных средств для их достижения.
При этом хочу обратить внимание на очевидный факт. В школах и детских садах уровень заработной платы не только достиг среднего по району (как это предусмотрено в Майских Указах), но и значительно превысил его. Это подтверждается абсолютно всеми статистическими данными.
Мы сохранили почти все районные целевые программы (и, безусловно, сохранили те из них, которые связаны с выполнением местных партийных проектов «Единой России»). Однако по некоторым направлениям финансирование было снижено. При этом мы могли себе позволить такие решения, с учетом запаса прочности, созданного в предыдущие годы. Мы успели, еще при нормальной финансовой ситуации, отремонтировать подавляющее большинство объектов жилфонда, образования, культуры, коммунальной сферы. Поэтому и сегодня, несмотря на снижение объемов этих работ, все муниципальные объекты находятся в нормальном состоянии.
В условиях крайне острого дефицита средств на подготовку к отопительному сезону (и, прежде всего, на приобретение топлива) нам пришлось принимать дополнительные меры экономии в сфере ЖКХ, финансирование которого сократилось сильнее, чем любой другой отрасли. В частности, в теплый период начала и конца отопительного сезона мы вынуждены переводить котельные с угольного на дровяное отопление. Разумеется, дрова как вид топлива, не идут ни в какое сравнение с углем. Но именно эта мера, именно достигнутая экономия угля позволила нам организовать нормальную работу ЖКХ в зимние месяцы. И, наверное, гораздо меньшее зло - испытать некоторый дискомфорт в октябре, чем замерзнуть без топлива в феврале. Разумеется, помогла нам и теплая зима, благодаря которой часть угля останется на осень. Замечу, что вхождение в текущий отопительный сезон, как и все предыдущие годы, начиная с 2002, прошло в нормативные сроки, при полной технической готовности всех котельных и тепловых сетей.
Изменившаяся ситуация с бюджетом заставила нас усилить внимание к финансовой дисциплине в казенных учреждениях и муниципальных предприятиях.У нас в этом вопросе еще далеко не все в порядке и есть над чем работать.
Большой резонанс вызвал Акт Минфина Тверской области от 22.03.2013 г. по итогам ревизии системы образования Оленинского района. При этом, объективность Акта ревизии и достоверность его содержания не вызывает никаких вопросов. Несмотря на то, что факты о нарушениях порядка финансирования школ со стороны администрации района, изложенные в обращении бывшего директора Оленинской средней школы В.Н.Головура в Минфин, и послужившие основанием для проверки, не подтвердились - ревизия установила ряд нарушений в самой Оленинской средней школе. Были выявлены факты незаконной переплаты административному персоналу школы при выполнении работ по совмещению, на общую сумму 401,9 тыс.руб. и даже нецелевое использование бюджетных средств в сумме 143,3 тыс.руб. При этом, сумма нецелевого использования средств, как это и положено по действующему законодательству, была взыскана в областной бюджет за счет района. Еще более вопиющим фактом, чем сами нарушения, стало противодействие со стороны бывшего директора школы принятым главой района мерам по полному и своевременному выполнению законных требований Минфина. Он нарушал. Он попался. Он подставил район под финансовую ответственность. И после этого почему-то возомнил, что ему и дальше будет позволено продолжать те же самые нарушения. Мы долго терпели, и пытались вразумить этого руководителя. Но в итоге пришлось его менять.
Необходимо отметить, что новый директор Оленинской средней школы И.А.Челышева сделала все необходимое по наведению порядка в финансово-хозяйственной деятельности школы, сохранив прежний, традиционно высокий, уровень учебного процесса.
Еще одна проблема, связанная с состоянием финансовой дисциплины – несоблюдение установленных расценок при проведении ремонтных работ. Мы проводим ремонты хозспособом, по расценкам для МУПов и наемных бригад не ради того, чтобы кто-то получил высокую зарплату, а только для того, чтобы уменьшить стоимость работ. Именно поэтому наши расценки значительно отличаются от СНиПов в меньшую сторону. Мы не думали, что у нас есть такие «оборзевшие» МУПы, которые игнорируют нормативные акты главы района и депутатов. В ходе выборочных проверок соблюдения установленных расценок при проведении ремонтных работ в 2013 году выявлены переплаты на общую сумму 550,9 тыс.руб. Эти переплаты произошли по целому ряду договоров. «Курочка по зернышку клюет» - и «наклевала» на полмиллиона!.. Все деньги возмещены районному бюджету в полном объеме за счет предприятий. В прошлом году мы предупредили виновных лиц. В следующий раз, если повторится что-то подобное – будут приняты кадровые решения.
Один из важнейших вопросов для района – сохранение финансовой устойчивости муниципальных предприятий, недопущение их банкротства и перехода в руки частных структур, наличие понятной и объективной системы их финансовой поддержки. В этом направлении проводилась и проводится большая работа все последние годы. Однако и здесь мы видим, что сделано еще далеко не все. Например, очень долго я слышу рассуждения о недостатке финансирования ОМУП «Спецавтохозяйство ЖКХ». Именно общие рассуждения, без конкретных обоснований. При том, что денег у предприятия действительно нет. И совершенно удивительно, что ни САХ, ни Управление ЖКХ ни разу не поднимали вопрос о нормативе по вывозу мусора, в расчете на одного жителя - до тех пор, пока на этот вопрос не обратил внимание глава района. Норматив принимался еще до 1996 года, когда в поселке Оленино не было ни одного контейнера, а мусор вывозился трактором с телегой, к которому почти никто не выходил. Сейчас все достаточно легко посчитать. Есть контейнеры, есть их объем, есть график вывоза, который в основном соблюдается. В итоге выяснилось, что норматив по вывозу мусора для населения занижен более чем в два раза, а выпадающие доходы за год составляют 1026 тыс.руб. – примерно такую же сумму, которой объективно не хватает на зарплату и на ГСМ. Мы будем вынуждены компенсировать эти средства из районного бюджета. Расчет выпадающих доходов будет внесен на рассмотрение депутатов в апреле. Сами деньги придется находить, за счет других социально значимых статей расходов, в четвертом квартале.
При этом, несмотря на действительно сложное финансовое положение САХ, плательщиками за вывоз мусора являются почему-то 4250 человек, при населении поселка 4870 жителей. Это еще одна, и немалая, строка выпадающих доходов. Только ее компенсировать никто не будет. Работайте с населением частного сектора (где точно так же стоят контейнеры), заключайте договора. Это работа именно ЖКХ, а не администрации района.
Можно посчитать и прослезиться – сколько денег потерял тот же САХ за несколько последних лет. Естественно, их никто не вернет.
Я привел этот пример именно как очень показательный. Нашим руководителям МУПов давно пора научиться считать свои деньги, а не просто говорить об их отсутствии. Это всех касается.
Итоги проводившейся в течение всего 2013 года работы по сохранению финансовой стабильности в районе выглядят следующим образом:
Местный бюджет полностью выполнил все свои обязательства перед социальной сферой. Своевременно и в полном объеме профинансированы зарплата, начисления на нее, коммунальные услуги и электроэнергия. Задолженность учреждений отсутствует.