Э.: Владимир Иванович, что вы пожелаете бухгалтерам? 5 страница
При инвентаризации используют типовые бланки по формам N ИНВ-15 "Акт инвентаризации наличных денежных средств" и N ИНВ-16 "Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности". В акте комиссия указывает, сколько наличных денег, ценностей и других документов (марок, путевок, авиабилетов) находилось в кассе в момент проведения ревизии. Главный бухгалтер фирмы указывает в акте стоимость ценностей в кассе по данным бухгалтерского учета. Здесь же указывают номера последних на дату ревизии приходного и расходного кассовых ордеров. Оборотную сторону акта заполняют, если во время ревизии комиссия обнаружила недостачу или излишки ценностей. Строку "Объяснение причин излишков и недостач" заполняет работник, ответственный за сохранность ценностей (кассир).
Если в результате инвентаризации была выявлена недостача, руководитель может принять одно из решений:
- удержать сумму недостачи с материально ответственного лица;
- списать недостачу за счет средств организации (если в недостаче нет вины кассира или если руководитель отказался от взыскания недостачи с кассира).
Решение руководителя фиксируют на оборотной стороне акта.
Иногда кассиры или руководители фирмы хранят в кассе свои личные сбережения или другие ценности. В таких случаях имейте в виду: не только недостача, но и излишек денег является нарушением порядка ведения кассовых операций. Такие излишки, выявленные при инвентаризации, должны быть изъяты комиссией и оприходованы.
Акт может быть оформлен так, как показано на странице 72.
Унифицированная форма N ИНВ-15
┌──────────┐
│ Код │
├──────────┤
Форма по ОКУД │ 0317013 │
ООО "Агрегат" ├──────────┤
------------------------------------------------ по ОКПО │ 40062011 │
организация ├──────────┤
- │ - │
-------------------------------------------------------- │ │
структурное подразделение ├──────────┤
________________________________________________________ │ │
├──────────┤
Вид деятельности │ 28.12 │
┌──────┼──────────┤
Основание для проведения приказ, -постановление, │номер │ 37 │
инвентаризации: распоряжение- │ │ │
────────────────────────┼──────┼──────────┤
ненужное зачеркнуть │дата │30.12.2016│
└──────┼──────────┤
Вид операции │ 12 │
└──────────┘
┌─────────┬───────────┬──────┐
│ Номер │ Дата │ │
│документа│составления│ │
├─────────┼───────────┼──────┤
АКТ │ 14 │ 30.12.2016│ │
ИНВЕНТАРИЗАЦИИ НАЛИЧНЫХ └─────────┴───────────┴──────┘
ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, НАХОДЯЩИХСЯ ПО СОСТОЯНИЮ
30 декабря 2016
НА "--" ------------ Г.
РАСПИСКА
К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные
документы на денежные средства сданы в бухгалтерию и все денежные
средства, разные ценности и документы, поступившие на мою
ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Материально ответственное лицо:
Кассир Петрова Петрова В.И.
---------------- -------------- ----------------------
должность подпись расшифровка подписи
Акт составлен комиссией, которая установила следующее:
7560 20
1) наличных денег ----------- руб. ---- коп.
- -
2) марок ----------- руб. ---- коп.
- -
3) ценных бумаг ----------- руб. ---- коп.
- -
4) ----------- руб. ---- коп.
- -
5) ----------- руб. ---- коп.
7560 20
Итого фактическое наличие на сумму ------------ руб. ---- коп.
цифрами
Семь тысяч пятьсот шестьдесят
------------------------------------------------------------------
прописью
двадцать
_______________________________________________ руб. -------- коп.
7560 20
По учетным данным на сумму -------------------- руб. ---- коп.
цифрами
Семь тысяч пятьсот шестьдесят
------------------------------------------------------------------
прописью
двадцать
_______________________________________________ руб. -------- коп.
- -
Результаты инвентаризации: излишек ------------ руб. ---- коп.
- -
недостача ---------- руб. ---- коп.
Последние номера кассовых ордеров: приходного N -------------,
расходного N --------------
Директор Аксаков Аксаков А.Н.
Председатель комиссии --------- --------- --------------------
должность подпись расшифровка подписи
Бухгалтер Симонова Симонова А.Ю.
Члены комиссии: --------- --------- --------------------
должность подпись расшифровка подписи
Зав.
складом Горбунков Горбунков В.А.
--------- --------- --------------------
должность подпись расшифровка подписи
Начальник
цеха N 1 Иващенко Иващенко А.П.
--------- --------- --------------------
должность подпись расшифровка подписи
Подтверждаю, что денежные средства, перечисленные в акте,
находятся на моем ответственном хранении.
Кассир Петрова Петрова В.И.
Материально ответственное лицо --------- ------- -------------
должность подпись расшифровка
подписи
30 декабря 2016
"--" -------------- ---- г.
Как сверить расчеты
Результаты инвентаризации задолженностей по счетам расчетов отражают в едином акте по форме N ИНВ-17 и специальной справке (приложение к форме N ИНВ-17).
Комиссия проводит инвентаризацию на основании договоров, платежных документов, актов сверки расчетов, налоговых деклараций, авансовых отчетов и т.д. Она должна определить сроки возникновения дебиторской и кредиторской задолженностей и возможность их погашения.
Внимание! Фирма вправе самостоятельно принять решение о том, использовать ли в целях проверки обоснованности данных учета акт сверки расчетов. Акт сверки носит вспомогательный характер и призван помочь выявлению ошибок в расчетах с контрагентами. Подписание акта сверки сторонами означает подтверждение наличия задолженности или исполнение сторонами своих обязательств и отсутствие каких-либо претензий друг к другу. При этом акт сверки не является гарантией или обеспечением обязательства погашения задолженности. При их использовании фирма должна отразить в учетной политике порядок оформления и документооборот указанных актов сверки расчетов.
В акте должны быть указаны:
- счета бухгалтерского учета, на которых числятся задолженности;
- суммы задолженностей, согласованные и не согласованные с дебиторами (кредиторами);
- суммы задолженностей, по которым истек срок исковой давности. Срок исковой давности составляет три года с момента возникновения задолженности. Если при инвентаризации выявлена задолженность с истекшим сроком исковой давности, то ее надо списать с баланса фирмы по приказу руководителя.
К акту прикладывают справку. В справке отражают реквизиты каждого дебитора или кредитора организации, причину и дату возникновения задолженности, сумму задолженности.
Образец акта и справки смотрите на следующих страницах.
Унифицированная форма N ИНВ-17
┌──────────┐
│ Код │
├──────────┤
Форма по ОКУД │ 0317015 │
ООО "Агрегат" ├──────────┤
------------------------------------------------ по ОКПО │ 40062011 │
организация ├──────────┤
- │ │
-------------------------------------------------------- │ │
структурное подразделение ├──────────┤
Вид деятельности │ - │
┌──────┼──────────┤
Основание для проведения приказ, -постановление, │номер │ 41 │
инвентаризации: распоряжение- │ │ │
────────────────────────┼──────┼──────────┤
ненужное зачеркнуть │дата │26.12.2016│
└──────┼──────────┤
Вид операции │ - │
└──────────┘
┌─────────┬───────────┐
│ Номер │ Дата │
│документа│составления│
├─────────┼───────────┤
АКТ │ 12 │ 31.12.2016│
ИНВЕНТАРИЗАЦИИ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ, └─────────┴───────────┘
ПОСТАВЩИКАМИ И ПРОЧИМИ ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ
Акт составлен комиссией о том, что по состоянию на "--"
декабря 2016
--------- ---- г. проведена инвентаризация расчетов с
покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами.
При инвентаризации установлено следующее:
1. По дебиторской задолженности
Наименование счета бухгалтерского учета и дебитора | Номер счета | Сумма по балансу, руб. коп. | |||
всего | в том числе задолженность | ||||
подтвержденная дебиторами | не подтвержденная дебиторами | с истекшим сроком исковой давности | |||
ООО "Вариант" | 52 000,00 | 52 000,00 | - | - | |
АО "Гигант" | 42 388,00 | - | - | 42 388,00 | |
ПАО "Миллениум" | 15 000,00 | 15 000,00 | - | - | |
Итого | 109 388,00 | 67 000,00 | - | 42 388,00 |
Оборотная сторона формы N ИНВ-17
2. По кредиторской задолженности
Наименование счета бухгалтерского учета и кредитора | Номер счета | Сумма по балансу, руб. коп. | |||
всего | в том числе задолженность | ||||
подтвержденная кредиторами | не подтвержденная кредиторами | с истекшим сроком исковой давности | |||
ИП Новиков С.Д. | 16 400,00 | - | - | 16 400,00 | |
ФГУП "Генератор" | 30 000,00 | 30 000,00 | - | - | |
Итого | 46 400,00 | 30 000,00 | - | 16 400,00 |
Все подсчеты итогов по строкам, страницам и в целом по
акту инвентаризации проверены.
Гл.
бухгалтер Артемьева Артемьева В.И.
Председатель комиссии --------- --------- ------------------------
должность подпись расшифровка подписи
Начальник
цеха N 2 Петров Петров В.Н.
Члены комиссии: ----------- ------- ------------------------------
должность подпись расшифровка подписи
Экономист Осеева Осеева И.А.
----------- ------- ------------------------------
должность подпись расшифровка подписи
- - -
----------- ------- ------------------------------
должность подпись расшифровка подписи
Приложение
к форме N ИНВ-17
ООО "Агрегат"
------------------------------------------------------------------
организация
-
------------------------------------------------------------------
структурное подразделение
СПРАВКА
12 31 декабря 2016
К АКТУ N ------ ОТ "--" -------- ---- Г. ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ, ПОСТАВЩИКАМИ И ПРОЧИМИ
ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ ПО СОСТОЯНИЮ
31 декабря 2016
НА "--" ---------- ---- Г.
Номер по порядку | Наименование, адрес и номер телефона дебитора, кредитора | Числится задолженность | Сумма задолженности, руб. коп. | Документ, подтверждающий задолженность | |||||
наименование | номер | дата | |||||||
за что | дата начала | дебиторская | кредиторская | ||||||
ООО "Вариант", г. Рязань, ул. Невская, д. 24, тел. 111-22-33 | продажа продукции | 05.03.2016 | 52 000,00 | - | товарная накладная | 05.03.2016 | |||
АО "Гигант", г. Калуга, ул. Строителей, д. 67, тел. 123-11-78 | оказание услуг перевозки | 22.08.2016 | 42 388,00 | - | товарно-транспортная накладная | 22.08.2016 | |||
ИП Новиков С.Д., г. Тверь, ул. Коммунаров, д. 45, тел. 373-11-33 | покупка материалов | 15.06.2016 | - | 16 400,00 | акт сверки взаимных расчетов | 21/45 | 30.11.2016 | ||
ФГУП "Генератор", г. Саратов, ул. Успенская, д. 28, тел. 123-77-45 | аренда офиса | 30.11.2016 | - | 30 000,00 | договор | 2/2010 | 31.12.2016 | ||
ПАО "Миллениум", г. Обнинск, ул. Совхозная, д. 82, тел. 737-40-50 | аванс на покупку канцтоваров | 19.07.2016 | 15 000,00 | - | выписка банка | 19.07.2016 | |||
- | - | - | - | - | - | - | - | - | |
- | - | - | - | - | - | - | - | - |
Куликовская Куликовская И.А.
Бухгалтер ------------------ ---------------------------------
подпись расшифровка подписи
Печатать с оборотом без заголовочной части.
Подпись печатать на обороте.
Внимание! Инвентаризация обязательств должна проводиться по состоянию на 31 декабря включительно (Письмо Минфина России от 9 января 2013 г. N 07-02-18/01).
Как оформить результаты инвентаризации
После инвентаризации оформленные описи и акты передайте в бухгалтерию фирмы. Если в них зафиксированы расхождения между фактическими остатками материальных ценностей и остатками по данным бухгалтерского учета, то суммы отклонений занесите в сличительные ведомости. Для этих ведомостей предусмотрены унифицированные формы. По каждому виду ценностей форма своя. Например, в форме N ИНВ-18 указывают результаты инвентаризации основных средств, в форме N ИНВ-19 - товарно-материальных ценностей и т.д.
Сличительные ведомости составляют в двух экземплярах:
- один экземпляр остается в бухгалтерии;
- второй экземпляр передают работнику, ответственному за сохранность данного вида ценностей.
Ведомости хранят в архиве фирмы пять лет.
В некоторых случаях вы можете покрыть недостачу излишками аналогичных материальных ценностей (пересортица). Иногда при пересортице можно провести взаимозачет излишков и недостач. Материально ответственные лица должны представить комиссии объяснения о допущенной пересортице. В сличительной ведомости отразите зачет, то есть укажите сумму недостач, покрытую излишками.
Иногда может оказаться, что недостачи или излишки ценностей возникли из-за ошибок в бухгалтерском учете. Например, отдельные ценности не были оприходованы. В этой ситуации разницу между учетными данными и результатами инвентаризации отразите в графе "Отрегулировано за счет уточнения записей в учете". Такая графа есть в сличительной ведомости N ИНВ-19, предназначенной для ревизии товарно-материальных ценностей.
Сличительная ведомость может быть заполнена так, как показано на страницах 76 - 77.
Унифицированная форма N ИНВ-19
┌──────────┐
│ Код │
├──────────┤
Форма по ОКУД │ 0317017 │
ООО "Агрегат" ├──────────┤
------------------------------------------------ по ОКПО │ 40062011 │
организация ├──────────┤
Складское хозяйство N 2 │ - │
-------------------------------------------------------- │ │
структурное подразделение ├──────────┤
Вид деятельности │ 28.12 │
┌──────┼──────────┤
Основание для проведения приказ, -постановление, │номер │ 17 │
инвентаризации: распоряжение- │ │ │
────────────────────────┼──────┼──────────┤
ненужное зачеркнуть │дата │26.12.2016│
└──────┼──────────┤
Дата начала инвентаризации │30.12.2016│
├──────────┤
Дата окончания инвентаризации │31.12.2016│
├──────────┤
Вид операции │ 85 │
└──────────┘
┌─────────┬───────────┐
│ Номер │ Дата │
│документа│составления│
├─────────┼───────────┤
│ 15 │ 31.12.2016│
СЛИЧИТЕЛЬНАЯ ВЕДОМОСТЬ └─────────┴───────────┘
РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ТОВАРНО-
МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Проведена инвентаризация фактического наличия ценностей,
находящихся на ответственном хранении
Кладовщика Сомова Андрея Михайловича
------------------------ -----------------------------------------
должность фамилия, имя, отчество
- -
------------------------ -----------------------------------------
должность фамилия, имя, отчество
31 декабря 2016
по состоянию на "--" --------- ---- г.
При инвентаризации установлено следующее:
2-я страница формы N ИНВ-19
Номер по порядку | Товарно-материальные ценности | Единица измерения | Номер | Результаты инвентаризации | Отрегулировано за счет уточнения записей в учете | ||||||||||||
инвентарный | паспорта (документа о регистрации) | излишек | недостача | ||||||||||||||
код по ОКЕИ | наименование | излишек | недостача | ||||||||||||||
количество | сумма, руб. коп. | количество | сумма, руб. коп. | ||||||||||||||
наименование, характеристика (вид, сорт, группа) | код (номенклатурный номер) | количество | сумма, руб. коп. | номер счета, статьи, заказа | количество | сумма, руб. коп. | номер счета, статьи, заказа | ||||||||||
Термостат "Геркулес" | шт. | - | - | 3000,00 | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||
Термостат "Антей" | шт. | - | - | - | - | 3000,00 | - | - | - | - | - | - | |||||
Итого | 3000,00 | 3000,00 | - | - | Х | - | - | Х |
Куликовская Куликовская И.А.
Бухгалтер ----------- --------------------------
подпись расшифровка подписи
3-я страница формы N ИНВ-19
Пересортица | Приходуются окончательные излишки | Окончательные недостачи | |||||||||||||
излишки, зачтенные в покрытие недостач | недостачи, покрытые излишками | ||||||||||||||
количество | сумма, руб. коп. | номер счета | количество | сумма, руб. коп. | количество | сумма, руб. коп. | количество | сумма, руб. коп. | |||||||
количество | сумма, руб. коп. | порядковый номер зачтенных излишков | количество | сумма, руб. коп. | порядковый номер зачтенных излишков | ||||||||||
3000,00 | 3000,00 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||
С результатами сличения ознакомлен:
Материально Кладовщик Сомов Сомов А.М.
ответственное(ые) лицо(а) ---------- ------- -------------------
должность подпись расшифровка подписи
_________ _______ ___________________
должность подпись расшифровка подписи
Внимание! На ценности, которые находятся у вас на ответственном хранении или в аренде, составьте отдельные сличительные ведомости.
На основании данных ведомостей бухгалтер должен внести исправительные записи в бухгалтерский учет. Излишки оприходуйте, недостачи взыщите с материально ответственных лиц или спишите.
Как исправить найденные ошибки
В ходе инвентаризации могут быть выявлены излишки и недостачи материально-производственных запасов, основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений. Они могут возникать из-за того, что те или иные ценности или хозяйственные операции были отражены в учете неверно. В этой ситуации бухгалтеру придется внести исправления в учет.
Для исправлений ошибок следует руководствоваться специальным ПБУ 22/2010.
Ошибки текущего года исправляют в месяце их обнаружения.
Если ошибки отчетного года выявлены после его завершения, но до утверждения отчетности, исправления датируют 31 декабря отчетного года.