Учет затрат и калькулирование в системе управления себестоимостью продукции. 1 страница
12 Задачи учета затрат на производство. Основные принципы учета затрат на производство. Калькулирование может осуществляться как в рамках учетной системы
(упорядоченный регулярный процесс), так и по требованию (например, сбор и изменение затрат, связанных с заменой оборудования). Конечно, постоянное калькулирование – более дорогостоящее, чем проводимое время от времени, и решение о том, насколько детализированные данные должны поступать из системы производственного учета (между ним и калькулированием существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость; сам производственный учет предполагает сбор информации об издержках предприятия (она обобщается, группируется по различным признакам и анализируется), документальное оформление хозяйственных операций так или иначе связанных с производственными затратами) на регулярной основе, принимается исходя из составления затрат и доходов.
Калькулирование на любом предприятии, независимо от его вида деятельности, размера и формы собственности, организуется в соответствии с определенными принципами.
1. Научно обоснованная классификация затрат на производство.
Общие правила формирования, классификации, оценки и признания расходов по обычным видам деятельности установлены Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденным Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н. необходимо отметить, что в обычной учетной практике расходы можно представить как совокупность затрат, включенных в коммерческую (полную) себестоимость проданной продукции, товаров (работ, услуг).
Отраслевые особенности учета затрат на производство, а также вопросы калькулирования коммерческой (полной) себестоимости товарной продукции рассматриваются в отраслевых нормативных документах и применяются в той части, в которой они не противоречат нормативным и правовым актам (см., например, Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденные Комитетом по торговле РФ по согласованию с Минфином России (Письмо от 25 апреля 1995 г.
№ 1-551/32-2); Типовые методические рекомендации по планированию и учету себестоимости строительных работ (Письмо Минфина России от 30 декабря 1993 г № 161) и др.
2. Установление объектов учета затрат, объектов калькулирования и калькуляционных единиц.
Объекты учета затрат – это места возникновения этих затрат: организация в целом, производство, технологические процессы, цеха, участки, агрегаты, стадии, переделы, бригадокомплекты и т.п. На выбор объектов учета затрат существенно влияют особенности технологических процессов, технические параметры изготовляемой продукции, тип производства, организационная структура организации и его производственных подразделений. Например, в угольной промышленности объекты учета затрат – это виды производств, структурные подразделения, способы добычи, производственные процессы на шахтах, калькуляционные статьи и экономические элементы затрат.
Помимо этого регулирование затрат в системе управления побуждает организации любой отрасли экономики выделять (в оперативном учете) в качестве самостоятельных объектов учета затрат степень использования материальных и трудовых ресурсов в производственном процессе, отдельные
(наиболее емкие) статьи или элементы затрат по содержанию машин и механизмов, оборудования, приборов, зданий и сооружений, бюджетов (смет), затрат на управление.
Объект калькулирования – вид (торговое наименование) продукции. Однако в многопрофильных производствах, вырабатывающих определенные модели и модификации, где производство может развиваться только на базе унификации деталей и узлов, объектом калькуляции становится однородная группа изделий.
Поэтому номенклатура объектов калькуляции является прерогативой организации. При формировании номенклатуры объектов учета затрат и объектов калькуляции необходимо учитывать требования соответствующих отраслевых инструкций.
Объекты калькуляции имеют прямую экономическую связь с калькуляционными единицами, которые, по существу, являются единицей измерения калькуляционного объекта и отличаются от последнего тем, что отражают потребительские свойства продукта труда. В качестве калькуляционных единиц используются: натуральные единицы – штуки, метры, киловат-часы и др.; условно-натуральные единицы (обезличенные, укрупненные) – 100 пар обуви определенного вида; кубический метр железобетонных изделий; станко- комплект и др.; условные (приведенные) единицы – спирт 100%-й крепости; сода каустическая с содержанием 92%-го едкого натра и др.; стоимостные единицы – 1000 руб. автотракторных запасных частей, инструментов и т.п.; единицы работ – одна тонна перевезенного груза; единицы времени – машино-час, машино-день и т.п.; эксплуатационные единицы – мощность, производительность, параметры продукции и т.п.
Из всего комплекса калькуляционных единиц для калькулирования себестоимости продукции используется один измеритель, который рассматривается как основной.
3. Выбор метода распределения косвенных расходов чрезвычайно важен для правильного расчета себестоимости единицы продукции (работ, услуг). Он производится предприятием самостоятельно, записывается в учетной политике и является неизменным в течение всего финансового года.
4. Разграничение затрат по периодам. При этом необходимо руководствоваться принципом исчисления. Его сущность состоит в том, что операции отражаются в бухгалтерском учете в момент их совершения и не увязываются с денежными потоками. Доходы и расходы, полученные (понесенные) в отчетном периоде, считаются расходами и доходами этого периода независимо от фактического времени поступления (или выплаты) денежных средств. Доходы и расходы, не относящиеся к отчетному периоду, не признаются доходами (расходами) отчетного периода, даже если деньги по ним поступили или перечислены в данном периоде.
5. Раздельный учет по текущим затратам на производство продукции и капитальным вложениям. Данный принцип нашел свое отражение в федеральном законе «О бухгалтерском учете» № 129 от 21 ноября 1996 г. и в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина от 29 июля 1998 года № 34н
6. Выбор метода учета затрат и калькулирования. Под методом учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции понимают совокупность приемов документирования и отражения производственных затрат, обеспечивающих определение фактической себестоимости продукции, а также отнесения издержек на единицу продукции. Иными словами, это совокупность способов аналитического учета затрат на производство по калькуляционным объектам и приемов исчисления калькуляционных единиц. Существуют различные методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. Их применение определяется особенностями производственного процесса, характером производимой продукции (оказываемых услуг), ее составом, способом обработки.
Общепринятой классификации методов учета затрат и калькуляции пока не существует. По объектам учета затрат выделяются попроцессный, попередельный и позаказный методы. С точки зрения полноты учитываемых издержек возможно калькулирование полной и неполной («усеченной») себестоимости. В зависимости от оперативности учета и контроля затрат различают метод учета фактической (исторической) себестоимости и учет нормативных затрат.
13 Классификация производств и влияние их специфики на учет затрат.Организация учета производственных затрат зависит главным образом от особенностей технологии производства продукции, типа производства, его назначения, организации.
В зависимости от особенностей технологии производства подразделяют на добывающие и обрабатывающие. К добывающим относят производства, занятые извлечением различных материальных ресурсов из недр земли, лесов и вод (добыча угля, руды, нефти, рыбы и т.п.). В добывающих производствах себестоимость единицы продукции определяют делением суммы затрат отчетного месяца на количество добытой однородной продукции.
Обрабатывающие производства перерабатывают сырье, полученные продукты используются для производственного и личного потребления. Обрабатывающие производства выпускают, как правило, значительное количество изделий. На них обычно имеются остатки незавершенного производства. Они характеризуются сложностью производства, что затрудняет учет затрат и калькулирование себестоимости продукции.
В некоторых обрабатывающих производствах готовый продукт получают путем непосредственной обработки сырья или путем механической сборки частичных продуктов (производство мяса, молока, мебели, часов и т.п.). В других обрабатывающих производствах сырье проходит несколько стадий обработки, которые называют переделами (в колбасном и консервном производствах первый передел – подготовка сырья, второй передел – изготовление колбасных и консервных изделий). При наличии нескольких переделов затраты необходимо учитывать не только по производству в целом, но и по отдельным переделам, а внутри них – по видам продукции, что также усложняет учет производства и калькулирование себестоимости продукции.
На организацию учета производственных затрат значительное влияние оказывает количество и повторяемость выпускаемых изделий. По количеству и степени повторяемости изделий производства подразделяют на три типа: индивидуальные, серийные и массовые.
Наиболее сложна организация учета в индивидуальных производствах: учет затрат необходимо вести по каждому отдельному заказу (изделию, виду работы и т.п.); виды заказов непрерывно изменяются; себестоимость определяют только после окончания всех работ по данному заказу. В серийных и массовых производствах затраты учитывают на всю партию, а себестоимость продукции определяют делением всей суммы затрат на количество произведенной продукции. В условиях массового производства организовать учет значительно проще вследствие выпуска ограниченной номенклатуры изделий, устойчивой технологии производства, лучшей нормативной базы и т.п.
По назначению внутри предприятия производства делят на основные, вспомогательные и обслуживающие производства и хозяйства.
В цехах основного производства производят продукцию (выполняют работы, оказывают услуги), для производства которой создана организация.
помогательные производства обслуживают основное производство, обеспечивая его электроэнергией, водой, инструментами и т.п., – энергетические хозяйства, ремонтно-механические мастерские, ремонтно-строительные цехи, транспортные хозяйства и др.
Во вспомогательных производствах производится, как правило, один или несколько видов продукции (работ, услуг). Поэтому учет затрат и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) в них не вызывает сложностей, свойственных основному производству.
Обслуживающие производства и хозяйства непосредственно не связаны с производственной деятельностью организации. Они призваны оказывать услуги работникам организации – жилищно-коммунальные хозяйства, столовые, буфеты, санатории, дома отдыха и т.п. Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции в них осуществляют таким же образом, как и во вспомогательных производствах.
14 Нормирование расходов для целей налогообложения. Учет нормируемых расходов.для целей налогообложения
В соответствии с Положением о составе затрат... (5) отдельные виды расходов, относимых на себестоимость продукции, для целей налогообложения подлежат корректировке с учетом установленных законодательством норм и нормативов. Такими расходами являются:
компенсация за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей;
представительские расходы;
расходы на рекламу;
расходы на подготовку и переподготовку кадров;
платежи по отдельным видам добровольного страхования;
амортизация по основным средствам;
оплата процентов по кредитам и займам;
расходы на служебные командировки;
расходы на содержание служебного автотранспорта.
Компенсация за использование для служебных поездок личных легковых автомобилейосуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.93 г. № 487 «О предельных нормах компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок», письмом Минфина РФ от 21.07.92 г. № 57 «Об условиях выплаты компенсаций работникам за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок» и приказом Минфина РФ от 04.02.2000 г. № 16н «Об изменении предельных норм компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок».
Письмом Минфина РФ от 21.07.92 г. № 57 установлены следующие требования для выплаты компенсации:
1) если работа по роду производственной деятельности связана с постоянными служебными разъездами в соответствии с должностными обязанностями работника;
2) наличие приказа руководителя организации, устанавливающего размер и условия выплаты. Размер компенсации устанавливается в зависимости от интенсивности использования автомобиля и предусматривает возмещение затрат по эксплуатации автомобиля, его амортизацию, стоимость горюче-смазочные материалов, расходы на техническое обслуживание и технический ремонт;
3) представление в бухгалтерию организации копии технического паспорта личного автомобиля;
4) компенсация выплачивается один раз в месяц независимо от количества календарных дней;
5) компенсация не выплачивается за время, когда личный автомобиль не эксплуатируется (за время нахождения в отпуске, командировке, за время болезни и по другим причинам).
В соответствии с приказом Минфина РФ от 04.02.2000 г. № 16н в настоящее время действуют следующие предельные нормы компенсации за использование легковых автомобилей для служебных поездок (в руб., коп.).
ВАЗ
ЗАЗ (кроме ВАЗ-2121) АЗЛК, ИЖ ГАЗ, УАЗ, ВАЗ-2121
116 148 173 221
Норма компенсаций за использование мотоциклов для работников органов местного самоуправления сельской местности установлена в 91 руб.
При этом компенсация выплачивается с разрешения вышестоящих органов в пределах ассигнований на содержание данного вида транспорта, предусмотренных на эти цели сметой соответствующих расходов.
Организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, могут применять указанные выше предельные нормы с увеличением до 10% в зависимости от конкретных условий эксплуатации легкового автомобиля и мотоцикла.
При использовании для служебных поездок личных легковых иномарок компенсация выплачивается в размерах, установленных для отечественных машин соответствующего класса.
Суммы начисленных компенсаций за использование личных автомобилей отражают по дебету счетов 26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Расходы на продажу» и кредиту счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».
Представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью, — это затраты организаций по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранных), участвующих в переговорах с целью установления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета (правления) организации и ревизионной комиссии.
К представительским расходам относят затраты, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением, посещением культурно-зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятиями культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате предприятия.
Указанные расходы признаются налоговыми органами в пределах утвержденных советом (правлением) смет на отчетный год. Общая сумма расходов по смете и фактические расходы не должны превышать предельных размеров, исчисленных по нормативам, установленным Минфином РФ, которые периодически изменяются. Приказом Минфина РФ от 15.03.2000 г. № 26н нормативы для начисления предельных размеров представительских расходов в год установлены в следующих размерах (с учетом деноминации).
Объем выручки от продажи продукции (работ, услуг) (включая налог на добавленную стоимость) | Предельные размеры представительских расходов |
До 30 млн руб. включительно Свыше 30 млн руб. | 1 % от объема 0,3 млн руб. + 0,5% от объема, превышающего 30 млн руб. |
Организации, осуществляющие торговую деятельность, при исчислении предельных размеров представительских расходов используют показатель валовой прибыли.
Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) разрешается только при наличии оправдательных первичных документов, в которых должны быть указаны дата и место, программа проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица, участники со стороны организации, величина расходов. Организациям рекомендуется определить конкретный порядок расходования средств на представительство, их документального оформления и контроля, включая установление круга лиц, имеющих отношение к этой стороне деятельности организации.
Расходы, по которым невозможно предоставить оправдательные документы (билеты в театр и буклеты спектаклей, которые остаются у членов делегации, буфетное обслуживание и др.), принимаются к учету по актам или докладным запискам, с решением администрации организации о принятии их к учету.
Представительские расходы отражаются по счету 26 «Общехозяйственные расходы» или счету 44 «Расходы на продажу» с кредита счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом до оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.
Представительские расходы нормируются не только в целом к выручке от реализации продукции, но и по конкретным расходам с учетом ранга участников делегации.
Приказом Минфина РФ от 06.07.01 г. № 50н (15) установлены следующие нормы расходов на одного человека: оплата питания в сутки — до 470 руб.; оплата завтрака, ужина, обеда, связанного с официальным приемом в зависимости от ранга участников, — от 520 до 630 руб.; буфетное обслуживание — до 25 руб.; культобслуживание — до 125 руб.; бытовое обслуживание и прочие расходы — до 23 руб.; приобретение сувениров — до 230 руб. для членов делегации и 440 руб. для руководителя делегации; оплата труда переводчиков — до 100 руб.
15 Понятие центра ответственности, их классификация. центр ответственности (ЦО) - это структурное подразделение или иная организационная единица, менеджер которой контролирует определенный, вверенный ему финансовый показатель: доходы, затраты, прибыль (соотношение доходов и затрат), уровень инвестиций.
В зависимости от сферы влияния менеджера (руководителя) структурного подразделения различают четыре вида центров ответственности:
Центр доходов — центр ответственности, менеджер которого контролирует доходы центра и несет за них ответственность.
Центр затрат — центр ответственности, менеджер которого контролирует затраты центра и несет за них ответственность.
Центр прибыли — центр ответственности, менеджер которого контролирует доходы, затраты и прибыль центра и несет за них ответственность.
Центр инвестиций — центр ответственности, менеджер которого контролирует прибыль центра и несет за нее ответственность, а также принимает решения о величине оборотного капитала и капитальных вложениях.
10. Методы группировки издержек по местам формирования и центрам ответственности
В целом, исходя из схемы производственного кругооборота в качестве совокупных мест затрат и сфер ответственности, можно выделить:
• снабжение сырьем, материалами, топливом и энергией;
• производство продукции и услуг;
• продажу продукции, товаров и услуг;
• управление предприятием
се перечисленные сферы деятельности тесно связаны между собой и в рамках одного предприятия не могут существовать обособленно. Однако каждая из них имеет свой самостоятельный объект и условия формирования издержек. Так, в снабжении объектом отнесения расходов является объем сырья, материалов, топлива, покупных полуфабрикатов и товаров, в производстве — объем выпускаемой продукции и величина незавершенного производства, при сбыте — количество реализуемой продукции, товаров и услуг. Управление координирует разностороннюю деятельность организации. Объектом отнесения затрат здесь служат конечные виды продукции и услуг основного и вспомогательных производств, реализуемые сторонним потребителям.
Группировка издержек по совокупным местам затрат и центрам ответственности позволяет объединить разнородные по экономическому содержанию расходы в единые по целевому назначению комплексы. В затраты сферы снабжения, например, включают не только транспортно-заготовительные расходы, связанные с приобретением материальных ресурсов, но и затраты на содержание складских помещений, где они хранятся, расходы отдела материально-технического снабжения, лабораторий по проверке качества сырья и материалов, участков, где производится их подготовка к производственному потреблению
По аналогии в издержки сферы сбыта целесообразно включить, Кроме расходов на тару, упаковку и транспортировку изделий, затраты на содержание отдела сбыта и складов готовой продукции, рекламу и т.п.
16 Учет по центрам затрат. Главный инструмент управленческого учета, позволяющий контролировать деятельность центра затрат - смета. Смета для центра затрат должна содержать информацию об ожидаемых затратах, основанную на планах управления и концепции контролируемых затрат. Определение контролируемых статей - ключевая задача при внедрении на предприятии системы учета по центрам ответственности. В идеале все затраты должны быть закреплены за определенными подразделениями и конкретными подотчетными лицами. Менеджер подразделения должен иметь реальную возможность влиять на величину этих затрат. Широкое распространение получили гибкие сметы, позволяющие пересчитывать ожидаемые затраты на фактический объем производства.
Сравнение фактических результатов с запланированными показателями отражается в отчете об исполнении сметы. Отчет представляет собой таблицу.
17 Учет и отчетность по центрам прибыли.Центр прибыли – подразделение, руководитель которого отвечает как за затраты, так и за прибыли. Это предприятия в составе крупного объединения. Менеджер центра прибыли контролирует цены, объем производства и реализации, а также затраты, поэтому основным контролируемым показателем является прибыль. ЦП может состоять из нескольких центров затрат (предприятия, входящие в состав объединения имеют цехи, участки).
Поскольку управляющие ЦП несут ответственность и обладают полномочиями как в части затрат, так и в части поступлений, то отчеты, используемые в системе учета по ЦО для оценки ЦП, обычно имеют форму отчета о прибыли. Эти отчеты отражают затраты и поступления подразделений вплоть до формирования валовой прибыли от реализации или операционной прибыли.
Валовая прибыль ЦП=Чистая выручка от продаж – Произв. с\с РП
Чистая выручка от продаж=выручка от продаж на сторону + выручка от продаж другим ЦР по трансфертным ценам – скидки и возврат
Производственная с/с = прямые затраты по оплате труда + прямые материальные затраты + накладные расходы данного ЦО.
Отчетность ЦП может быть расширена до показателя операционной прибыли.
Операционная прибыль = валовая прибыль – операционные расходы ЦП
Операционные расходы – расходы по реализации (коммерческие) и административные (общехозяйственные) расходы, но не включающая выплачиваемые проценты за кредит и налог на прибыль (эти расходы осуществляет предприятие в целом). Операционные расходы, относимые на ЦП можно разделить на прямые и косвенные (нельзя непосредственно увязать с ЦП). Тогда в отчет о прибыли можно ввести промежуточный показатель – остаточный
Отчеты о прибыли, где сопоставляются соответствующие величины затрат и поступлений центров прибыли – второй уровень внутрифирменной управленческой отчетности.
18 Отчет центра инвестиций.Центр инвестиций – подразделение, руководитель которого отвечает не только за выручку и затраты, но и за капиталовложения. Примером может служить дочернее предприятие, имеющее право инвестировать собственную прибыль. Цель ЦИ – не только получение максимальной прибыли, но и достижение максимальной рентабельности вложенного капитала, максимальной доходности инвестиций, увеличение акционерной стоимости.
ЦИ можно рассматривать как совокупность центра затрат и центра прибыли. Поэтому к нему в равной мере применимы те же учетно-аналитические инструменты, что и к центрам ответственности других видов.
Управление затратами ЦИ осуществляют при помощи операционного бюджета, отчета о его исполнении, баланса и отчета о денежных потоках. Оценка эффективности функционирования ЦИ осуществляется путем расчета аналитических показателей: традиционных (рентабельность капиталовложений, окупаемость вложенного капитала) и дисконтированием денежных потоков (внутренняя норма рентабельности, чистая приведенная стоимость).
Поскольку обычно центром инвестиций является предприятие, то отчетность представляет собой традиционную финансовую отчетность предприятия. По абсолютным величинам прибыли нельзя сравнить деятельность подразделений. Относительную эффективность подразделения определяют при помощи специального аналитического показателя – рентабельность активов.
ROA=прибыль/активы
В качестве базы активов можно принять: 1) суммарные активы, непосредственно идентифицируемые с отделением; 2) операционные (используемые) активы (суммарные минус незанятые, купленные для будущего использования); 3) оборотный капитал (текущие активы минус текущие обязательства плюс другие активы (ОС); при этомисключается часть текущих активов, финансируемых краткосрочными кредитами.
19 Трансфертные цены. Принятию решения относительно величины, времени, места и способа финансового трансферта предшествует работа менеджера по определению издержек, выгод и ограничений, связанных с каждым из способов, анализ их налоговых последствий, так как в конечном итоге при решении вопроса о способе перевода прибылей, заработанных за рубежом, главным является уменьшение налоговых отчислений компании в целом. Задача снижения налогов стоит на первом месте при выборе формы и метода организации международной экономической деятельности компании.
На способы финансовых трансфертов и механизм внутрифирменных потоков фондов влияют такие факторы, как:
- объем услуг, оказываемых материнской компанией дочерней компании;
- сумма производственных затрат, исключаемых из налогооблагаемой базы согласно налоговому законодательству страны пребывания;
- доля косвенных затрат, относимая на счет дочерней компании;
- финансовое положение компании в целом, включая ее взаимоотношения с налоговым ведомством и возможности привлечения кредитов.
Только два первых из названных каналов отражают внутрифирменное движение финансовых ресурсов в явной форме (открытые операции).
В американских фирмах более 50% всех переводов капитала от иностранного аффилиата (филиального отделения) к родительской компании осуществляется посредством выплаты дивидендов. Перевод средств в форме дивидендов наиболее простой, но при наличии правительственных ограничений в виде установления верхнего предела переводимых дивидендов эффективность его падает (в Бразилии, например, дивиденды, превышающие 12% вложенного капитала, облагаются 40 — 60% — ным налогом). В таких случаях расходы по переводу дивидендов высоки и применение этого канала невыгодно.
Правительственные ограничения, включая запреты прямого и дивидендного перевода капитала, вызывают необходимость использовать другие способы финансового трансферта. Транснациональные компании помимо открытых широко применяют и скрытые методы переброски прибыли, внешне представляющие собой обмен товарами и услугами между подразделениями. Используя эти каналы, можно выводить прибыль из-под контроля государства, что дает возможность уменьшить налоговые обязательства.
Наиболее известный путь перемещения капитала в нужное место — применение трансфертных цен во внутрифирменной торговле между материнской и дочерними компаниями, работающими в странах с разными уровнями налоговых ставок, с целью минимизации общей суммы налогов всей компании. Внутрифирменная трансфертная цена-это цена, устанавливаемая на товары и услуги для продажи в рамках одного предприятия или объединения.
Практика таких цен может содействовать проведению в жизнь стратегии и тактики, разработанных с учетом налоговых и валютных факторов. Повышение внутрифирменной цены увеличивает прибыль поставщика. Ее уменьшение влечет за собой более высокую доходность подразделения, пользующегося его товарами или услугами. Подобное манипулирование прибылью и наличными средствами в рамках одного объединения представляет собой инструмент перераспределения налоговых расходов и фактического перевода валютных средств (в транснациональных корпорациях). Таким образом, система трансфертных, или внутрифирменных, расчетных цен в стратегии международного предпринимательства решает задачу глобальной максимизации доходов и уменьшения налогового бремени.
Расчет трансфертных цен
Применяемые во взаиморасчетах между производственными подразделениями компании трансфертные цены рассчитываются методом рыночных цен, регулируемых рыночных цен и методом «себестоимость плюс прибыль».